Анализ современного рынка пластиковых карт в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 10:03, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является теоретическое изучение методов организации работы с пластиковыми картами в современном коммерческом банке.
Для достижения поставленной цели в данной работе были поставлены следующие задачи:
- дать общую характеристику платежных систем и услуг, оказываемых банками в рамках систем расчетов по пластиковым картам;
- дать характеристику пластиковых карт, их классификацию;
- проанализировать правовые основы работы систем расчетов по пластиковым картам в Российской федерации;

Содержание

Ведение……………………………………………………………………………2
1. Теоретические аспекты функционирования платежных систем и пластиковых карт
1.1. Общая характеристика платежных систем и услуг, оказываемых банками в рамках систем расчетов по пластиковым картам……………………………5
1.2. Виды и их характеристика…………………………………………………8
1.3. Правовое регулирование в области пластиковых карт…………………19
2. Анализ современного рынка пластиковых карт в Российской Федерации
2.1 Проблемы применения пластиковых карт в России…………………….24
2.2. Анализ развития рынка пластиковых карт в РФ…………………………32
Заключение………………………………………………………………………38
Список использованных источников…………………………………………..41

Работа состоит из  1 файл

Переделаная Курсовая.docx

— 142.81 Кб (Скачать документ)

Владельца пластиковой карты опасность  может подстерегать и дома. Уже  несколько лет международная  организация Secure Computering бьет тревогу: мошенники  изобрели новый способ выуживания секретных  кодов. Новая технология под названием fishing (в переводе с английского "рыбалка") проста и абсолютно автоматизированна. "Рыбаки" настраивают телефонный автонабиратель номеров, который круглосуточно  работает в определенном регионе.

Когда потенциальная  жертва снимает трубку, автоответчик предупреждает, что его пластиковая  карта находится в руках мошенников, и просит срочно перезвонить по указанному номеру. Перепуганные владельцы карт делают, что им сказано, а на другом конце провода компьютерный голос  вежливо просит пройти сверку данных и ввести с клавиатуры телефона секретный  код пластика. Параллельно выясняется номер счета, полное имя и адрес  держателя, срок действия его карты. Через некоторое время жертва мошенников обнаруживает свой пластиковый  кошелек пустым.

Экономисты  называют пластиковую карту «услугой века», одним из ключевых элементов  «технологической революции в банковском деле». Поэтому изучение проблем  использования пластиковых карт в России представляется особенно актуальным, а изучение мировой практики и  перспектив развития рынка пластиковых  карт в России приобретают в настоящее  время конкретную значимость.

Масштабы  и характер использования платежных  карт обоснованно рассматриваются  в качестве одного из важнейших индикаторов  уровня развития ритейлового банковского  бизнеса. Пластиковая карта - это  многоразовый платежный и кредитный  инструмент длительного пользования, обладающий наиболее высокой на сегодня  степенью защиты от подделок и к  тому же содержащий идентификационную  информацию о держателе карточки, позволяющий производить проверку его платежеспособности.4 В настоящее время пластиковый бизнес - это более 1,3 млрд. выпушенных карт. Ежегодный мировой оборот превышает 3 трлн. долл. Платежные карты принимаются более чем 20 млн. торгово-сервисных предприятий. Около полумиллиона банковских отделений, предоставляющих услуги, проводят операции с платежными картами, а число банкоматов превысило 700 тыс. Наряду с локальными (национальными) системами всё более широкое развитие получают международные системы расчетов с использованием платежных карт. Основная часть мирового рынка пластиковых карт контролируется двумя крупнейшими компаниями - Visa International и MasterCard International. Если разделить весь мировой рынок пластиковых карт на сферы влияния основных игроков - платежных систем, то получится следующая картина: на платежную систему Visa приходится около 57%, на Europay/MasterCard примерно 26%, на American Express - порядка 13%, и на другие (включая DinersClub и JCB) - 4%. 5

Рассматривая  банковскую пластиковую карту как  платежный инструмент нужно выделить основные ее достоинства и преимущества. Для самого клиента - это удобство в использовании, уменьшение риска  потери средств, льготы при получении  услуг в предприятиях торговли и  сервиса, уменьшение затрат при проведении финансовых операций, автоматическая конвертация, финансовая привлекательность - начисление процентов, удаленное управление счетами и многое другое; - для  предприятий - расширение продаж и привлечение  новых покупателей, снижение затрат на инкассацию выручки, повышение безопасности работы с использованием подписей владельцев, престиж и ряд других преимуществ; - для банков - расширение спектра  услуг, появление новых клиентов, снижение стоимости операций за счет безбумажной технологии, взимание дополнительных комиссий - и как следствие, увеличение дохода, повышение конкурентного потенциала банка.

К сожалению, для российского пользователя банковская карта представляет собой скорее больше не платежный инструмент, а  средство снятия наличных денег. По данным исследования КОМКОН доля карточных платежей в ежедневных расчетах населения более чем в 10 раз ниже, чем в американских супермаркетах, где они составляют 60%. Это объясняется рядом причин, которые и предопределили проблемы, существующие на рынке пластиковых карт в России. 6

Во-первых, развитие телекоммуникационной инфраструктуры в России по сравнению с другими  развитыми странами находится на низком уровне. Во-вторых, финансовый кризис 1998 года в значительной степени подорвал доверие к банкам, однако сейчас ситуация меняется в лучшую сторону. В-третьих, к сожалению, пока не разработана  полноценная государственная политика в отношении рынка пластиковых  карт, которая предусматривала бы как законодательное регулирование  всего комплекса отношений между  участниками рынка, так и разработку программ поддержки отечественных  инновационных решений в области  расчетов пластиковыми карточками. И  четвертой проблемой нужно выделить проблему безопасности. Тем не менее, сейчас во всем мире наблюдается тенденция  перехода с магнитных карт на смарт-карты, что, безусловно, способствует повышению  степени безопасности расчетов в  целом. Уже в отдельных регионах получили широкое распространение  карты с микропроцессором (смарт-карты).

Рынок платежных  карт всё больше становится полем  конкурентной борьбы между российскими  банками. Операции по банковским карточкам  относятся к числу наиболее доходных видов банковской деятельности. В  среднем доход на единицу затрат в карточном бизнесе выше, чем  по другим видам операций. Во-первых, нужно отметить такие доходные проекты  как реализация зарплатных схем, столь популярных в России и некоторых странах СНГ. Издержки обслуживания подобных проектов для банка минимальны вследствие высокой степени автоматизации процесса. Во-вторых, весьма существенными могут быть для банка комиссионные отчисления за проведение платежей при использовании пластиковых карт, а также комиссии, получаемые от торгово-сервисных предприятий за обслуживание.

Специфика российского рынка состоит в  том, что рынок развивается в  основном не за счет индивидуальных вкладчиков и держателей карт, а за счет зарплатных проектов. Суть которых - обслуживание банком процесса начисления и выдачи заработной платы сотрудникам предприятия  с использованием банковских пластиковых  карт. Эта система очень широко распространена в регионах России и  доля зарплатных карточек оставляет  порядка 80 процентов всех выпушенных карт. Это во многом объясняет поведение  держателей, которые после начисления заработной платы сразу же ее снимают  в банкомате, отсюда и возникает  высокий процент снятия наличных денежных средств.

Однако, стимулом к использованию пластиковых  карт в России будет сочетание  двух условий. Первое: механизм расчетов по карте должен быть не менее удобен, чем с использованием наличных денежных средств. Второе: пользование картами  должно быть доступным, то есть минимальным  по стоимости и выгодным клиенту.

Тем не менее, несмотря на наличие препятствий  и трудностей, а также на довольно крупные начальные затраты, связанные  с запуском и отработкой технологий использования пластиковых карт, российские банки всё активнее используют этот инструмент для реализации стратегических целей по развитию ритейлового бизнеса. Если банк рассчитывает удержаться в  какой-либо нише на рынке частных  вкладов, ему не обойтись без выпуска  платежных карт.

Как утверждают сами экономисты: «Будущее банковских услуг - за пластиковыми картами».7 И это действительно так, - несмотря на целый ряд проблем, российский рынок пластиковых карт развивается достаточно быстрыми темпами и внушает большие надежды.

Таким Образом, в целом спектр предлагаемых банками  карточек достаточно широк. Крупнейшие российские банки ведут свою деятельность по предоставлению карточек.

 

 

2.2 Анализ развития рынка пластиковых карт в РФ

 

Развитие  российского рынка платежных  карточек является одним из важнейших  факторов при решении задач по сокращению расчетов наличными деньгами и развитию безналичных расчетов в области розничных платежей. Для решения указанной задачи Банком России проводиться работа по созданию условий для дальнейшего  совершенствования современных  инструментов розничных платежей, способствующих развитую в России карточной индустрии.

Развитие  карточной индустрии обеспечивает повышение прозрачности финансовых операций, прирост налоговых поступлений, существенно снижает издержки, связанные  с обслуживанием наличного денежного  оборота, ведет к увеличению объема привлеченных денежных средств в  банковскую сферу и соответственно кредитных возможностей банков, а  так же во многом способствует активному  развитию смежных сфер деятельности, таких как производственная, социальная и сфера занятости.

Среди платежных  инструментов, используемых на рынке  розничных платежей, одному из ведущих  позиций занимают платежные карточки.

Во многом благодаря универсальности платежной  карточки, адекватно отвечающей потребностям розничного бизнеса, возможно решать различные  задачи не только в сфере розничных  услуг, но и в социальной, бюджетной  сферах. Поэтому кредитными организациями, развивающими свои розничные банковские услуги, отдается предпочтение (не только в Росси, но и зарубежном) карточному направлению.

 

 

 

Рисунок 1 - Структура российского рынка пластиковых карт

 

Из отечественных  продуктов выделяют тока Сберкарт, которая занимает около 6% рынка. В  целом можно сказать, что карты  российских систем значительно уступают международным картам по степени  распространения.

Самые распространенные виды карт среди пользователей дебетовых  карт – Cirrus/Maestro (MasterCard) и Visa Electron (33 и 31 соответственно). Около 11% используют карту MasterCard Standard, а карты VISA Classic и Сберкарт применяют только по 8% пользователей. Такое распределение объясняется низкими тарифами на обслуживание Cirrus/Maestro и VISA Electron предпочтениями предприятий- работодалей .8  рис.2.

 

Рисунок 2 - Платежные системы дебетовых карт

Спрос на кредитные  карты тоже растет. Популярность данного  банковского продукта эксперты связывают  с кредитным бумом. Население  нуждается в заемных средствах, а получать их по карте и проще  и удобнее.

Среди держателей кредитных карт большинство пользуются картой VISA Classic (31%), вторая по популярности платежная система – MasterCard и MasterCard Standard (18%). Примерные равные доли пользуются картами VISA Gold (13%), MasterCard Gold (11%) и American Express (10%)9 рис 3.

 

Рисунок 3 - Платежные системы кредитовых карт

 

На развитие рынка пластиковых карт оказывает  влияние культур потребления этих продуктов. В отличии от европейских стран и США, в России большинство потребителей пока еще используют карту для получения заработной платы или стипендии (90%). Доля респондентов, использующих карту для оплаты товаров и услуг в магазинах, составляет 10%, для хранения сбережений – 6% (рис 4).

Рисунок 4 - Цели использования банковских карт

 

Наиболее  распространенными пластиковыми карточками являются зарплатные карточки, с помощью  которых россияне получают заплату, пенсию, стипендию. 90% опрошенных держателей пользуются именно запрлатными карточками.

Каждый  десятый россиянин, пользующийся пластиковыми карточками, сообщил, что имеет в  своем распоряжении кредитную карту. 7% опрошенных являются держателями  дебетовой карточки без овердрафта и 2% - дебетовой карточки с овердрафтом.10 Подобнее распространенность различных видов пластиковых карточек приставлена на рис.5.

 

Примечание. Сумма ответов превышает 100%, так как вопрос предполагал  выбор нескольких видов карточек.

Рисунок 5 - Количество пользователей основными видами пластиковыми картами, % пользователей пластиковыми картами

 

Большинство держателей пользуются только одной  пластиковой картой. Об этом сообщили 85% опрошенных. Каждый десятый держатель (12%) использует две карточки. У 2 % опрошенных в обращении находиться три карточки, и у 1% - четыре или пять пластиковых  карточек. Структура держателей карточек по количеству карточек в обращении представлена на рис.6.

 

Рисунок 6 - Структура держателей карточек по количеству карточек в пользовании у респондента, % пользователей карточек

Таким образом, принимая во внимания значительный темп роста выпуска карточек (ежегодно около 140%) можно прогнозировать, что  через один-два года на каждого  жителя будет приходиться по одной  карточке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Рынок банковских услуг претерпевает серьезные изменения и в последние годы приобрел все черты динамично развивающегося рынка пластиковых карт.

На рынке  представлено множество типов карточек. Банки-эмитенты активно конкурируют  между собой, стремясь привлечь больше клиентов. В результате конкурентной борьбы снижаются стоимость карты  и взимаемые комиссионные за пользование  ими. Возможен вариант, когда банки распространяют свои карты в виде подарка.

Большое значение приобрели льготы держателям карточки: скидки при оплате товаров  и услуг, билетов в кассах аэрофлота, туристических путевок и т.д.

Современная стратегия поведения банков предполагает предоставление таких стимулов и  цен, которые с одной стороны, не разорили бы банк, а с другой - не дали бы возможности клиентам использовать пластиковые карты банков-конкурентов. Цены в ряде случаев устанавливаются  с учетом «поведения» держателей. Лучшие клиенты получают самые низкие процентные ставки и самые лучшие типы карт.

Развитие  инфраструктуры рынка пластиковых  карт России (сети торговых и сервисных  точек, принимающих к оплате пластиковые  карты, банкоматов, расчетных центров  и т.п.) отстает от темпов выпуска банковских карт. В России торговые предприятия не стремятся заключать договора на прием и обслуживание банковских карт, поскольку их нет в достаточном количестве у населения, а граждане не заинтересованы в получении карточки, т.к. отсутствует достаточная приемная сеть.

Информация о работе Анализ современного рынка пластиковых карт в Российской Федерации