Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 22:11, реферат
Бюджетный процесс РФ,Понятие и основы правового регулирования государственных и муниципальных доходов
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО
Бюджет - это основной финансовый план
государства или органов местного самоуправления,
роспись доходов и расходов, облеченная
в форму закона.
Бюджетное устройство
РФ - это организация бюджетной системы
и принципы ее построения. В связи с образованием,
распределением и использованием посредством
государственных и местных бюджетов совокупности
денежных фондов в РФ существует целая
бюджетная система. Бюджетная система
включает в себя органы, обладающие бюджетными
полномочиями: финансовые органы; органы
денежно-кредитного регулирования; органы
государственного (муниципального) финансового
контроля.
Правовые нормы, закрепляющие бюджетное
устройство, устанавливают виды бюджетов,
действующих на территории страны, место
и роль каждого из них, принципы их функционирования
и взаимосвязи. Эти нормы являются в бюджетном
праве основополагающими, поскольку выражают
право государственных и административно-
Бюджетная система
РФ представляет собой основанную на
экономических отношениях и юридических
нормах совокупность федерального бюджета,
республиканских, краевых, областных,
иных бюджетов субъектов РФ и местных
бюджетов. В соответствии с законодательством
РФ бюджетная система РФ состоит из бюджетов
трех уровней: первый уровень - федеральный
бюджет и бюджеты государственных внебюджетных
фондов; второй уровень - бюджеты субъектов
РФ и бюджеты территориальных государственных
внебюджетных фондов; третий уровень -
местные бюджеты.
Важнейшими принципами
бюджетного устройства РФ являются:
•
единство (единство правовой базы, денежной
системы, форм бюджетной документации,
принципов бюджетного процесса в
РФ, единый порядок финансирования
расходов бюджетов всех уровней бюджетной
системы РФ и т.д.);
• принцип разграничения доходов и расходов
между уровнями бюджетной системы РФ;
самостоятельность бюджетов;
• принцип полноты отражения доходов
и расходов - все доходы и расходы бюджетов
различных уровней подлежат отражению
в бюджетах в обязательном порядке и в
полном объеме; сбалансированность - в
идеале объем предусмотренных расходов
должен соответствовать предусмотренным
доходам;
• принцип минимизации дефицита бюджета;
эффективность и экономность использования
бюджетных средств;
• принцип общего (совокупного) покрытия
расходов бюджетов; гласность; достоверность;
адресность и целевой характер бюджетных
средств.
Бюджет государства и местного самоуправления
играет значительную роль в политической
и хозяйственной жизни страны. Под бюджетом
государства в России в связи с федеративным
устройством понимаются бюджет России
(федеральный бюджет) и бюджеты субъектов
РФ. В соответствии с Конституцией РФ федеральный
бюджет находится в ведении Российской
Федерации и ему придается высшая юридическая
сила, он утверждается в форме федерального
закона. Средства федерального бюджета
должны использоваться с соблюдением
норм федерального закона, утвердившего
его. На уровне образований местного самоуправления
создаются местные бюджеты, обеспечивающие
финансовыми ресурсами выполнение ими
своих задач и функций.
Роль бюджета состоит в том, что он создает
финансовую основу, необходимую дли деятельности
государственных органов и органов местного
самоуправления.
Бюджетные средства предназначены
для:
1)
функционирования органов
2) осуществления международной деятельности
государства, в том числе международных
договоров, возврата и предоставления
кредитов, выполнения международных обязательств
по охране окружающей природной среды,
культурных и информационных связей;
3) национальной обороны;
4) правоохранительной деятельности и
обеспечения безопасности государства;
5) функционирования федеральной судебной
системы;
6) фундаментальных исследований и содействия
научно-техническому прогрессу;
7) развития промышленности, энергетики
и строительства;
8) развития сельского хозяйства, транспорта,
дорожного хозяйства, информатики, рыночной
инфраструктуры;
9) предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций;
10) развития образования, культуры, искусства
и средств массовой информации, здравоохранения;
11) осуществления социальной политики
и т. д.
Вся финансовая система
Бюджетный процесс РФ
Бюджетный процесс - это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением. Бюджетный процесс строится в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.
В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят:
- финансовые органы (Министерство финансов, Федеральное казначейство, Налоговая инспекция и др.);
-
органы денежно-кредитного
- органы государственного (муниципального)
контроля.
Каждый орган имеет свои задачи и свои бюджетные полномочия.
Участники бюджетного процесса:
-
Президент РФ, Государственная дума,
Совет Федерации,
- органы законодательной (представительной)
власти;
- органы исполнительной власти;
- органы денежно-кредитного регулирования;
- органы государственного и муниципального
финансового контроля;
- органы государственных внебюджетных
фондов;
- главные распорядители и распорядители
бюджетных средств;
- иные органы (бюджетные учреждения, получатели
бюджетных средств).
Органы представительной власти рассматривают, утверждают и контролируют исполнение федерального бюджета.
Органы исполнительной власти составляют и исполняют бюджеты, представляют отчеты об их исполнении.
Банк России разрабатывает основные направления денежно-кредитной политики, обслуживает счета бюджетов, выполняет функции генерального агента по государственным ценным бумагам.
Органы государственного контроля контролируют исполнение бюджетов и государственных внебюджетных фондов, проводят экспертизы проектов бюджетов и целевых программ.
Главный
распорядитель бюджетных
Распорядитель бюджетных средств распределяет средства по подведомственным получателям, составляет бюджетную роспись, утверждает сметы доходов и расходов бюджетных учреждений, контролирует использование бюджетных средств.
Рассмотрим сущность бюджетного процесса на примере федерального бюджета. Составление проекта федерального бюджета осуществляется Правительством РФ и начинается не позднее, чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года. Составление проекта бюджета основывается:
-
на бюджетном послании
- прогнозе социально-экономического развития
на очередной финансовый год;
- основных направлениях бюджетной и налоговой
политики;
- прогнозе сводного финансового баланса;
- плане развития государственного или
муниципального сектора экономики.
Одновременно с проектом бюджета составляется перспективный финансовый план на три года, который законодательно не утверждается. Бюджетное послание Президента РФ направляется Федеральному собранию РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году. В бюджетном послании определяется бюджетная политика РФ на очередной финансовый год. Прогноз социально-экономического развития разрабатывается на основе данных о социально-экономическом развитии за последний финансовый год и прогноза на планируемый финансовый год. Баланс финансовых ресурсов - это баланс всех доходов и расходов. Он составляется на основе отчетного баланса за предыдущий год и прогноза на следующий год. План развития государственного или муниципального сектора экономики включает в себя перечень и сводный план финансово-хозяйственной деятельности федеральных казенных предприятий, государственных или муниципальных унитарных предприятий; программу приватизации государственного или муниципального имущества, сведения о предельной платной численности государственных или муниципальных служащих и военнослужащих по главным распорядителям бюджетных средств; план предоставления услуг бюджетными учреждениями.
Исходными
макроэкономическими
Первый этап формирования федерального бюджета - разработка федеральными органами исполнительной власти и выбор Правительством РФ плана прогноза социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год; разработка Министерством финансов РФ основных характеристик федерального бюджета и распределение расходов федерального бюджета в соответствии с функциональной классификацией расходов. Одновременно Правительство РФ рассматривает предложения об увеличении МРОТ и минимального размера государственных пенсий, о порядке индексации заработной платы работников бюджетной сферы. Министерство финансов направляет бюджетные проектировки федеральным органам исполнительной власти для распределения по конкретным получателям средств из бюджета, уведомляет органы исполнительной власти субъектов РФ о методике формирования межбюджетных отношений на очередной финансовый год.
Второй этап формирования бюджета - распределение федеральными органами исполнительной власти предельных объемов бюджетных средств в соответствии с функциональной, ведомственной и экономической классификациями расходов. Одновременно уполномоченный орган исполнительной власти формирует перечень целевых программ, подлежащих финансированию из федерального бюджета. Несогласованные вопросы рассматриваются межведомственной правительственной комиссией.
Разработка
и согласование показателей проекта
бюджета завершаются не позднее
15 июля года, предшествующего финансовому
году. С 15 июля по 15 августа Правительство
РФ рассматривает прогноз
Проект
закона о бюджете содержит основные
характеристики бюджета: общий объем
доходов и расходов, дефицит бюджета;
доходы бюджета по группам, подгруппам
и статьям; нормативы отчислений
от доходов в пользу бюджетов других
уровней; расходы бюджета по разделам
и подразделам функциональной классификации;
общий объем капитальных и
текущих расходов бюджета; доходы и
расходы целевых бюджетных
В составе расходов указываются лимиты предоставления инвестиционных налоговых кредитов.
В проекте закона о бюджете должны быть даны следующие характеристики государственного долга:
-
источники финансирования
- верхний предел внутреннего и внешнего
долга по состоянию на 1 января года, следующего
за финансовым годом;
- предел предоставления государственных
гарантий третьим лицам на привлечение
внутренних и внешних заимствований;
- предел государственных внешних заимствований;
- объемы и перечень государственных внешних
заимствований;
- пределы предоставления государственных
кредитов иностранным государствам и
их юридическим лицам, международным организациям.
Проект
бюджета и другие документы вносятся
на рассмотрение законодательного органа
РФ, субъекта РФ, местного самоуправления.
Одновременно с проектом закона о
бюджете рассматриваются
Информация о работе Бюджетная система и бюджетное устройство