Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 10:35, курсовая работа
Целью настоящей работы является исследование особенностей и видов финансово-правовых норм и финансово-правовых отношений.
При исследовании темы настоящей работы перед нами поставлены следующие задачи:
- исследовать структуру финансово-правовых норм;
- охарактеризовать связь с финансовым правом;
- дать критерии классификации финансово-правовых норм;
- охарактеризовать источники финансово-правовых норм;
- проанализировать судебную практику.
Введение 4
1. Понятие финансово-правовых норм 6
1.1. Структура финансово-правовых норм 6
1.2. Связь с финансовым правом
2. Виды финансово-правовых норм
2.1. Критерии классификации финансово-правовых норм
2.2. Характеристика источников финансово-правовых норм
2.3. Судебная практика
Заключение
Список использованных источников и литературы
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Кафедра «Право и Политология»
Курсовая работа по дисциплине: «Финансовое право» на тему: «Финансово-правовые нормы. Понятие и виды»
Москва – 2010.
Введение 4
1. Понятие финансово-правовых норм 6
1.1. Структура финансово-правовых норм 6
1.2. Связь с финансовым правом
2. Виды финансово-правовых норм
2.1. Критерии классификации финансово-правовых норм
2.2. Характеристика источников финансово-правовых норм
2.3. Судебная практика
Заключение
Список использованных источников и литературы
Одним из важнейших понятий науки финансового права является понятие субъектов права, т. е. лиц, выступающих в качестве участников общественных отношений, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов и доходов.
Финансово- правовые нормы - одна из структур в системе норм, которая стала возможной только с развитием института финансовой деятельности государства, так как, согласно одному из определений, правовыми нормами являются «общеобязательные правила поведения, являющиеся мерой свободы и ответственности формально равных субъектов общественных отношений, устанавливаемые государством, документально оформленные и обеспеченные различными формами государственного воздействия и принуждения». Здесь необходимо отметить, что такие формы не обязательно должны ограничиваться силовым принуждением. Однако на заре цивилизации, в период первоначального становления предгосударственных образований, правовых норм в современном их значении еще не существовало, так как их место занимало (хотя и постепенно развиваясь) обычное право. Примерами тому служат многие древние правовые памятники.
Из вышеизложенного можно заключить, что правовые нормы - это, по своей сути, основополагающая структура в системе правовых норм, гарант ее эффективного функционирования. Финансово-правовые нормы - писаные правила поведения, которые устанавливаются государством в строго определенном порядке, по определенной форме и вводятся в действие в точно установленный законом срок.
Целью настоящей работы является исследование особенностей и видов финансово-правовых норм и финансово-правовых отношений.
При исследовании темы настоящей работы перед нами поставлены следующие задачи:
- исследовать структуру финансово-правовых норм;
- охарактеризовать связь с финансовым правом;
- дать критерии классификации финансово-правовых норм;
- охарактеризовать источники финансово-правовых норм;
- проанализировать судебную практику.
При исследовании темы настоящей работы нами будут использоваться нормы действующего законодательства, а также труды таких авторов как Грачевой Е.Ю., Горбуновой О.Н., Химичевой Н.И. и др.
Правовой нормой называется рассчитанное на регулирование вида общественных отношений общее правило поведения, установленное или санкционированное государством и охраняемое от нарушений с помощью мер государственного принуждения. Нормы права обладают общими признаками социальных норм:
- представляют собой правила поведения людей в обществе;
- выступают правилами поведения общего характера[1].
Общий характер правовой нормы, состоит в том, что она регулирует определенный вид общественных отношений, обращена к персонально-неопределенным лицам, рассчитана на заранее не известное число типичных случаев и действует непрерывно. Она должна исполняться всякий раз, когда возникнут предусмотренные ею условия. В силу этого правовая норма выступает общим масштабом, единой мерой поведения людей. Норма - это правило должного, обращенное в будущее. От других социальных норм правовые нормы отличаются неразрывной связью с государством, которое устанавливает или санкционирует (официально признает) правовые нормы и охраняет их от нарушений.
Правовая норма носит общий характер. Она определяет типичные черты жизненных ситуаций, в которых подлежит реализации, видовые признаки общественных отношений и их участников, чье поведение регулируется нормой; само правило выражено в общей форме как модель поведения; в общей форме определены и меры принуждения, применяемые к нарушителям нормы.
Норма права рассчитана на регулирование не отдельного, единичного отношения, а вида отношений; этим она отличается от актов применения права, договоров, индивидуальных распоряжений.
Было обосновано, что норма права - это и не форма, и не содержание всего права, а именно его частица. Она обладает присущим ей содержанием и формой и в системообразующих процессах с другими нормами составляет содержание права в целом.
Отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, регулируются именно нормами финансового права.
Финансово-правовые нормы обладают отличительными свойствами:
- это писанные правила поведения, которые устанавливаются государством в строго определенном порядке, по определенной форме и вводятся в действие в точно установленный законодателем срок.
- эти нормы регулируют права и обязанности субъектов - участников финансовых отношений, и исполнение их обеспечивается принудительной силой государства.
- они носят государственно-властный, императивный характер, то есть в них предписания излагаются категорически и инициатива участников отношения связана с соподчинением[2].
Государство предписывает правила поведения юридическим лицам, гражданам в области финансовой деятельности. Требования к участникам финансово-правовых отношений выражаются в категорической форме. Участники финансовых отношений, урегулированных нормой финансового права, не вправе изменять предписания нормы и условия ее применения.
Государственные органы, принимая законы и нормативные акты в области финансовой деятельности, всегда ограничены объективными экономическими возможностями. Так, государство может финансировать свои потребности исходя из доходов, получение которых в свою очередь зависит от уровня развития материального производства и деятельности всей социальной сферы, что определяет поступление налогов и других платежей в бюджет и другие внебюджетные фонды. Финансово - правовые нормы определяют права и обязанности участников финансово-правовых отношений, обстоятельства, при которых они становятся носителями прав и обязанностей, и предусматривают ответственность за выполнение предписаний государства.
Финансово - правовая норма, как правовые нормы других отраслей права отличается единством, целостностью, неделимостью. Для неё характерна особая структура, то есть специфическая компоновка содержания, связь и соотношение её элементов.
При анализе структуры нормы права следует исходить из философского определения этой категории. Под структурой понимается строение и внутренняя форма организации системы, выражающая как единство взаимосвязей между элементами, так и законами данных взаимосвязей.
Структура норм права - это внутреннее её строение, совокупность её взаимосвязанных частей. Каждая правовая норма определяет правило поведения в неразрывной связи с условиями его реализации и мерами принуждения к соблюдению; связь этих определений (элементов, атрибутов) правовой нормы образует ее структуру: «если - то - иначе»[3].
Структура нормы права проявляется формой её внутреннего содержания. Норма права выполнит свою роль регулятора общественных отношений, если будет обладать способностью реагировать на условия реальной жизни, в которых она формируется, учитывать их общественные свойства, в противном случае реализовать эту функцию будет просто невозможно; в норме должно быть предусмотрено и принудительное осуществление предписания, иначе она будет не нормой права, а пожеланием. Поэтому норма права представляет собой единство элементов - предписаний, выполняющих все указанные выше функции[4].
Традиционно считается, что правовая норма имеет трехчленную структуру. В её содержание входят три элемента: гипотеза, диспозиция и санкция.
Гипотеза - первая часть правовой нормы, под ней понимается часть юридической нормы, указывающая условия, при наступлении которых она подлежит применению. В ней описываются те фактические обстоятельства, при наступлении которых следует руководствоваться данной нормой права, т.е. говорится, при каких условиях могут возникнуть у людей предусмотренные нормой юридические права и обязанности. Например, чтобы юридическое лицо заплатило налог на прибыль, оно как минимум должно получать от своей деятельности определенный доход. Элемент правовой нормы, в котором указывается, каким может (или должно) быть поведение при наличии условий, предусмотренных гипотезой фактических обстоятельств, называется диспозицией. Это стержень нормы, ее сердцевина, модель правомерного поведения. Лишь в сочетании с гипотезой и санкцией, диспозиция действует, проявляет свои регулирующие способности. Под санкцией финансово–правовой нормы следует понимать определение последствий, которые должны наступать в случае неисполнения диспозиции.
Санкциями финансово-правовых норм могут быть пени, штрафы, закрытие бюджетных кредитов, принудительное взыскание невнесенных в срок платежей, применение кредитных санкций банком.
Таким образом, в структуре финансово-правовой нормы выражены специфические качества права, отличающие его от других социальных регуляторов. В связи с тем, что нарушение предписания, содержащегося в финансово-правовой норме, влечет за собой нанесение материального ущерба государству, применение финансово-правовых норм имеет некоторые особенности. Так, самую распространенную санкцию в области финансового права – пеню - финансовые органы применяют автоматически, не устанавливая вины за нарушение. При нарушении срока платежа неизбежно применяется эта санкция. Как правило, в статьях того или иного финансового законодательного акта могут не содержаться все три элемента финансово-правовой нормы. Но гипотеза, диспозиция и санкция легко отыскиваются в других статьях этого же нормативного акта или иногда в других нормативных актах.
Итак, подводя итог изложенному, можно заключить, что финансово-правовые нормы носят государственно-властный и императивный характер, они возникают в процессе финансовой деятельности государства.
Как и любая правовая норма финансово-правовые нормы имеют структуру: гипотезу, диспозиция и санкцию. Основой финансово-правовой нормы является диспозиция, которая содержит предписания о том, как должны поступать участники финансовых отношений, то есть определяет их права и обязанности. Способом защиты правил, установленных финансово-правовыми нормами являются санкции, которые указывают на меры финансового воздействия за нарушение предписаний государства в области финансов. Это пени, штрафы, закрытие бюджетных кредитов, принудительное взыскание невнесенных в срок платежей, применение кредитных санкций банка.
Известно, что одна отрасль права отличается от другой предметом и методом правового регулирования. По предмету и особенностям метода правового регулирования финансовое право в системе российского права занимает самостоятельное место. Для определения предмета регулирования и установления границ этой отрасли права имеются определенные критерии. Главным из них является то, что финансовое право регулирует общественные отношении, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства. Это деятельность по аккумуляции, перераспределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Нормы финансового права всегда связаны с регулированием отношений по поводу распределения общественного продукта и национального дохода в денежной форме.
По методу правового регулирования финансовое право, на первый взгляд, совпадает с административным - тот же метод властных предписаний, неравенство субъектов правоотношений. Однако в административно-правовом регулировании присутствует элемент властного субъективного, элемент усмотрения и даже волюнтаризма предписания, и оно регулирует финансовые отношения, специфика которых диктует необходимость применения особого подхода, так как за каждой нормой финансового права кроется ее экономическое содержание[5]. Предмет регулирования, являясь определяющим признаком отрасли права, в данном случае накладывает особый отпечаток на метод правового регулирования финансовых отношений. Административно-императивный способ регулирования здесь используется только в целях аккумуляции, перераспределения и использования фондов денежных средств, обеспечения нормального движения денежных потоков в государстве, обеспечивает правовые гарантии проявления прямых и обратных связей в государственном управлении и содействует саморегулированию и самонастройке всей иерархии систем, составляющих государство. Учитывая, что финансы являются информационным источником, административный метод воздействия должен здесь использоваться с большой осторожностью, чтобы не исказить экономической сущности данных отношений.
Информация о работе Финансово-правовые нормы. Понятие и виды