Жилище славян в XVII-XIXвв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 18:57, курсовая работа

Описание

Цель этой работы - показать, каким было жилище XVII-XIX в., и какую роль оно сыграло для понимания менталитета славян, их нравов, обычаев и привычек, пришедших в современный мир из далёкого прошлого.

Задачи работы
рассмотреть жилище с точки зрения материальной культуры;
проанализировать приметы и поверия, связанные со строительством и обустройством дома;
сравнить историческое и современное значение восприятия жилища.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
Глава I. Строительная обрядность восточных славян
Обряды, предваряющие строительство жилища………………………6
Ритуальные аспекты технологии строительства. «Строительная жертва» и укладка первого венца………………………………………9
Обряды при переходе в новый дом……………………………………15
Глава II. Типы строений
2.1 Жилые постройки ………………………………………………...…….18
2.2 Не жилые постройки……………………………………………………19
Глава III. Убранство дома
3.1 Внешнее убранство дома……………………………………………….24
3.2 Внутренняя обстановка крестьянского жилища………………………24
Заключение …………………………………………………………………….30
Библиография………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Kursovaya_rabota.docx

— 67.10 Кб (Скачать документ)

Покрывала (окутки, одеяльницы)- это  ситцевые или суконные (на овечьем  меху) шерстяные одеяла.

Простыни были очень редки. В  Вологодской губернии встречались  настилальники, строченные по краям, «по  перевити», которыми занавешивали передний край кровати.

Колыбели (зыбки, люльки) вырабатывались из различного материала. Чаще всего  они были деревянные, лубяные, плетенные  из корней или прутьев. Иногда люльки представляли собой деревянную или  железную раму с нашитой холстиной.

  1. Предметы для освещения

Деревенские избы первой половины XIX в. освещались преимущественно лучиной, вставлявшейся в светцы. Светец состоял из массивного деревянного круглого, в виде торца, или кубической  формы основания с укрепленным на нем столбиком, вершину столбика вставлялся железный короткий четырехгранный прут (светильня), рассеченный с одного конца на четыре пальца, в которые вкладывалась лучина. Большинство дошедших до нашего времени светцов устанавливалось на полу. Такой примитивный осветительный прибор мог сделать каждый крестьянин-бедняк своими средствами. Незначительную сумму он должен был израсходовать лишь на покупку его железной части.

Настольные подсвечники делались деревянные, глиняные, медные и железные.

Для выхода во двор применялся призматический фонарь из четырех деревянных рам  со слюдой или стеклом. Одна из стенок фонаря поднималась для того, чтобы  можно было вставить свечу.

В центрально-черноземных степных  областях для освещения применялись  глиняные плошки с фитилем из пряденой нити, опущенным в жир. Они назывались каганцами.

К концу XIX в. крестьяне Поволжья и  центральных губерний начали пользоваться керосиновым освещением. В деревнях появились лампы со стеклянными или жестяными резервуарами. В эти резервуары вставлялись медные горелки с плоским, тканным в виде ленты фитилем. Лампы подвешивались над обеденным столом на каркасе из железной проволоки, под железным окрашенным абажуром. Пользовались также настенными лампами с рефлектором из белой жести для усиления света.

До появления спичек пользовались огнивом — железной кованой пластинкой, которой с помощью кремня зажигался трут. Огниво с принадлежностями хранилось обычно за поясом в кожаном мешочке, называемом на севере трутоношей.

  1. Средства хранения вещей

Необходимыми в быту каждого  крестьянина средствами «ранения одежды и ценных вещей были сундуки, ларцы, коробьи, коробейки. шкатулки.

Сундуки, укладки, коробьи составляли принадлежность приданого. Они украшались росписью, резьбой, цветной жестью.

Лубяные коробьи вырабатывались в XVII в. в Новгородской, а позднее  и в других губерниях России (Тульской, Тверской, Нижегородской, Ярославской  и Вологодской). Лубяные коробьи  оковывались полосами железа, снабжались прочными замками, расписывались (Вологодская н Ярославская губернии). На вологодских коробьях роспись была плоскостная и характеризовалась черным контуром рисунка. На них изображались сказочные птицы, сцены с человеческими фигурами, сложные переплетения из растительных форм, геометрические фигуры — ромбы, звездочки. городки, зубчики и т. д. Роспись же лубяных коробьев из Поволжья, ярославского типа, отличалась мотивами из растительных форм букетами, яркими цветами по голубому или светло-желтому фону; роспись делалась бесконтурная, живописная19.

Вырабатывались в разных местах России. По форме и наружной отделке отличались местным своеобразием. На Урале (например, в Нижнем Тагиле, Невьянске) в XVIII в. они делались на кедрового или соснового дерева, глубокими, почти кубической формы, с двумя, а иногда и стремя все уменьшающимися отделениями и крышками, с общей кровлей на четыре ската. Нижнетагильские сундуки оковывались сплошь белым железом с орнаментом чеканной работы. Кроме чеканки, на боковых сторонах делались круглые, овальные или сердцеобразные выемки, в которые вставлялись зеркала из выпуклого отполированного белого железа (жести). Размеры сундуков были разные — от двух метров и меньше. Маленькие сундуки назывались ларчиками.

Нижнетагильские сундуки второй половины XIX в обивались белым железом, выглядели просто и имели форму продолговатых ящиков с плоской крышкой.

Павловские сундуки были простой  продолговатой формы, обивались  крестообразно- «в решетку»- тонкими полосами железа. Особенно ценились так называемые подносные сундуки, нарядная боковая сторона которых расписывалась цветами и букетами (как на подносах).

Широко были распространены по всей России сундуки, ларчики в форме теремков и позднее шкатулки, вырабатывавшиеся в XVIII и первой половине XIX в в Великом Устюге. Узорнопросвеченная обивка на этих сундуках с подкладкой из подкрашенной слюды (позднее под узорнопросвеченное железо подкладывалась цветная — красная, зелёная — бумага) была очень яркая. Ставились эти сундуки также замками, издававшими мелодичный звук. Великоустюжские сундуки стоили дорого и приобретались лишь богатыми крестьянами.

 

 

 

 

Заключение

С каждым годом исследователи всё  больше и больше могут рассказать о том, как жили наши предки, как  они строили свои жилища, где истоки того, что мы видим сейчас в деревнях, и насколько большие произошли  изменения. И это очень важно  для понимания того, что происходит сейчас. Жилище, отражая быт, традиции, менталитет человека, показывает ещё  и социальные различия, духовный уровень  развития, насколько крепки и глубоки  связи с другими народами. Чёткая организация быта славян, соблюдение общепринятых правил и обрядов, показывает, насколько  человек привязан к своей истории, как трудно ему отказываться от старых привычных вещей. И эта особенность, ярко проявляясь в укладе жизни, заметна и в других областях жизни, даже в современном мире. Например, политике, культуре, медицине.

Но необходимо двигаться дальше, не забывая про то, откуда всё  началось и каким образом развивалось, чтобы иметь возможность проанализировать опыт прошлого, суметь опереться на собранные нашими предками знания и  умения.

Да, традиционную избу понемногу заменяет каменный дом. Но её место не на свалке истории, а в музеях народного деревянного зодчества. Там расскажет она и о бытовом укладе крестьян, и о их нравах, и об их высокой одаренности, поднявшей простую избу до уровня замечательных памятников архитектуры.

 

Библиография

Список литературы

1 Е.А. Семенова, С.Е. Быкова. Уроки краеведения. Липецк, 2008, С.61.

2 Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л.,1983, С.36.

3 Семенова М. Мы- славяне. Санкт –Петербург, 1998, С. 121.

4 Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л.,1983, С.29.

5 Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л.,1983, С.59.

6 Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л.,1983, С.61.

7 Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л.,1983, С.104.

8 Н.Н. Воронин.  История культуры Древней Руси. М., 1951,  с.214.

9 А.С. Бежкович, С.К. Жегалова. Хозяйство и быт русских крестьян. М., 1959, с.143.

10 Материалы по истории помещичьего и крестьянского хозяйства в первой четверти XVIIIв. с. 81, 121.

11 А.С. Бежкович, С.К. Жегалова. Хозяйство и быт русских крестьян. М., 1959, с.145.

12 А.С. Бежкович, С.К. Жегалова. Хозяйство и быт русских крестьян. М., 1959, с.151.

13 Н.Н. Воронин. История культуры Древней Руси. М., 1951,  с.226

14 А.С. Бежкович, С.К. Жегалова. Хозяйство и быт русских крестьян. М., 1959, с.153.

15 А.С. Бежкович, С.К. Жегалова. Хозяйство и быт русских крестьян. М., 1959, с.156

16 Е.А. Семенова, С.Е. Быкова. Уроки краеведения. Липецк, 2008, С.62.

17 В.А. Александров.  Русские. Историко-этнографический атлас. М.,1970, с.61.

18А.С. Бежкович, С.К. Жегалова. Хозяйство и быт русских крестьян. М., 1959, с.172

19 А.С. Бежкович, С.К. Жегалова. Хозяйство и быт русских крестьян. М., 1959, с.175-179

 

 


Информация о работе Жилище славян в XVII-XIXвв