Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 12:01, реферат
Согласно Бюджетному Кодексу Российской Федерации, государственный внебюджетный фонд - это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеющий строго целевое назначение. В дипломной работе из всех внебюджетных фондов рассмотрен будет только Пенсионный фонд Российской Федерации.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Пенсионный фонд Российской Федерации: становление, структура и задачи деятельности……………………………………………………………....6
1.1 История возникновения и развития пенсионного страхования в России.......................................................................................................................6
1.2 Правовой статус и структура Пенсионного фонда Российской Федерации……………………………………………………………………..…15
1.3 Деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации в современной экономике………………………………………………………………………..22
2. Современные аспекты функционирования бюджетной политики Пенсионного фонда Российской Федерации………………………………….29
2.1 Основные задачи и функции Пенсионного фонда Российской Федерации……………………………………………………………………..…29
2.2 Формирование бюджетных средств Пенсионного фонда Российской Федерации………………………………………………………………………..40
2.3 Использование средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации………………………………………………………………………..46
3. Анализ бюджетной политики Пенсионного фонда Российской Федерации и мер по ее совершенствованию……………………………………………….....48
3.1 Пенсионная реформа Российской Федерации: проблемы и перспективы……………………………………………………………………...48
4. Финансово-правовой режим государственных внебюджетных фондов……………………………………………………………………………51
Заключение……………………………………………………………………….68
Приложения……………………………………………………………………...73
Список литературы………………………………………….………………….75
Нормативно правовые акты……………………………………………………..78
§ межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции ПФРФ; участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;
§ изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты в ПФРФ страховых взносов и внесение в Верховный Совет Российской Федерации предложений по ее совершенствованию;
§ проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;
§ разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФРФ.
Средства Пенсионного фонда Российской Федерации направляются на:
§ выплату в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации;
§ выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;
§ оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;
§ финансовое и
материально-техническое
§ другие мероприятия,
связанные с деятельностью
Приведем сведения о численности пенсионеров и суммах назначенных им пенсий в таблице 2.1.1.
Таблица 2.1.1
Сведения о численности пенсионеров и суммах назначенных им пенсий по состоянию на 1 августа 2009 года
Наименование показателей |
Численность пенсионеров, человек |
Средний размер пенсии, рублей |
|
Всего пенсионеров |
38209256 |
2020,35 |
|
Трудовые пенсии |
36255694 |
2054,78 |
|
по старости |
29019028 |
2208,59 |
|
по инвалидности |
4374729 |
1569,17 |
|
по случаю потери кормильца |
2861937 |
1208,2 |
|
Пенсии по государственному пенсионному обеспечению |
1953562 |
1381,78 |
|
Пенсии военнослужащих и их семей |
83405 |
1549,9 |
|
Пенсионеры, пострадавшие от радиационных или техногенных катастроф |
202695 |
1769,95 |
|
Пенсионеры - госслужащие |
21267 |
3512,38 |
|
Социальные пенсии |
1646195 |
1298,85 |
|
Таким образом, в условиях инфляции пенсии гражданам пересматриваются в сторону повышения также за счет Пенсионного фонда. ПФРФ финансирует различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей. Средства фона идут также на финансирование административной деятельности фонда. Временно свободные средства ПФРФ могут быть вложены в ценные бумаги.
Бюджет ПФРФ и смета расходов (включая фонд оплаты труда), а также отчеты об их исполнении составляются Правлением. Бюджет утверждается законодательным органом. В законе о бюджете ПФРФ утверждается общая сумма доходов, в том числе по источникам, общая сумма расходов - по направлениям.
2.2 Формирование бюджетных средств Пенсионного фонда Российской Федерации
Материальным источником любого внебюджетного фонда является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.
Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.
Расходы на пенсионное обеспечение - это самый объемный поток социальных трансфертных платежей в России. В течение последних трех лет эти финансовые потоки составили от 25 до 47 процентов по отношению к расходам федерального бюджета. На 1 января 1999 года в нашей стране насчитывалось более 38,5 миллионов пенсионеров, это более 1/5 всего населения России.
За последние четыре года поступления в Пенсионный фонд РФ возросли более чем в 13.8 раза. Основной источник доходов фонда - это страховые взносы работодателей и работающих граждан. Работодатели ежемесячно уплачивают страховые взносы одновременно с получением в банках и иных кредитных учреждениях средств на выплаты работникам за истекший месяц. Этот срок устанавливается не позднее 15 числа месяца, за который исчислены страховые взносы. В таком же порядке работодатели начисляют и уплачивают обязательные страховые взносы с работников, включая работающих пенсионеров. Страховые взносы в Пенсионный фонд начисляются на все виды заработка (дохода) в денежной или натуральной формах, независимо от источника их финансирования, в том числе с учетом штатных, нештатных, сезонных и временных работников, а также работающих по совместительству или выполняющих разовые, случайные и кратковременные работы. На долю Пенсионного фонда РФ приходится почти 75 процентов средств внебюджетных социальных фондов.
Основными целями пенсионного бюджета на ближайшую перспективу являются следующие:
обеспечение финансовой
стабилизации пенсионной системы в
течение всего планового
поддержание уровня жизни пенсионеров в соответствии с темпами инфляционных процессов;
совершенствование
форм и методов взаимоотношений
с плательщиками страховых
усиление заинтересованности
в своевременной и полной уплате
страховых взносов всех категорий
страхователей и застрахованных
повышение эффективности работы всех звеньев пенсионной системы и экономия всех видов расходов на её содержание.
Бюджет ПФ образуется
в основном из страховых взносов
субъектов пенсионного
работодатели - предприятия, учреждения, организации, включая колхозы и совхозы;
крестьянские хозяйства;
родовые семейные общины малочисленных районов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования;
физические лица, зарегистрированные в государственных органах в качестве предпринимателей без образования юридического лица;
физические лица, использующие труд наемных работников в личном хозяйстве;
частные детективы и частные охранники, выполняющие свою деятельность от своего имени, а не от имени работодателей;
нотариусы, занимающиеся частной практикой.
Все они должны зарегистрироваться в качестве страхователей у уполномоченных ПФ РФ в районах и городах. Вновь созданные юридические лица и другие плательщики регистрируются в качестве субъектов страховых взносов в 30-дневный срок со дня их учреждения. Банки открывают счета плательщикам при предъявлении ими документов, подтверждающих регистрацию, что являются плательщиками внебюджетного фонда.
Порядок
уплаты и тарифы страховых
взносов работодателями и
Кроме того, Правительство РФ утверждает перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд.
Позиция фонда в части выплат, на которые не начисляются страховые взносы, достаточно понятна, так, например, в этот список входят пособия, выплачиваемые гражданам, так как по закону социальные пособия, выплачиваемые гражданам, не должны облагаться налогами вообще независимо от сумм выплат. Из сумм материальной помощи в этот список попали только самые необходимые, которые оказываются только в связи с чрезвычайными обстоятельствами, так как опыт показывает, что этой льготой, первоначально полностью необлагаемой, стали пользоваться работодатели и вместо заработной платы начисляли материальную помощь, необлагаемую взносами. Теперь такие суммы облагаются страховыми взносами. Некоторые пункты льгот включены по принципу, чтобы не было двойного обложения, так, например, не облагаются суммы страховых платежей, уплачиваемых работодателем в пользу работников по обязательному страхованию.
Согласно Федеральный закон от 16.10.2010 N 272-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и статью 33 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в РФ"
Соответствующее изменение внесено в Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ, устанавливающий порядок уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды. Пониженные тарифы устанавливаются на 2010 год, а также на "переходный период". В частности, для резидентов технико-внедренческих ОЭЗ, IT-компаний, а также организаций, созданных бюджетными научными учреждениями, переходный период продлен до 2019 года. В 2011 - 2017 годах тариф страховых взносов для данных организаций составит 14 процентов, в 2018 году - 21 процент, в 2019 году - 28 процентов. Условиями применения пониженных тарифов для IT-компаний (за исключением резидентов технико-внедренческой ОЭЗ) являются, в частности: наличие документа о государственной аккредитации; доля доходов от деятельности в области информационных технологий в общей сумме всех доходов должна составлять не менее 90 процентов; средняя численность работников должна быть не менее 50 человек.
Помимо указанного выше, внесенными в закон изменениями уточняются положения, устанавливающие предельную величину базы для начисления страховых взносов (415 000 рублей, проиндексированные с учетом роста средней заработной платы в РФ), с сумм превышения которой страховые взносы во внебюджетные фонды не начисляются. Согласно поправкам размер указанной величины определяет и устанавливает Правительство РФ (ранее Правительство РФ определяло размер индексации).
В Закон введены положения, обязывающие налоговые органы предоставлять для осуществления контроля информацию, необходимую для проверки соблюдения организациями установленных требований для правомерного применения пониженных тарифов. Кроме того, в оговоренных Законом случаях налоговые органы будут участвовать в проводимых органами контроля выездных проверках.
В связи с установлением пониженных тарифов и расширением круга плательщиков страховых взносов, имеющих право на их применение, соответствующие изменения внесены в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Закон вступит в силу со дня его официального опубликования. Отдельные его положения (в части уточнения норм, касающихся предельной величины базы для начисления страховых взносов) вступят в силу с 1 января 2011 года. Установлено также, что новая редакция положений Федеральных законов "О страховых взносах..." и "Об обязательном пенсионном страховании..." в части установления пониженных тарифов распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года.
Определение обоснованности тарифов взносов во внебюджетные фонды и в Пенсионный фонд, в частности - очень сложная задача. Здесь речь идет прежде всего о размере пенсионных взносов для индивидуальных предпринимателей, которых в России в настоящее время насчитывается около 12 миллионов человек. В начале 1997 года ставка взносов была повышена с 5 процентов до 28 от дохода предпринимателей, те есть почти в 6 раз. Повышенные пенсионные взносы уплачивают также адвокаты, частнопрактикующие нотариусы, частные детективы и аудиторы. Если в 1996 году фермеры должны были уплачивать 5 процентов от дохода, то в 1997 году уже 20.6 процента. Таким образом, не вставшему на ноги фермерству был нанесен весьма ощутимый удар. По данным Международной ассоциации социального обеспечения, применяемая в России ставка взносов в Пенсионный фонд для “самозанятых” работников является самой высокой среди 165 стран мира, в которых эта организация проводит мониторинг. Так, в Германии эта ставка - 18.6 процента, в США - 12.4 процента. В отличие от подоходного налога, ставка которого растет плавно, пенсионные взносы в размере 28 процентов берутся с любого дохода независимо от его размера. Такое усиление фискального бремени ведет к укрывательству от государства доходов индивидуальных предпринимателей и переходу их в теневую экономику.
В доходы Пенсионного фонда Российской Федерации кроме обязательных взносов поступают также:
средства федерального бюджета, направляемые через Пенсионный фонд РФ на целевое финансирование выплаты государственных пенсий и пособий;
Информация о работе Финансово-правовой режим Пенсионного фонда РФ