Контрольная работа по "Финансовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 09:49, контрольная работа

Описание

Как известно, источники финансового права представляют собой форму выражения и закрепления финансово-правовых норм. При этом под источниками финансового права как отрасли права принято понимать официально признаваемые государством правовые формы, содержащие финансово-правовые предписания, в совокупности образующие систему источников позитивного финансового права (законы, международные договоры, подзаконные нормативные правовые акты и т.д.).

Содержание

1. Источники финансового права 2
2. Государственный кредит: понятие задачи, функции 10
3. Задача 19
Список литературы 20

Работа состоит из  1 файл

финансовое право.doc

— 131.00 Кб (Скачать документ)

      Гарантия  не является кредитным отношением даже в том случае, когда она предоставляется  под исполнение заемного обязательства принципала. Действительно, при реализации гарантии, выступающей средством обеспечения исполнения заемного обязательства принципала, гарант исполняет это обязательство, заменяя собой этого принципала-заемщика. Однако выплата гарантом денег кредитору принципала (т.е. бенефициару) не означает, что гарант является заемщиком этого бенефициара - никаких денег гарант от бенефициара взаймы не получал.

      В итоге следует признать, что включение  публичных гарантий в состав института "публичный кредит" не имеет под собой никаких экономических и правовых оснований. Публичный кредит - это институт, представляющий собой совокупность кредитных отношений. Отношения по представлению гарантии кредитными отношениями не являются. Включение в состав института, опосредующего кредит, отношений, не являющихся кредитными, необоснованно ни в научном, ни в практическом плане.

      Таким образом, публичный кредит охватывает собой лишь два института: 1) публичное  заимствование, опосредующее отношения, в которых публичное образование выступает в роли заемщика; 2) публичное кредитование, опосредующее отношения, в которых публичное образование выступает в роли кредитора (заимодавца).

      Соответственно  этому можно выделить и два  правовых института, посвященных публичному кредиту: а) правовое регулирование публичного заимствования; б) правовое регулирование публичного кредитования.

      Как экономическая категория публичный  кредит представляет собой совокупность определенных экономических отношений - отношений публичного кредита.

      Данные  отношения являются разновидностью кредитных отношений и характеризуются следующими признаками:

      1) они являются разновидностью  экономических отношений и опосредуют движение стоимости в денежной форме. Как разновидность денежных отношений они относятся к категории распределительных отношений и выражают движение денежных средств, не сопровождаемое встречным движением товара. Этим отношения публичного кредита отличаются от товарно-денежных отношений, опосредующих акты Д - Т (деньги - товар) или Т - Д (товар - деньги).

      То  обстоятельство, что публичный кредит носит возвратный характер, не меняет его свойства как распределительного отношения. Отношением публичного кредита  охватывается встречное, хотя и разделенное  по времени, движение денег сначала  от кредитора к заемщику, а затем - от заемщика к кредитору. Но на каждой фазе движения денежных средств имеет место одностороннее движение стоимости в денежной форме, не сопряженное со встречным движением стоимости в товарной форме;

      2) материальным объектом отношений  публичного кредита выступают деньги. При предоставлении кредита они переходят в собственность заемщика и используются им уже в качестве своего имущества. Источником погашения долга выступают денежные средства заемщика, находящиеся в его собственности.

      Право собственности на денежные средства, получаемые заемщиком в кредит, может быть обременено обязанностью использовать деньги на те цели, которые предусмотрены договором о предоставлении займа. Это будет выражать целевой характер публичного кредита;

      3) отношения публичного кредита опосредуют встречное, хотя и разновременное движение эквивалентных стоимостей в виде денег. Иначе говоря, от заемщика к кредитору идет не та стоимость, которая была им получена, а иная стоимость, хотя и эквивалентная полученной;

      4) обязанность возврата денег, аналогичного сумме, полученной взаймы, выражает признак срочности публичного кредита. Если деньги предоставлены без условия их возврата (точнее, аналогичной суммы), то это уже не кредит;

      5) отношения публичного кредита  являются, как правило, возмездными отношениями. За плату в виде процентов заемщик получает от кредитора услугу в виде предоставления денег, но с условием возврата аналогичной суммы к установленному сроку. Это выражает признаки платности публичного кредита;

      6) обязательным субъектом отношения публичного кредита выступает публичное образование (Российская Федерация, субъект Федерации, муниципальное образование). В отношениях публичного заимствования публичное образование выступает в роли заемщика, в отношениях публичного кредитования - в роли кредитора;

      7) отношения публичного кредита,  будучи экономическими отношениями,  существуют лишь в правовой форме. С точки зрения соотношения формы и содержания, данные общественные отношения по своему содержанию являются экономическими, а по форме - правовыми.

      Для оценки механизма правового регулирования  отношений публичного кредита существенное значение имеет вопрос об их соотношении  с финансовыми отношениями.

      По  мнению некоторых авторов, кредитные  и финансовые отношения - это различные  и самостоятельные виды экономических категорий. При этом основное различие между ними они усматривают в том, что кредит функционирует на возвратной основе, а финансы - на безвозвратной. Но что характерно, когда речь заходит об отношениях государственного кредита, то подавляющее большинство авторов полагает, что данные отношения являются разновидностью финансовых отношений. Юристы-финансисты этот вопрос, как правило, вообще не исследуют, априорно полагая, что отношения, возникающие в процессе публичного кредита, есть финансовые отношения, в силу чего они регулируются финансовым правом12.

      Однако, по нашему мнению, кредитные отношения, включая отношения публичного кредита, и финансовые отношения - это различные виды экономических отношений.

      Отличие кредитных отношений от финансовых заключается в следующем:

      1) финансовые отношения выражают  одностороннее движение стоимости: денежные средства движутся от плательщика к получателю, и только. Например, в рамках налоговых отношений деньги движутся от налогоплательщика к государству, и на этом движение денежных средств заканчивается.

      Кредитные отношения выражают встречное, хотя и не совпадающее во времени движение денег. Так, при публичном заимствовании деньги сначала (при размещении займа) движутся от заимодавца к публичному образованию, а затем (при погашении долга) имеет место встречное движение денег от публичного образования-заемщика к заимодавцам;

      2) финансовые отношения опосредуют  безвозвратное движение стоимости в денежной форме. В результате чего плательщик навсегда лишается того имущества, которое он передал (или которое у него изъяли в принудительном порядке). Так, при уплате налога налогоплательщик утрачивает право собственности на те денежные средства, которые переходят к государству. Вследствие чего имущественное положение налогоплательщика ухудшается.

      Кредитные отношения опосредуют возврат стоимости кредитору: взамен стоимости, утраченной при предоставлении кредита, кредитор получает равноценную стоимость при возврате кредита. В итоге по истечении определенного срока (срока, на который предоставлен кредит) происходит восстановление имущественного положения кредитора;

      3) финансовые отношения являются  безэквивалентными: передавая денежные средства заемщику, кредитор никакого встречного эквивалента не получает.

      Кредитные отношения являются эквивалентными: передав в форме кредита стоимость заемщику, кредитор по истечении определенного времени получает обратно эквивалент этой стоимости;

      4) финансовые отношения являются  безвозмездными. Плательщик, передав получателю определенную сумму денег, встречного удовлетворения не получает.

      Кредитные отношения являются, как правило, возмездными. За услугу в виде предоставления денег в порядке кредита кредитор получает встречное удовлетворение в виде ссудного процента (платы за предоставление кредита).

      Экономические различия финансовых и кредитных отношений, носящие объективный характер, предопределяют различия в выборе метода их правового регулирования: финансовые отношения с участием публичных образований регулируются в основном императивным методом, присущим финансовому праву; кредитные отношения регулируются диспозитивным методом, присущим гражданскому праву.

      На  основании изложенного представляется возможным дать следующее определение  отношения публичного кредита как  экономической категории.

      Публичный кредит - это система кредитных  отношений, в которых публичное образование (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования) выступает в роли кредитора или заемщика.

      Как экономическая категория кредит представляет собой совокупность особых экономических отношений - кредитных отношений.

      Отношение публичного кредита - это кредитное  отношение, субъектом которого является публичное образование, выступающее  в роли кредитора или заемщика, в рамках которого осуществляется движение стоимости в виде денежных средств  от кредитора в собственность заемщика, обязанного вернуть кредитору аналогичную стоимость в установленные сроки.

      Однако  следует иметь в виду, что публичный  кредит - это сложно организуемый процесс, в ходе осуществления которого приходится решать множество самых разнообразных вопросов. Назначение такого рода отношений - способствовать осуществлению публичного кредита. Эти отношения не являются имущественными (экономическими). Они носят организационный характер.

      Таким образом, в процессе публичного кредита  возникает два вида отношений: имущественные (материальные) и неимущественные (организационные).

 

3. Задача

   

      Гражданка Н. не уплатила налоги на сумму 10 000 рублей.

      Какие обстоятельства могут быть смягчающими? Какое решение должен вынести  суд?

      Решение

      Если  налогоплательщик не уплатил или не полностью уплатил налог (сбор) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), то это обернется штрафом в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога (сбора) (пункт 1 статьи 122 НК РФ), если при этом действия были умышленными, то штраф будет исчисляться в размере 40 процентов от неуплаченных сумм налога (сбора) (пункт 3 статьи 122 НК РФ).

      Значит, применительно к нашему условию  задачи, суд своим решением обяжет гражданку Н. выплатить сумму налога 10 000 рублей и в зависимости от обстоятельств дела штраф, в размере 20 % (2 000 руб.) либо 40 %( 4 000 руб.) от неуплаченных сумм налога.

      Согласно  ч.1 ст. 112 НК РФ обстоятельствами, смягчающими  ответственность за совершение налогового правонарушения могут быть:

      1) совершение правонарушения вследствие  стечения тяжелых личных или  семейных обстоятельств;

      2) совершение правонарушения под  влиянием угрозы или принуждения  либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

      2.1) тяжелое материальное положение  физического лица, привлекаемого  к ответственности за совершение  налогового правонарушения;

      (пп. 2.1 введен Федеральным законом  от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

      3) иные обстоятельства, которые судом  или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

      (в  ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 04.11.2005 N 137-ФЗ)

 

Список  литературы

 
  1. Конституция Российской Федерации (принята Всенародным  голосованием 12 декабря 1993 года), (ред. от 30.12.2008) // Российская газета. 2008. 31 декабря.
  2. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28.10.1999 N 14-П // СПС «Консультант Плюс».
  3. Вострикова Л.Г. Финансовое право: Учебник для вузов. – М.: Юстицинформ, 2007.
  4. Деньги, кредит, банки / Под ред. Г.Н. Белоглазовой: Учебник. М., 2007.
  5. Еремин С.Г. Теоретические аспекты к пониманию источника финансового права // Российская юстиция. 2010. N 2.
  6. Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учебник для вузов. М., 2010.
  7. Нерсесянц В.С. Суд не законодательствует и не управляет, а применяет право (о правоприменительной природе судебных актов) // Судебная практика как источник права. М., 1997.
  8. Орлов М.Ф. О государственном кредите // У истоков финансового права (в серии "Золотые страницы российского финансового права"). Т. I. М., 1998.
  9. Павлов П.В. Финансовое право: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальностям "Финансы и кредит", "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", "Мировая экономика", "Налоги и налогообложение". 2-е изд., испр. М., 2007.
  10. Павлов П.В. Финансовое право: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальностям "Финансы и кредит", "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", "Мировая экономика", "Налоги и налогообложение". 2-е изд., испр. М., 2007.
  11. Поветкина Н.А. Источники финансового права: теоретический аспект // Финансовое право. 2011. N 2.
  12. Финансовое право: Учебник для вузов  /  Под ред. Грачевой Е.Ю. – М., 2009.
  13. Худяков А.И. Правовые основы государственного и муниципального кредита // Финансовое право. 2010. N 3.
  14. Ялбулганов А.А. Федеральные источники финансового права: вопросы систематизации и классификации // Финансовое право. 2007. N 2.

Информация о работе Контрольная работа по "Финансовому праву"