Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 11:52, контрольная работа
Одним из перспективных направлений развития экономической науки в XXI веке является теория человеческого капитала.
В условиях научно-технической революции образовался дефицит высококвалифицированных кадров. В 50-е годы XX века центр тяжести исследований сместился с процессов использования имеющейся рабочей силы на процессы создания качественно новой рабочей силы. Именно во второй половине XX века во всех развитых странах существенно вырос образовательный ценз. Имел место заметный прогресс в развитии интеллектуальных производительных сил.
Ряд экономистов, сохраняя методологию К.Маркса также рассматривали в воспроизводстве рабочей силы фазы: производство рабочей силы, ее обмен, распределение и использование[42]. Но при этом появились также новые мнения, не основанные на западных разработках трактовки теории человеческого капитала. Они нашли свое отражение в трудах В.С.Гойло («Современные буржуазные теории формирования рабочей силы» 1980г.), Р.И. Капелюшникова («Современные буржуазные концепции формирования рабочей силы» 1985г.). В частности он писал, что данная концепция «человеческого капитала» занимается сравнительно широким изучением технико-экономической стороны главной производительной силы общества и выдвинула наибольшее число вариантов анализа человеческих способностей к труду и их развития. Эта концепция исследует внутреннюю структуру живых производительных сил человека; конкретные процессы их производства и воспроизводства, границы и всю систему этой специфической сферы экономики, названной классиками марксизма «экономикой второго вида». Западные экономисты относят концепцию «человеческого капитала» к неоклассическому направлению[43].
Для современных отечественных экономистов теория человеческого капитала открыла новую эру в теории живого труда, отразившую переход к новой информационной цивилизации и формирование новой системы экономических отношений между трудом и капиталом. Не случайно теоретические разработки доктрины «человеческого капитала» были быстро восприняты, обобщены и научно доработаны. К основным ученым экономистам, занимающимся концепцией «человеческого капитала» отнесем прежде всего М.М.Критского, С.А.Курганского, А.И.Добрынина, С.А.Дятлова, Е.Д.Цыренкова и др.).
Интересную и нетрадиционную оценку человеческого капитала дал М.М.Критский, утверждая, что человеческий капитал изночально выступал как всеобщая конкретная форма жизнедеятельности, ассимилирующая предшествующие формы и осуществляющаяся как итог исторического движения человеческого общества к его современному состоянию[44]. Аналогичного подхода придерживается Н.Н.Кошель, подчеркивающий необходимость соответствия человеческого капитала формам и организации деятельности человека, в которых его активность и энергия могут проявляться[45]. А.И.Добрынин подразумевал под человеческим капиталом имеющийся у человека запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые содействуют росту его производительности труда и влияют на рост доходов (заработков), утверждая, что для постиндустриального общества характерно воспроизводство производительных сил человека не в товарной форме, а в форме человеческого капитала[46]. С.А.Дятлов рассматривал человеческий капитал, как сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного производства, содействуют росту производительности труда и производства и тем самым влияют на рост доходов (заработков) данного человека[47].
По мнению И.В.Ильинского человеческий капитал представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих в общественном производстве между его субъектами по поводу формирования, развития и совершенствования способностей человека. Формирование человеческого капитала признается результатом инвестиций в человека, а в качестве их элементов выделяется капитал образования, капитал здоровья и капитал культуры[48]. Ф.Нойманн к основным составляющим человеческого капитала относит комбинацию следующих четырех компонентов: культурно-этнические особенности; общее образование; профессиональное образование; ключевые квалификационные качества[49]. С точки зрения Р.М. Нуреева под человеческим капиталом понимается совокупность всех производительных качеств работника, включая приобретенные знания, навыки и энергию, которые используются для производства экономических благ. Е.В.Ванкевич выделяет в основе концепции человеческого капитала образование и профессиональную подготовку, информированность; физиологические характеристики личности и состояние здоровья; профессиональную и географическую мобильность; психологические характеристики личности, движущие потребности, мотивацию, ценности[50]. В.И.Марцинкевич рассматривал категорию человеческого капитала, как инвестиционный экономический аспект феномена человека, населения страны и различных составляющих его групп[51].
Проанализировав точки зрения на категорию человеческого капитала российских ученых, можно сделать вывод, что отличительной чертой в отличие от зарубежных коллег является рассмотрение в определение человеческого капитала не только как совокупности производительных качеств человека, но и возможности их измерения, эффективности использования человеческого капитала.
Таким образом, в работах как отечественных так и зарубежных ученых человеческий капитал представляет собой имеющийся у человека запас здоровья, способностей, мотиваций и сформированные в результате инвестиций в него знания, культура, профессиональный опыт, которые при качественном использовании способствуют повышению эффективности деятельности производства и росту доходов человека. Без сомнения стоит отметить, что человеческий капитал является главной ценностью современного общества, а также основополагающим фактором экономического роста как страны в целом, так и отдельно взятого предприятия. Для того чтобы сберечь и приумножить человеческий капитал, необходимо обращать внимание на каждую его составляющую.
Таким образом, социально-экономическое развитие во второй поло-вине ХХ столетия и начале XXI века характеризуется возрастающей ролью человеческого фактора. Большие возможности в этом плане дает разработка категории «человеческий капитал». Данное понятие интенсивно используется мировой экономической наукой, по достоинству оценившей роль интеллектуальной деятельности и высокую эффективность вложений в человека. В данной статье рассматриваются этапы формирования и развития концепции человеческого капитала, основные точки зрения западных и отечественных ученых экономистов.
[1]. Иншаков О. В. Факторы и функции человеческого бытия: обретение новой меры. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2001. С.6.
[2]. В. И. Вернадский. «Научная мысль как планетарное явление. М., «Наука». 1991. С.64.
[3]. Stuart T.A. Intellectual Capital: The new Wealth of Organizations. London, 1997.
[4] Пети У. Экономические и статистические работы. – М.: Соцэгиз, 1940. – с. 154
[5] Пети У. Экономические и статистические работы. – М.: Соцэгиз, 1940. – с. 154, 156,171.
[6] Пети У. Экономические и статистические работы. – М.: Соцэгиз, 1940. – с. 79
[7] Пети У. Экономические и статистические работы. – М.: Соцэгиз, 1940. – с. 173
[8] Смит А.Исследование о природе и причинах богатства народов.- М.: Соцэкгиз, 1962. - С. 490.
[9] Смит А.Исследование о природе и причинах богатства народов. / Отв. ред. Абалкин А.И. - М.: Наука, 1980. - С. 208.
[10] Смит А.Исследование о природе и причинах богатства народов. / Отв. ред. Абалкин А.И. - М.: Наука, 1980. - С. 208.
[11] McCullox J.R. The Principles of Political Economy. Alex Murrey @ Son, 1870, pp.57, 67
[12] McCullox J.R. The Principles of Political Economy. Alex Murrey @ Son, 1870,p.66
[13] Гойло В.С. Современный буржуазные теории воспроизводства рабочей силы – М: Наука, 1975 – с. 21.
[14] . Маршалл А.Т. 1. - С. 209.
[15] Маршалл А.Т. 1. - С. 124.
[16] . Маршалл А.Т. 1. - С. 219-220.
[17] Дмитриевская Н. Инвестирование в человеческий капитал на микроэкономическом уровне : Дис. к-та. эконом. наук . М. Московский экономико-статистический институт , 1996 – С. 21.
[18] Walsh, John R. "Capital Concept Applied to Man," Q.J.E., XLIX (February, 1935), p.255
[19] Маркс К. Проблемы воспроизводства рабочей силы в условиях перехода к рынку.- С. 101.
[20] Маркс К. Капитал. Критика политической экономии / Маркс К., Фридрих Э. Соч. 2-ое изд. , т. 49. – М.: Политиздат, 1974. С.178.
[21] Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 46, ч.1, с. 27.
[22] Биллсберри Д. Эффективный менеджер: М.: Линк, 1999. 364 с.
[23] Котляр А. О категориях воспроизводства рабочей силы // Экономические науки. - 1976. - №7.
[24] Федотов В.А. Комплексное образование рабочих как условие формирования и способ повышения эффективности функционирования рабочей силы развитого социалистического общества: Диссертация на соискание научной степени к.э.н. - Свердловск, 1977. - 195 с.
[25] Федотов В.А. Комплексное образование рабочих как условие формирования и способ повышения эффективности функционирования рабочей силы развитого социалистического общества: Диссертация на соискание научной степени к.э.н. - Свердловск, 1977. - 13 с.
[26] Маркс К. Капитал: [Перевод] / К. Маркс; [Предисловия Ф. Энгельса]. - Т. 1, кн. 1. Процесс производства капитала. - М.: Прогресс, 1988 - 198 с.
[27] Биллсберри Д. Эффективный менеджер: М.: Линк, 1999.
[28] Капелюшников Р.И. Современные буржуазные концепции формирования рабочей силы: критический анализ. М.: Наука, 1981
[29] Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М., 1994.
[30] Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США. М.:Пргрессб 1966.
[31] Schulz T. Capital Formation in Education / Journal of Political Economy / 1960, Р. - 68.
[32] Schulz T. Investment in Human capital / The American Economic Review. March. 1961, №1.
[33] Schultz T.W. Investment in Human Capital: The Role of Education and of Research. N.Y., 1971.
[34] Schulz T. W. Human Capital: Policy Issues and Research Opportunities. - In: Human Resources. Fifteen Anniversary Colloguium V1. N.Y., 1975, р.5.
[35] Becker G.S. Investment in Human Capital: Theoretical Analysis / Journal of Political Economy. Supplement. Oct. 1962.
[36] Becker G.S. Human Capital: Theoretical and Empirical Analysis / N.Y. 1964.
[37] Becker G.S. Human Capital: Theoretical and Empirical Analysis / N.Y. 1964.
[38] Беккер Г. Экономика семьи и макроповедение / США: экономика, политика, идеология. 1994. № 2. С. 99-107. № 3 С. 93-98
[39] Thurow L. Investment in Human Capital. Belmont, 1970.
[40] Гойло В,Современные буржуазные теории рабочей силы (критический очерк).- С. 178.
[41] Котляр А.Рабочая сила в СССР.- М.: Мысль, 1967. - С. 5-19.
[42] Копнева Е. Н.Экономическое содержание и особенности воспроизводства рабочей силы в условиях НТР/ Фин. экон. ин-т им. Н. А. Вознесенского. - Л., 1991. - С. 2; Сорокин Г. М. Очерки политэкономии социализма. - М.: Наука, 1982. - С. 61—70; Шаронов И. С. Воспроизводство рабочей силы при социализме. - Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1997. - С. 77-78.
[43] Капелюшников Р. И.Современные буржуазные концепции формирования рабочей силы.-М.: Наука, 1981. - С. 15.
[44] Критский М.М. Человеческий капитал. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1991.
[45] Кошель Н.Н. Обучающийся регион как условие эффективного менеджмента человеческих ресурсов // Образование для устойчивого развития: на пути к обществу знания. Минск, 2005.
[46] Теория человеческого капитала и его применение в оценке финансовых потоков здравоохранения: Материалы дискуссии // Экономический лабиринт. 2002. №2.
[47] Дятлов С.А. Основы теории человеческого капитала. Спб.:Изд-во УЭФ, 1994.
[48] Ильинский И. В. Инвестиции в будущее: образование в инновационном воспроизводстве. СПб.: Изд. СПбУЭФ, 1996. С. 131.
[49] Нойманн Ф. Методика экономической оценки человеческого капитала. Тезисы докладов международной научно-практической конференции. Государственное управление: трансформационные процессы в современном мире. Ч. 2. Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002. С. 98.
[50] Ванкевич В.Е. Экономические отношения занятости: закономерности развития и регулирования. Мн.: БГЭУ, 2000. С. 15.
[51] Марцинкевич В.И. Инвестиции в человека: экономическая наука и российская экономика//МЭиМО, 2005, №9, с. 29-39.