Бюджетная система и бюджетное устройство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 22:11, реферат

Описание

Бюджетный процесс РФ,Понятие и основы правового регулирования государственных и муниципальных доходов

Работа состоит из  1 файл

Фин.право (5 семинар).docx

— 36.40 Кб (Скачать документ)

     Полномочия  субъектов Федерации и органов  местного самоуправления по формированию соответствующих финансовых ресурсов и их источников определяются в Федеративном договоре, в Законе РФ “О краевом, областном  Совете народных депутатов и краевой, областной администрации” от 5 марта 1991 г., в Законе РФ “О местном самоуправлении в РСФСР”3 от 6 июля 1991 г., других законодательных  актах. Наряду с этим принят пакет законодательных актов о различных видах налогов, сборов, пошлин и иных поступлений, зачисляемых в состав государственных или местных доходов.

     В соответствии с законодательством  систему государственных и местных  доходов РФ можно оценивать как  единую, что выражается в том, что  в законодательстве РФ определяются все виды государственных и местных  доходов. Поэтому при наличии  соответствующих источников в стране повсеместно используются одни и  те же виды денежных поступлений. Федеральным  законодательством предусмотрено  и распределение доходов по уровням  — федеральному, субъектов Федерации  и местному. Оно же определяет основы правового режима доходов субъектов  Федерации и местных административно-территориальных  единиц. В связи с этим правовая основа образования государственных  и местных доходов помимо законодательства РФ включает и правовые акты государственных  органов субъектов Федерации, а  также органов местного самоуправления.

     Источники и виды государственных доходов, а также значение каждого из них  зависит от экономической системы  страны. Основополагающими для формирования состава государственных и местных доходов выступают нормы Конституции РФ, закрепляющие как основу экономической системы разнообразие форм собственности, обеспечение им со стороны государства равной защиты, гарантии собственности граждан, создаваемой в результате их участия в общественном производстве, ведения собственного хозяйства, получения иных доходов на условиях, не противоречащих законодательству.

     Представляя единую систему, государственные и  местные доходы классифицируются (распределяются) по разным группам. В основу классификации  могут быть положены разные признаки, отражающие наиболее существенные черты  государственных и местных доходов.

     Так, классификация доходов государства  по социально-экономическому признаку дает наиболее полное представление  об их источниках, о связи доходов  с различными формами собственности, об эффективности последних в  формировании доходов государства. В соответствии с этим признаком  в системе доходов государства  выделяются поступления:

     а) от государственного хозяйства, образующиеся главным образом в результате производственной деятельности государственных  предприятий, а также от использования  имуществ и угодий государства (например, лесов, других природных ресурсов, от приватизации государственной собственности). Аналогичной является группа доходов  от муниципального (местного) хозяйства;

     б) от предприятий и организаций  негосударственных форм собственности (налоги, сборы, другие платежи);

     в) от совместных предприятий, от иностранных  предприятий и организаций, действующих  на территории Российской Федерации;

     г) от личных доходов граждан.

     По  территориальному уровню доходы подразделяются на:

     — федеральные;

     — доходы субъектов Федерации;

     — местные доходы (городов, районов  и входящих в них административно-территориальных  образований).

     В зависимости от юридических особенностей и юридической формы денежных поступлений среди доходов государства  можно выделить налоговые и неналоговые  платежи и поступления. Налогам  свойственны признаки обязательности и индивидуальной безвозмездности  по форме. При всей многочисленности налогов более разнообразными по формам и методам взимания являются неналоговые платежи и поступления. Они могут быть обязательными  и добровольными. Обязательные неналоговые  платежи в основном взимаются  в связи с предоставлением  услуг со стороны государства, имеющих  юридическое значение, или права  на занятие определенной деятельностью (пошлины, сборы), иные из них носят  штрафной характер.

     По  методам аккумуляции среди доходов  государства выделяются обязательные и добровольные платежи. Основная часть  доходов поступает в распоряжение государства и местных органов  самоуправления в обязательном порядке: это налоги, сборы, пошлины и т.п., штрафы разного рода и финансовые санкции и т.д. На добровольной основе в государственные и местные  доходы привлекаются средства организаций  и граждан путем проведения лотерей, займов, выпуска акций, использования  пожертвований и т.д.

     С учетом отношений собственности  можно говорить о доходах государства  в собственном смысле слова и  о финансовых ресурсах, которые используются им временно и подлежат возврату. В  первом случае это различные виды платежей, которые на основании законодательства обращаются в государственную или  муниципальную (местную) собственность, т.е. становятся федеральной собственностью, собственностью субъектов Федерации  или муниципальной собственностью районов, городов и входящих в  них административно-территориальных  единиц с соответствующим правовым режимом. К ним относятся налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи, поступления от использования  государственных и местных иму-ществ и угодий, от приватизации. Среди них могут быть и поступления добровольного характера, например от лотерей, пожертвования. Так, к источникам внебюджетного фонда занятости и др. помимо установленных обязательных платежей отнесены и добровольные взносы граждан и юридических лиц.

     К финансовым ресурсам государства и  административно-территориальных единиц, не являющимся их доходами в прямом смысле, относятся средства, полученные от распространения облигаций государственных  и местных займов, кредиты, выданные Центральным банком России или другими, банками для пополнения средств  бюджетов или внебюджетных государственных  и местных фондов.

     При этом в качестве кредитных ресурсов широко используются временно свободные  средства юридических и физических лиц, хранящиеся на счетах в банках, в том числе вклады граждан  в Сберегательном банке РФ. Полученные таким путем средства подлежат возврату и потому не могут считаться доходами государства (административно-территориальной  единицы) в собственном смысле слова. Тем не менее им принадлежит важная роль в снятии напряженности финансового положения в государстве при недостаточности поступления государственных доходов. Помимо этого такие методы привлечения ресурсов в распоряжение государства способствуют более полному использованию денежной массы в стране и включению ее в обслуживание потребностей общества.

     Если  принять во внимание порядок образования  и использования государственных  и муниципальных (местных) доходов, то их можно разделить на такие  две группы, как централизованные и децентрализованные доходы,

     Децентрализованные  государственные (и местные) доходы—  это доходы государственных (и местных) предприятий, организаций, которые остаются в их непосредственном распоряжении и используются ими самостоятельно на производственные и социальные нужды. Главным образом это часть прибыли предприятий. Средства предприятий, относящиеся к государственной или муниципальной собственности, закреплены за такими предприятиями и принадлежат им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, как и другое закрепленное за ними имущество4. Предприятие после уплаты налогов самостоятельно распоряжается своей прибылью и другими находящимися в его распоряжении доходами.

     К централизованным (в разных территориальных  масштабах) доходам относятся доходы, сосредоточенные в государственных  и местных бюджетах и внебюджетных фондах. Именно эти доходы Закон  РФ о собственности относит к  государственной казне РФ, государственной  казне республики в составе РФ, казне автономной области, автономного  округа, края, области, отграничивает  их от средств, закрепленных за государственными предприятиями. Согласно законодательству доходы централизуются также в масштабах городов, районов и входящих в них административно-территориальных единиц.

     Доходные  источники государственных и  местных бюджетов, как правило, не имеют специального целевого назначения, что позволяет направлять их на наиболее важные в соответствующий период времени потребности общества для  финансирования намеченных программ. Однако некоторые платежи могут  составлять исключение. Так, суммы по земельному налогу в соответствии с  Законом о плате за землю, хотя и поступают в бюджет, однако должны использоваться только на нужды, связанные  с землепользованием.

     Вместе  с тем в 90-х гг. за счет части  государственных и местных доходов  стали создаваться внебюджетные фонды различного целевого назначения: Пенсионный фонд, дорожные, экологические  фонды и т.д. В каждый из них  зачисляются специально определенные виды платежей.

     Таким образом, понятие государственных  доходов может рассматриваться  в широком смысле слова, охватывая  доходы бюджетной системы и внебюджетных государственных фондов, а также  доходы государственных предприятий, остающиеся в их распоряжении.

     Возможно  применение этого понятия и в  узком смысле — как доходы, входящие в государственную казну, то есть подлежащие зачислению в бюджетную  систему и государственные внебюджетные фонды.

     Система государственных доходов Российской Федерации и регулирующее ее законодательство находятся в сложном процессе становления, обусловленном экономическими и политическими переменами в  стране и связанными с ними кризисными

Неналоговые доходы бюджета

     Доходы  бюджетов разных уровней формируются  за счет налоговых и неналоговых доходов, а также доходов целевых внебюджетных фондов. Объем поступлений неналоговых доходов и их виды устанавливается в соответствующих бюджетах.

     Состав  неналоговых доходов определяется Бюджетным кодексом РФ и включает:

     1. Доходы от использования имущества,  находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе:

     • средства, получаемые в виде арендной платы либо иной платы за сдачу  во временное владение и пользование  или во временное пользование  имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

     • средства, получаемые в виде процентов  по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;

     • средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление;

     • средства от возврата государственных  кредитов, бюджетных кредитов и бюджетных ссуд, в том числе средства, получаемые от продажи имущества и другого обеспечения, переданного получателями бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и государственных и муниципальных гарантий соответствующим органам исполнительной власти в качестве обеспечения обязательств по бюджетным кредитам, бюджетным ссудам и государственным и муниципальным гарантиям;

     • плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;

     • доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям;

     • часть прибыли государственных  и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов или иных обязательных платежей;

     • другие доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

     2. Доходы от продажи или иного  возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе:

     • средства от продажи уставного капитала организаций, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

     • средства от продажи акций, находящихся  в собственности государства;

     • доходы от реализации государственных  запасов и резервов;

     • доходы от продажи государственных  производственных и непроизводственных фондов, земли и нематериальных активов;

     • иные доходы.

     3. Доходы от платных услуг, оказываемых  соответствующими органами государственной  власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти. Органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Информация о работе Бюджетная система и бюджетное устройство