Источники финансового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 23:04, курс лекций

Описание

Главный источник финансового права — Конституция Российской Федерации . В ней закрепляются основы правовой организации финансовой деятельности государства в целом и по отдельным ее направлениям, соответственно используемым звеньям финансовой системы. Наибольшее внимание конституционное законодательство уделило бюджетной деятельности, что объясняется ролью государственного бюджета как центрального звена финансовой системы.

Работа состоит из  1 файл

Источниками финансового права.docx

— 137.75 Кб (Скачать документ)

Государственные налоговые органы

Налоговая система любого государства включает не только законодательную регламентацию перечня обязательных платежей, порядка их исчисления и уплаты. Налоги - это отношения принуждения, поэтому немаловажное значение имеет создании эффективной системы налоговых органов, обеспечивающих полное и своевременное изъятие обязательных платежей в бюджет государства.

Состав и структура управления налоговых органов разных стран  существенно различаются. В России налоговыми органами являются УФНС РФ (Министерство финансов РФ )и его территориальные подразделения. В определенных случаях, связанных с налогообложением товаров, пересекающих таможенную границу, полномочиями налоговых органов также обладают таможенные органы.

Система органов Министерства РФ по налогам и сборам (ранее - Государственная налоговая служба) представляет собой единую систему контроля за соблюдением законодательства о налогах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и других обязательных платежей в соответствующие бюджеты. Деятельность Министерства регулируется соответствующим Положением, которое определяет его организационную структуру, задачи, функции и права. Права, обязанности, ответственность налоговых органов и их должностных лиц также закреплены в Налоговом кодексе РФ (глава 5).

К числу основных задач налоговых  органов относятся:

  • контроль за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет;
  • организация и ведение учета налогоплательщиков;
  • учет и анализ динамики поступления налогов по видам обязательных платежей, категориям плательщиков, территориям; информирование федеральных, региональных и местных органов власти о поступлении налогов;
  • участие в разработке налоговой политики и налогового законодательства; совершенствование функционирования налоговой системы путем методических разработок, внедрения новых форм информационного обеспечения и др.; контроль за изданием министерствами, ведомствами и другими организациями нормативных документов, связанных с налогообложением,
  • разработка форм налоговых расчетов, отчетов, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей;
  • возврат излишне взысканных и уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет;
  • оказание консультационных услуг налогоплательщикам; разъяснительная работа по применению законодательства о налогах и сборах.

Для осуществления возложенных  на них функций государственные  налоговые органы наделяются рядом  прав:

  • требовать от налогоплательщиков документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов;
  • производить налоговые проверки проведение в министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, а также у физических лиц;
  • обследовать производственные, складские, торговые и иные помещения, используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения, независимо от места их нахождения; проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика;
  • приостанавливать операции по расчетным счетам и накладывать арест на имущество налогоплательщиков;
  • требовать от налогоплательщиков и иных обязанных лиц устранения выявленных нарушений налогового законодательства контролировать их выполнение;
  • применять финансовые санкции по отношению к недобросовестным налогоплательщикам, взыскивать недоимки и пени по налогам;
  • привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
  • заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия лицензий на право осуществления налогоплательщиком определенных видов деятельности;
  • предъявлять иски в суд и арбитраж: взыскании налоговых санкций; ликвидации организации любой организационно-правовой формы; признании сделок недействительными; взыскании неосновательно приобретенного имущества в доход государства и др.

Налоговые органы имеют право проводить  налоговые проверки на предприятиях, в учреждениях и организациях, независимо от их формы собственности. Налоговые проверки подразделяются на документальные и фактические. Документальные проверки проводятся на основе изучения различных форм налоговой отчетности и других документов, необходимых для исчисления налоговых обязательств плательщика. Фактическая проверка не связана с изучением документов, основными ее формами являются: обследование помещений и инвентаризация имущества, вызов и опрос свидетелей с для получения информации о нарушениях налогового законодательства и т.д.

Проверки могут быть камеральными и выездными. Камеральные проверки проводятся в отношении всех налогоплательщиков. Они осуществляются по месту нахождения налогового органа, основываются на имеющихся в его распоряжении налоговых декларациях и других документах о финансовом положении и деятельности налогоплательщика. Камеральные проверки проводятся сотрудниками налоговых органов в соответствии с их служебными обязанностями, и для них не требуется какого-либо специального решения руководства. Продолжительность проверки в общем случае составляет два месяца со дня представления плательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. При этом налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, подтверждающие правильность расчета и своевременность внесения налогов в бюджет.

Выездные проверки могут проводиться только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и только по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Такие проверки могут проводится не чаще одного раза в год, за исключением некоторых особых случаев, таких как реорганизация или ликвидация организации-налогоплательщика. Их максимальная продолжительность также составляет два месяца. Однако, в исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной проверки до трех месяцев.

И камеральные, и выездные проверки не могут охватывать более чем  три календарных года деятельности налогоплательщика, предшествовавших году их проведения.

Предприятие или организация не вправе скрывать от работников налоговой  органов те документы, которые не входят в законодательно установленный  перечень сведений, составляющих коммерческую тайну. В частности, запрещено сокрытие следующих документов:

  • устав юридического лица и его учредительные документы;
  • отчетность о финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
  • документы о платежеспособности;
  • регистрационные удостоверения, лицензии и другие документы, дающие право на осуществление данного вида деятельности;
  • сведения о численности и составе работников предприятия, условиях труда и его оплате;
  • сведения о загрязнении окружающей среды;
  • информация о нарушении антимонопольного законодательства;
  • документы об уплате налогов и др.

Налоговые и таможенные органы несут  ответственность за свои неправомерные  действия, решения или бездействие, в результате которых налогоплательщику  были причинены убытки. Эти убытки подлежат возмещению за счет федерального бюджета. Работники налоговых органов обязаны соблюдать налоговую тайну.

Министерство РФ по налогам и сборам несет ответственность за организацию учета налогоплательщиков. Постановка на учет проводится по месту нахождения организации- юридического лица, а также всех ее филиалов; по месту нахождения налогоплательщика-физического лица; по месту нахождения имущества, подлежащего налогообложению (недвижимости, транспортных средств). Основой для ведения учета плательщиков налогов является Государственный реестр налогоплательщиков, в рамках которого каждому плательщику присваивается идентификационный номер (ИНН). Номер является единым по всем видам налогов и указывается во всех документах, представляемых в налоговые органы. На его основе информация вносится в компьютерную базу данных, позволяющую осуществлять оперативный контроль за правильностью уплаты налогов. С 1996 г. в России ИНН присваивается не только юридическим, но и физическим лицам.

К системе налоговых органов  в зарубежных странах примыкает  налоговая полиция. В 1992 году она была создана и в России, с 1993 года являлась самостоятельным правоохранительным органом. В ее состав входила Федеральная служба налоговой полиции РФ (ФСНП РФ), органы Федеральной службы налоговой полиции в субъектах РФ и местные органы налоговой полиции.

Налоговая полиция привлекалась для  совместных проверок финансово-хозяйственной  деятельности предприятий и организаций, правильности уплаты налогов. К числу основных ее функций были отнесены относились:

  • проведение оперативно-розыскных и предварительных следственных действий для выявления и пресечения налоговых преступлений;
  • розыск лиц, подозреваемых в совершении налоговых преступлений;
  • прием, регистрация и проверка информации о преступлениях и нарушениях налогового законодательства;
  • обеспечение безопасности деятельности налоговых органов, защита их сотрудников и членов их семей;
  • содействие налоговым органам, органам внутренних дел, прокуратуры и др. в выявлении и предупреждении налоговых преступлений;
  • выявление и пресечение коррупции в налоговых органах;
  • сбор и анализ информации об исполнении налогового законодательства.

С 2003 года Федеральная служба налоговой  полиции в России была упразднена, а ее функции переданы Министерству внутренних дел.

ЛЕКЦИЯ 8. СТРАХОВАНИЕ

         Страхование — это экономические отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).

        Страхование — составная часть финансов, но отношения страхования имеют целый ряд особенностей:

  • денежные отношения в страховании связаны с возможностью наступления страховых случаев, наносящих ущерб;
  • при страховании нанесенный ущерб распределяется между участниками страхования;
  • при страховании ущерб перераспределяется между территориями и во времени;
  • страхование характеризуется возвратностью средств, внесенных в страховой фонд.

     На основании перечисленных  выше особенностей можно дать  следующее определение: страхование — это совокупность экономических отношений между его участниками по поводу формирования страхового фонда и его использования для возмещения ущерба. В Российской Федерации существуют три основные формы страхового фонда:

  • централизованный страховой фонд образуется за счет общегосударственных ресурсов в натуральной и денежной формах, распоряжается им Правительство;
  • фонды самострахования создаются самими предприятиями и организациями в виде резервных и страховых фондов, фондов риска; существуют в денежной и натуральной формах;
  • фонды страховщика создаются специализированными страховыми компаниями за счет уплаты взносов, существуют только в денежной форме.

    Сущность страхования  проявляется в его функциях. Страхование выполняет следующие функции:

  • Восстановительная - (защитная) – заключается в том, что в случае наступления страхового случая и выплаты определённой, обусловленной договором денежной суммы происходит полное или частичное погашение убытков, понесённых страхователем.
  • рисковая функция — перераспределение риска между участниками страхования;
  • предупредительная функция — использование части средств на уменьшение вероятности наступления страхового случая;
  • сберегательная функция — страхование используется для накопления денежных средств (страхование на дожитие);
  • контрольная функция — контроль за формированием и использованием страховых фондов.

     В современных условиях  изменились взаимоотношения между  страховыми компаниями и государством, что связано с отказом от  государственной монополии на  страховое дело.

       Страхование является  самостоятельным звеном финансовой  системы Российской Федерации.  Оно выступает в двух обособленных формах: в форме социального страхования и собственно страхования, связанного с непредвиденными чрезвычайными событиями.

Социальное  страхование подразделяется, в свою очередь, на два вида: государственное социальное страхование (пенсионное, медицинское, социальное – инвалиды) и негосударственное социальное страхование. В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации первый из названных видов социального страхования гражданам России гарантируется, второй — поощряется.

Вторая форма страхования — собственно страхование, связанное с непредвиденными чрезвычайными событиями.

 

3. Меры государственного регулирования страховой деятельности

      Государственное  регулирование является необходимым  элементом и принципом организации  страхового дела в любой стране. Целью государственного регулирования  является обеспечение формирования  и развития эффективно функционирующего рынка страховых услуг, создания необходимых условий для деятельности страховщиков различных организационно-правовых форм, защита интересов страхователей.

Информация о работе Источники финансового права