Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 13:55, контрольная работа
Рассматриваются процессы установления бюджетной системы РФ, распределения доходов и расходов между отдельными видами бюджетов государства и местными бюджетами, закрепления прав РФ, ее субъектов, административно территориальных единиц в области бюджетов, а также в процессе составления и утверждения отчетов об их исполнении.
План.
1. Понятие бюджета. Бюджеты самостоятельные, консолидированные, минимальные, их виды.--------------------------------------------------------------------2
2. Бюджетное право РФ: понятие, источники, место в системе финансового права.------------------------------------------------------------------------------------------4
3. Понятие, особенности, виды бюджетных правоотношений.------------------9
4. Бюджетное устройство РФ: понятие, элементы.--------------------------------11
5. Структура (элементы) бюджета. Бюджетные доходы, их классификация. Понятие закрепленных доходов и доходов регулирующих.----------------------19
6. Бюджетные расходы: понятие. Классификация, особенности правового режима текущих расходов и расходов (бюджета) развития.--------------
7. Целевые бюджетные фонды федерального бюджета, их виды, источники образования, направления расходования.--------------------------------------
8. Список используемой литературы.--------------------------------------------
План.
Бюджетный Кодекс определяет бюджет как форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Из учебника - бюджет представляет собой основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда разного уровня, утверждаемый соответствующими представительными органами государственной или местной власти для обеспечения задач и функций государства в целом.
Бюджет как экономическая категория - система экономических (денежных) отношений, возникновение и реализация которых связана с формированием, распределением и использованием бюджетных фондов разного уровня.
В материальном смысле бюджет - централизованный денежный фонд, формируемый на том или ином уровне для обеспечения функций соответствующих органам государственной и местной власти утвержденный в установленном законом порядке бюджет выступает как основной государственный финансово-плановый акт или основной финансово-плановый акт местного уровня.
Универсальный финансовый план, так как его показатели охватывают практически все области и сферы экономического и социального развития. Утверждаются бюджеты ежегодно и действуют с 1 января по 31 декабря. Однако в 90-ых годах составляются не только годовые, но и квартальные бюджеты - инфляционные процессы и кризисные явления вынуждают.
Местный (самостоятельный) бюджет формируется на уровне районов, городов, районов в городах, сел, поселков, других административных образований.
На территории РФ ежегодно
составляются консолидированные
бюджеты. Ст. 6 БК РФ - Консолидированный
бюджет - свод бюджетов всех уровней бюджетной
системы РФ на соответствующей территории.
Такой бюджет включает в себя бюджет соответствующего
национально-государственного или административно-
В условиях перехода к рыночным
отношениям бюджеты в РФ стали
сводиться с дефицитом, разбалансированность
расходов и доходов свидетельствует
о негативных явлениях в экономике.
Хронический и постоянно
В условиях кризиса важно обеспечить, хотя бы необходимый бюджетный минимум, или минимальный бюджет - расчетный объем доходов соответствующего консолидированного бюджета, бюджета города, района, покрывающих гарантируемые соответствующими вышестоящими органами власти минимально необходимые расходы.
Бюджет - это единственный источник денежных средств, находящихся в полном и непосредственном распоряжении органов государственной или муниципальной власти.
Отношения, возникающие в
процессе образования, распределения
и использования бюджетов государства
и местных бюджетов, чрезвычайно
разнообразны и сложны. Они возникают
в процессе установления бюджетной
системы РФ, распределения доходов
и расходов между отдельными видами
бюджетов государства и местными
бюджетами, закрепления прав РФ, ее
субъектов, административно
Бюджетное право - основной
раздел финансового права, включающий
в себя финансово-правовые нормы, устанавливающие
структуру бюджетной системы РФ, перечень
бюджетных доходов и расходов, порядок
распределения их между различными видами
бюджетов, бюджетные права РФ, субъектов
РФ, административно-
Среди источников бюджетного права Российской Федерации следует назвать прежде всего Конституцию РФ. В соответствии с п. «з» ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находится установление общих принципов налогообложения и сборов. Статьи 104, 106, 114 Конституции РФ устанавливают общие принципы рассмотрения и утверждения федерального бюджета. Статья 132 закрепляет право органов местного самоуправления самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет.
К числу специальных актов, регулирующих бюджетные отношения, относится Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. Бюджетный кодекс РФ служит целям финансового регулирования, устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, правовые основы функционирования бюджетной системы, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяет основы бюджетного процесса, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ. Бюджетный кодекс содержит весь комплекс мер правового регулирования отношений, связанных с функционированием бюджетной системы страны. Особое значение имеет раздел, определяющий ответственность. Дело в том, что ранее действовавшее законодательство практически не имело норм, содержание которых было бы связано с ответственностью участников бюджетного процесса за неполное или несвоевременное финансирование, нецелевое использование бюджетных средств, невозврат бюджетных ссуд, отказ от введения секвестра и другие бюджетные правонарушения.
Бюджетное законодательство
Российской Федерации состоит из
Бюджетного кодекса и принятых в
соответствии с ним федеральных
законов о федеральном бюджете
на соответствующий год, законов
субъектов РФ об их бюджетах на соответствующий
год, нормативных правовых актов
представительных органов местного
самоуправления о местных бюджетах
на соответствующий год и иных
федеральных законов,
К настоящему времени постепенно складывается целостность законодательной базы бюджетной системы страны. Бюджетное законодательство приобретает качества системности, целостности, базирующейся на единых принципах функционирования. Его можно классифицировать на несколько подсистем. Во-первых, это Бюджетный кодекс, который в целом регулирует бюджетные правоотношения. Он заменил Закон РФ от 10 октября 1991 г. «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса». Бюджетный кодекс входит в общую часть бюджетного права.
Во-вторых, следует назвать нормативные акты, определяющие параметры бюджета того или иного уровня на очередной год. Специфика данной группы нормативных актов состоит в том, что они принимаются только на один финансовый год и подлежат опубликованию немедленно после их принятия и подписания в установленном порядке. Эти законодательные акты содержат нормы, входящие в особенную часть бюджетного права. Имеют свою специфику и нормы права, регулирующие межбюджетные отношения. Данную категорию правоотношений, кстати, могут регулировать также отдельные договоры между субъектами бюджетного права.
Что касается вертикального строения бюджетного законодательства, то следует выделить нормативные акты федерального,
регионального и муниципального
уровней. В свою очередь, на федеральном
уровне нормативные акты объединяются
в группы по признаку уменьшения или
увеличения их юридической силы. В
Бюджетном кодексе специально определено
место подзаконных актов в
системе бюджетного законодательства.
Так, в ст. 3 БК РФ говорится, что Президент
РФ имеет право издавать указы
по всем вопросам бюджетных правоотношений,
за исключением вопросов, определяющих
правовой статус субъектов бюджетных
правоотношений, порядок и условия
привлечения к юридической
Правительство РФ имеет право
и одновременно обязанность на основании
БК РФ, законов и указов Президента
РФ, регулирующих бюджетные правоотношения,
принимать нормативные акты по бюджетным
отношениям. Другие органы исполнительной
власти обладают правомочиями принимать
нормативные правовые акты, регулирующие
бюджетные правоотношения, только в
случаях, предусмотренных Бюджетным
кодексом РФ и другими актами органов
государственной власти общей компетенции.
Причем сила этой группы нормативных
актов может распространяться только
на те отношения, правомочие регулирования
которых нормативными актами вышестоящих
органов власти было делегировано нижестоящим
органам власти, принявшим эти
акты.
На местном уровне основные
принципы организации финансов, источники
формирования и направления использования
финансовых ресурсов местного самоуправления,
основы бюджетного процесса
в муниципальных образованиях и
взаимоотношения органов
Иерархически выстроенная система источников бюджетного права в Российской Федерации выглядит следующим образом:
1.Конституция
Российской Федерации.
Отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования бюджетов государства и местных бюджетов, чрезвычайно разнообразны и сложны. Они возникают в процессе установления бюджетной системы РФ, распределения доходов и расходов между отдельными видами бюджетов государства и местными бюджетами, закрепления прав РФ, ее субъектов, административно территориальных единиц в области бюджетов, а также в процессе составления и утверждения отчетов об их исполнении. Указанные отношения регламентируются нормами финансового права, которые в своей совокупности образуют бюджетное право.