Бюджетная система и бюджетное устройство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 22:11, реферат

Описание

Бюджетный процесс РФ,Понятие и основы правового регулирования государственных и муниципальных доходов

Работа состоит из  1 файл

Фин.право (5 семинар).docx

— 36.40 Кб (Скачать документ)

     Правительство РФ вносит на рассмотрение Государственной  думы и Президента проект федерального закона о федеральном бюджете  не позднее 15 августа текущего года. Проект бюджета направляется Советом  Государственной думы или ее председателем  в Комитет по бюджету, который  дает заключение о соответствии предоставленных  документов и материалов Бюджетному кодексу. Проект бюджета принимается  на рассмотрение Государственной думой  или возвращается на доработку в  Правительство. Совет Государственной  думы направляет проект бюджета в  Совет Федерации, комитеты Государственной  думы и Счетную палату для внесения замечаний и предложений. Государственная  дума рассматривает проект в четырех  чтениях.

     В первом чтении проект рассматривается  в течение 30 дней со дня его внесения Правительством в Государственную  думу. При этом обсуждаются концепция бюджета и прогноз социально-экономического развития РФ, основные направления бюджетной и налоговой политики, взаимоотношения бюджетов, проект программы внешних заимствований, основные характеристики федерального бюджета (доходы, их распределение между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ, дефицит бюджета в абсолютных цифрах и в процентах к расходам, источники его покрытия, общий объем расходов бюджета). Если проект утверждается Государственной думой, то утверждаются основные характеристики бюджета. Если в первом чтении проект отклоняется, то он передается в согласительную комиссию или возвращается на доработку. При повторном отклонении проекта бюджета в первом чтении Государственная дума ставит вопрос о доверии Правительству.

     Во  втором чтении утверждаются расходы  по разделам функциональной классификации  и размер ФФПР. Государственная дума рассматривает проект во втором чтении в течение 15 дней. Если проект отклоняется  во втором чтении, то он передается в  согласительную комиссию, которая состоит  из представителей Государственной  думы, Совета Федерации и Правительства.

     В третьем чтении утверждаются расходы  по подразделам функциональной классификации  и главным распорядителям по всем четырем уровням функциональной классификации, распределяются средства ФФПР расходы на финансирование федеральных  целевых программ, федеральной адресной инвестиционной программы, программы  предоставления гарантий Правительства, программы предоставления средств  бюджета на возвратной основе, программы  внешних заимствований. В третьем  чтении проект рассматривается в  течение 25 дней.

     В четвертом чтении законопроект голосуется в целом. Срок равен 15 дням. Внесение в него поправок не допускается.

     Принятый  Государственной думой Закон  в течение 5 дней передается в Совет  Федерации, который рассматривает  его в течение 14дней. Одобренный Советом Федерации Закон в  течение 5 дней направляется Президенту для подписания и обнародования. Если Совет Федерации отклоняет  Закон, то он передается в согласительную комиссию и затем повторно принимается  Государственной думой. При отклонении Закона Президентом он передается в  согласительную комиссию. Если Закон  не вступит в силу до начала финансового  года, то Государственная дума принимает  федеральный закон о финансировании расходов в первом квартале.

     Правительство РФ разрабатывает и представляет в Государственную думу проекты  федеральных законов о внесении изменений и дополнений в федеральный  закон о федеральном бюджете.

     В Российской Федерации установлено  казначейское исполнение бюджетов. Органы исполнительной власти организуют исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Эти органы являются кассирами всех расходов и получателями бюджетных средств, осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений. При этом действует принцип единства кассы, который предусматривает зачисление всех доходов и источников финансирования дефицита бюджета, осуществление всех расходов с единого счета бюджета.

     Исполнение  бюджетов всех уровней осуществляется на основе бюджетной росписи, которая составляется главным распорядителем по распорядителям и получателям бюджетных средств. На основании бюджетных росписей главных распорядителей составляется сводная бюджетная роспись и направляется в орган, исполняющий бюджет.

     Уведомления о бюджетных ассигнованиях доводятся  до распорядителей и получателей  бюджетных средств. Бюджетные учреждения составляют сметы доходов и расходов и представляют их на утверждение  вышестоящему распорядителю, который  их утверждает.

     Орган, исполняющий бюджет, утверждает для  распорядителей и получателей бюджетных  средств лимиты бюджетных обязательств. Бюджетные обязательства - это обязанность органа, исполняющего бюджет, совершать расходование средств определенного бюджета в течение определенного срока в соответствии с законом о бюджете и со сводной бюджетной росписью.

     Получатели  бюджетных средств составляют платежные  и другие документы для совершения расходов и платежей в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и сметы доходов и расходов. Орган, исполняющий бюджет, проверяет эти документы и совершает разрешительную надпись. Расходование денежных средств осуществляется путем их списания с единого счета бюджета в размере подтвержденных бюджетных обязательств в пользу юридических и физических лиц.

     Расходы бюджета могут быть сокращены. Если финансирование из бюджета сокращается  не более чем на 5%, то ввести режим  сокращения расходов может руководитель финансовых органов. Если финансирование сокращается более чем на 5%, но меньше чем на 10%, то ввести режим  сокращения расходов могут Правительство  РФ, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления. Если финансирование сокращается более  чем на 10%, то орган исполнительной власти представляет законодательному органу проект закона о внесении изменений  и дополнений в закон о бюджете.

     Возможна  блокировка расходов бюджета. Она осуществляется по решению руководящего финансового  органа на любом этапе исполнения бюджета (например, при нецелевом  использовании бюджетных средств).

     Если  доходы бюджета превышают утвержденные законом показатели, то превышение используется на покрытие дефицита и  погашение долговых обязательств бюджета. При этом изменения в закон  о бюджете не вносятся. Если превышение больше 10%, то вносятся изменения в  закон о бюджете.

     Главный распорядитель и распорядитель  бюджетных средств имеют право  перемещать ассигнования между получателями бюджетных средств в объеме не более 5% лимита бюджетных средств, доведенного  до получателя.

     Размещение  бюджетных средств на банковских депозитах и получение за счет этого доходов не допускаются.

     Если  лимит бюджетных средств не финансируется  в полном объеме (за исключением  случаев сокращения и блокировки расходов бюджета), то получатель бюджетных  средств имеет право на компенсацию  в размере недофинансирования. Компенсация  осуществляется в соответствии с  судебным актом.

     Все доходы бюджета, источники финансирования дефицита и расходы бюджета подлежат бюджетному учету, основанному на едином плане счетов. Отчетность об исполнении бюджета может быть оперативной, ежеквартальной, полугодовой и годовой. Представляет ее уполномоченный исполнительный орган в законодательный орган, контрольные органы и Федеральное  казначейство. Годовой отчет об исполнении бюджета - законодательный орган.

     Финансовый  год завершается 31 декабря. Лимиты бюджетных  обязательств прекращают свое действие также 31 декабря.

     Контроль  за исполнением бюджета осуществляют законодательные органы. Существуют следующие формы контроля:

     - предварительный - в ходе обсуждения и утверждения проектов законов; 
- текущий - в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов (комиссиями, рабочими группами законодательных органов власти); 
- последующий - в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

     Финансовый  контроль осуществляют Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных  образований, главные распорядители, распорядители бюджетных средств. Отчет об исполнении бюджета проверяется  контрольными органами. Если исполнение бюджета не соответствует закону, то законодательный орган имеет право отклонить отчет об исполнении бюджета и обратиться в Прокуратуру РФ для привлечения к ответственности виновных должностных лиц. Законодательный орган субъекта РФ местного самоуправления вправе выразить недоверие соответствующему органу исполнительной власти и его должностным лицам, отозвать выборные должностные лица, привлечь к иным формам ответственности исполняющий орган или его должностных лиц.

     К нарушителям бюджетного законодательства могут быть применены следующие  меры:

     - предупреждение о ненадлежащем  исполнении бюджетного процесса; 
- блокировка расходов; 
- изъятие бюджетных средств; 
- приостановление операций по счетам в кредитных учреждениях; 
- наложение штрафа; 
- начисление пени; 
- иные меры.

     Применять эти меры имеют право руководители органов Федерального казначейства и их заместители. Основаниями для  применения вышеназванных мер могут  быть:

     - неисполнение закона о бюджете; 
- нецелевое использование бюджетных средств; 
- невозврат или несвоевременный возврат бюджетных средств; 
- неперечисление или несвоевременное перечисление процентов за пользование бюджетными средствами; 
- неперечисление или несвоевременное перечисление бюджетных средств их получателям; 
- несоответствие уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитов бюджетных обязательств; 
- предоставление бюджетных кредитов, ссуд и
инвестиций с нарушением установленного порядка и др.  

     Понятие и основы правового  регулирования государственных  и муниципальных  доходов

     Для осуществления его функций государству  требуются соответствующие финансовые ресурсы, поэтому в его собственность  и распоряжение направляется часть  национального дохода страны в виде различных денежных платежей и поступлений. В результате государство располагает  своими доходами, то есть государственными доходами. Они находятся в собственности  Российской Федерации и ее субъектов (республик, автономной области, автономных округов, краев, областей). Распоряжаются ими соответствующие органы государственной власти. Помимо этого собственными доходами располагают города и районы и входящие в них административно-территориальные образования. Это муниципальные (местные) доходы, распоряжение и управление которыми осуществляют органы местного самоуправления — местные Советы и местная администрация1.

     В процессе формирования своих доходов  государство привлекает в свое распоряжение часть чистого дохода, создаваемого в различных областях общественного  производства, действующего на основе разных форм собственности — государственной, муниципальной, общественной, частной. Кроме того, государство использует для образования своей финансовой базы и часть личных доходов граждан, полученных ими от. участия в производстве, предпринимательской деятельности, от вложения средств в ценные бумаги, от использования имущества и т.д. В формировании доходов государства участвуют все звенья финансовой системы.

     По  своей структуре государственные  доходы представляют совокупность отдельных  видов денежных платежей и поступлений, объединенных в определенную систему.

     Итак, государственные доходы — это  часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения  и перераспределения через различные  виды денежных поступлений в собственность  и распоряжение государства с  целью создания финансовой базы для  выполнения его задач по осуществлению  социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также необходимой для  функционирования государственных  органов.

     Муниципальные (местные) доходы, также представляют часть национального дохода и  служат созданию финансовой основы местного самоуправления, используются для решения  вопросов местного значения, исходя из интересов населения соответствующей  территории.

     Государственные доходы зачисляются в различные  государственные денежные фонды  — в бюджеты разных уровней, внебюджетные целевые государственные фонды. Муниципальные (местные) доходы поступают соответственно в местные денежные фонды — местные бюджеты и внебюджетные фонды.

     Виды  государственных и местных доходов, их система, правовой режим регламентируются законодательством, основанном на конституционных нормах. В связи с происходящими преобразованиями в экономике, а также во взаимоотношениях между федеральными органами и субъектами Федерации, в правовом положении органов местного самоуправления произошло обновление этого законодательства: приняты новые нормативные акты как общего значения по вопросам государственных и местных доходов, так и по конкретным их видам. К числу актов общего значения относится, в частности, Закон РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”2 от 27 декабря 1991 г., устанавливающий основные положения относительно главных источников бюджетных доходов — налоговых платежей.

Информация о работе Бюджетная система и бюджетное устройство