Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 12:11, курс лекций
Деньги – экономическая категория, с помощью которой связываются отношения между государством, юридическими и физическими лицами.
Функции денег:
Мера стоимости
Средство платежа
Средство обращения
Средство накопления
Мировые деньги
o Свободно-конвертируемая валюта (доллары, шв. Франки, йены)
o Международные единицы расчета (евро)
5. Независимый или аудиторский финансовый контроль.
Финансовая система
Финансовая система – это совокупность централизованных и децентрализованных финансов.
Финансовая система - это совокупность централизованных и децентрализованных финансов.
1) Гос. Финансы:
1.1 Гос. Бюджет
1.1.1 Федеральный
1.1.2 Региональный
1.1.3 Местный (муниципальный)
1.2 Внебюджетные фонды
1.2.1 Соц. Внеб. Фонды
1.2.1.1 Пенсионный фонд
1.2.1.2 Фонд соц. Страхования
1.2.1.3 Обяз. Мед. страх
1.2.2 Экономические внеб фонды
1.2.2.1 Дорожный фонд
1.2.2.2 ФВМСП – охрана окр. Среды
1.2.2.3 Фонд инвестирования жилищного строительства
1.2.2.4 ФРНИОКР
1.3 Гос. Долг
1.3.1 Внутренний
1.3.2 Внешний
2) Страховой сектор:
2.1. Личное страхование
2.2. Соц. Страхование
2.3. Имущественное
2.4. Ответственности (ОСАГО)
2.5. Предпринимательских рисков
3) Финансовые предприятия:
3.1 Коммерческие организации
3.2
3.3 ФГУП (гос. унитарное предприятие)
3.4 ФПБЮЛ
4) Финансы населения
Государственные финансы и страховой сектор называются централизованные финансы.
Финансы предприятий и населения это децентрализованные финансы.
Государственные финансы
Государственный бюджет – это государственный план доходов и расходов страны, принимаемы как закон.
Бюджетная система – это совокупность бюджетов различного уровня.
Бюджетная система России включает:
1) Федеральный бюджет РФ;
2) 22 ркспубликанских быджета в составе федерации;
3) 55 областных и краевых быджета, включая бюджет Москвы и Санкт – Петербурга ;
4) 12 бюджетов автономных округов;
5) Бюджет Еврейской автономной области;
6) Около 29000 местных бюджетов, включая городские, поселковые и сельские бюджеты.
Бюджетная система строится на следующих принципах:
1) Принцип гластности – бюджет вступает в силу только с момента его официального опубликования в СМИ;
2) Принцип превышения доходов над росходами. Всегда должен быть профицит бюджета;
3) Принцип сбаоансированности бюджета, т.е. доходная чать должна ровняться расходной;
4) Принцип единства бюджета – все бюджеты различного уровня должны проходить единый бюджетный прочесс, т.е. это разработка, утверждение, принятие, исполнение бюджета и отчет об исполнении бюджета. А также весь бюджетный процесс должен строиться с использованием единой бюджетной документации.
5) Самостоятельность бюджета, т.е. каждый бюджет помимо закреплнных доходов должен иметь собстевенные источники погашения возможного дифицита бюджета;
6) Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджета. Все отчеты о поступлении и расходовании бюджетных средств должны быть опудликованы в СМИ;
7) Принцип прозрачности бюджета;
8) Принцип экономичности расходования бюджетных средств;
9) Принцип адресности и целевого характера бюджетного ассигнования
Совокупность бюджетов различного уровня, а также принципов их построения называется: бюджетное устройство.
Основной проблемой бюджета является бюджетный федератизм, который представляет собой взаимосвязь бюджетов различного уровня.
Бюджетный федератизм строится на следующих принципах:
1) Закрепленных доходах – это налоги, закрепленные за соответствующим бюджетом;
2) Регулируемые доходы – это средства, предоставляемые из вышестоящего бюджета в нижестоящий при планировании нижестоящго бюджета;
3) Дотации – средства, предоставляемые из вышестоящего бюджета в нижестоящий для покрытия дифицита нижестоящго бюджета;
4) Субвенции – средства, предоставляемые из вышестоящего.
1) Принцип экономичности бюджетных ассигнований
2) Принцип адресности и целевого характера бюджетных ассигнований
3) Безвозвратность бюджетных ассигнований
4) Принцип предоставления средств по мере потребления ранее предоставленных
Построение бюджетной системы
Под консолидированным бюджетом понимают бюджет, котрый используют для свода статистических данных и анализа состояния бюджетной системы и применяемой для разработки нормативов, необходимых для учета доходов, поступающих в бюджеты различного уровня.
Консолидированный бюджет не утверждается законодательно органами власти и используется только для учёта доходов и расходов будущих бюджетов, являясь как бы первичным планом.
Доходы и расходы бюджета.
Доходы бюджета.
Все доходы бюджета состоят из двух частей:
1) налоговые поступления
2) неналоговые поступления
1) Налоговые поступления
I. Налоги – источники образования федерального бюджета.
1) НДС
2) акцизы
3) таможенные пошлины
4) налог на прибыль
5) налог на доходы
6) налог на доходы физических лиц
7) налог на операции с ценными бумагами
8) ЕСН (Единый Социальный Налог)
9) Налог на защиту, охрану и воспроизведение лесов и зеленых насаждений
10) сборы за право использования природных ресурсов
11) гербовый сбор
12) сбор за право использования государственной символики
13) сбор за использование наименований Россия, Российская Федерация и за словосочетания с этими образованиями
14) налог на имущество, переходящее в качестве дарения или наследования
II. Налоги – источники образования регионального бюджета.
1) налог на имущество юридических лиц
2) ЕТН (Единый Транспортный Налог)
3) лесной налог
4) экологический налог
5) сбор на право использования региональной символики
6) плата за воду, забираемая промышленными предприятиями из водохозяйиственных систем
III. Налоги – источник образования местных бюджетов.
а) Налоги, взимаемые по всей территории России.
1) налог на доход физических лиц
2) земельный налог
3) сбор за регистрацию физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.
б) Налоги, устанавливаемые по усмотрению местных органов власти и самоуправления.
1) налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и компьютеров
2) налог на содержание объектов соц. культуры.
3) сборы за использование местных символов.
4) сбор за право торговли вино-водочными изделиями
5) сбор за право торговли
6) прочие регистрационные и лицензионные сборы
7) сбор за получение ордера на квартиру
8) сбор с владельцев собак (определенных пород)
9) курортный сбор
10) сбор за право строительства промышленных объектов в курортной зоне
11) сбор за право проведения аукционов и лотерей
12) сбор от сделок, совершаемых на бирже
13) сбор за право парковки автомобильных средств
14) сбор за право участия в бегах на ипподроме
15) сбор с лиц, играющих на тотализаторе и ипподроме
16) сбор за право открытия игорного бизнеса
17) коммунальные платежи
18) прочие аналогичные сборы
2) Неналоговые поступления
1) доходы от международных неторговых операций
2) доходы от международных торговых операций
3) доходы от владения государственной собственностью
4) доходы от государственного имущества, сданного в аренду
5) средства, полученные на безвозмездной основе от юридических и физических лиц
6) доходы от реализации государственной собственности
7) проценты, получаемые по выданным международным кредитам
8) доходы от выпущенных государственных ценных бумаг
9) полученный международный кредит
10) средства, предоставляемые из бюджетов различного уровня
11) прочие аналогичные доходы
Расходы бюджета
Это затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих задач и функций
Расходы бюджета выражают экономическим отношением, на основе которого осуществляется процесс использования средств централизованных денежнх фондов на различные экономические, социальные и политические программы.
Классификация расходов бюджета.
1) Экономическая классификация
I. Текущие расходы.
затраты на оплату труда бюджетных работников
затраты на содержание аппарата управления
затраты на образование
затраты на здравоохранение
затраты на социальные нужды
затраты на погашение внутреннего и внешнего государственного долга
II. Расходы капитального характера.
затраты на инвестиционную и инновационную деятельность
затраты на простое и расширенное воспроизводство основных фондов государства
Функции классифицирования
Затраты на:
государственное управление и местное самоуправление
судебную власть
международную деятельность
наулон оборону
правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности
промышленность, энергетику и строительство
сельское хозяйство и рыболовство
транспорт, связь, информатику
на ЖКХ (жилищно-коммунальное хозяйство)
образование
здравоохранение
СМИ
обслуживание государственного долга
затраты на пополнение государственных запасов и резервов
социальную политику
прочие затраты
Ведомственная классификация расходов
Классификация государственных министерств и организаций, являющихся потребителями бюджетных средств
Территориальная классификая расходов
Согласно территориальной классификации все расходы делятся на:
1) федеральные
2) региональные
3) местные (муниципальные)
По роли в процессе воспроизводства
1) Затраты, связанные с финансами материального производства
2) Затраты на содержание непроизводственных сфер (ЖКХ)
Общие расходы бюджета
1) Расходы на народное хазяйство
затраты на угольно-промышленный комплекс
затраты на топливно-энергетический комплекс
затраты на сельское хозяйство
затраты на восстановление и развитие рыболовеческого комплекса
затраты на строительство объектов социально-культурной сферы
затраты на конверсию воск. производства
2) Расходы на социально-культурные мероприятия
социальные дотации