Налоговая проверка, как основная форма налогового контроля в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 19:46, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение механизма применения действующих форм и методов налогового контроля, оценка их эффективности, определение путей совершенствования контрольной работы налоговых органов.
Для достижения цели дипломной работы автором будет исследована сущность налогового контроля как составляющей финансового контроля, сущность выездной проверки как составляющей налогового контроля, определен порядок проведения выездной налоговой проверки.
В ходе реализации названной цели поставлены следующие задачи:
1) исследована сущность налогового контроля как составляющей финансового контроля;
2) исследована сущность выездной проверки как составляющей налогового контроля;
3) изложить порядок проведения выездной проверки и оформления результатов.

Содержание

Введение 3
I. Налоговый контроль в системе общегосударственного финансового контроля 5
II. Нормативно – правовое регулирование налоговых проверок 16
2.1. Виды налоговых проверок 16
2.2.Порядок осуществления выездной налоговой проверки 20
2.3.Оформление результатов налоговой проверки 28
III. Обжалование актов налоговых органов и действий (бездействий) их должностных лиц 34
Заключение 43
Список источников и литературы 45

Работа состоит из  1 файл

налоговая.docx

— 80.63 Кб (Скачать документ)

__________________

1 О налоговых органах Российской Федерации. Закон РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1 (в редакции Федерального закона от 08.07.99 № 151-ФЗ) // Российская газета. - 1999. – 15 июля // Справочно – правовая система Консультант Плюс. Версия февраль 2011.

сокрытием доходов и уходами от налогов (например, получение конфиденциальной информации о доходах, использование  нетрадиционных источников информации). Для этих целей созданы специальные  правоохранительные органы (налоговая  полиция, служба расследования налоговых преступлений).

Особые отношения, возникающие  по поводу изъятия у налогоплательщиков средств,  имеющие фискальный характер – еще одна особенность налогового контроля. В таких отношениях требуется  создание прочной правовой основы. Поэтому важной специфической чертой налогового контроля является то, что  все виды налогов, а также права  и обязанности субъектов контроля, устанавливаются законодательными и нормативными актами, а функции  налогового контроля выполняются только в рамках их регламента. В России, где налоговые законы, как правило, не прямого действия и допускается  их толкование исполнительными органами власти или от лица Госналогслужбы, в отношениях с налогоплательщиками  возникает множество проблем. В  связи с этим важное значение приобретает  работа по глубокому изучению нормативных  актов субъектами налогового контроля, разъяснению их среди налогоплательщиков.

Контроль за сборами налогов  предполагает всеобъемлющий учет налогоплательщиков (как фактических, так и потенциальных) объектов налогообложения, отслеживание результатов финансово-хозяйственной  деятельности, хозяйственных операций. В связи с этим без соответствующей разносторонней информации о хозяйствующих субъектах и гражданах государство не получит ожидаемых поступлений в казну. Условием осуществления налогового контроля является информационность, причем активную роль в создании и постоянном совершенствовании информационной системы играют субъекты налогового контроля.

Особая роль налогового контроля заключается  также в необходимости стабилизации финансовой системы, устойчивого поступления  бюджетных доходов, соблюдения налоговой  дисциплины как условия качественного  выполнения обязательств перед государством физическими и юридическими лицами.

Налоговый контроль можно  рассматривать в организационном, методическом и техническом аспектах. Первый из них представляет собой  выбор форм контроля, состав его  субъектов и объектов; второй аспект охватывает методы осуществления контрольных  действий; третий - совокупность приемов  проверки, их последовательности и  взаимоувязки.

Объект налогового контроля можно  определить как разновидность денежных отношений публичного характера, возникающих  в процессе взимания налогов и  сборов и привлечения нарушителей  налогового законодательства к ответственности. Что же касается отношений по введению налогов и сборов, обжалованию  актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, то они являются объектом судебного  контроля или прокурорского надзора.

Предметом налогового контроля, в  первую очередь, является своевременность  и полнота исполнения налогоплательщиками  своих налоговых обязанностей по отношению к государству или  муниципальному образованию. Однако при  этом следует также учитывать, что  наряду с уплатой налогов, к числу  основных обязанностей налогоплательщиков-организаций, в соответствии со ст. 23 Налогового Кодекса Российской Федерации, относится  также ведение в установленном  порядке учета своих доходов (расходов) и объектов налогообложения и  представление налоговым органам  и их должностным лицам документов, необходимых для начисления и  уплаты налогов1. С учетом этого законность составления первичных учетных документов, регистров бухгалтерского (налогового) учета и отчетности, а также достоверность и полнота содержащейся в них информации об объектах налогообложения также составляет предмет налогового контроля.

 

___________________

1Налоговый Кодекс Российской Федерации, части 1 и 2  с изменениями и дополнениями на 15 августа2001г. //  Москва. Издательство “Проспект”, 2001.

 

Субъектами налогового контроля в  РФ являются органы налоговой службы (Министерство по налогам и сборам и его подразделения в РФ), налоговой  полиции, милиции, осуществляющие непосредственно  оперативный контроль за поступлением налогов и других обязательных платежей в доход государства. Непосредственное отношение к контролю за поступлением налогов в отдельных случаях  имеют финансовые органы (предоставление отсрочек по текущим налоговым платежам), органы Федерального казначейства (распределение  налоговых платежей по уровням бюджетной  системы; проверки банковских учреждений по соблюдению очередности зачисления платежей в бюджет), банковские органы (заполнение платежно-расчетных документов), органы внутренних дел (работа налоговых  постов на предприятиях спиртоводочной промышленности, Госавтоинспекции, паспортно-визовая  служба, адресный стол), Федеральная  служба безопасности, таможенные органы, страховые органы, органы государственных  внебюджетных фондов, комитеты по земельным  ресурсам и землеустройству, антимонопольный комитет. Поэтому особенно важным в настоящее время является вопрос не только о взаимодействии перечисленных организаций, но и разграничение функций, ответственности за исполнение обязанностей, связанных с налоговым контролем.

Субъекты налогового контроля, взаимодействуя с другими органами управления, способствуют реализации решений центральных  и местных органов власти, направленных на организацию и становление  рыночных отношений (например, некоторые  вопросы приватизации государственного имущества; осуществление процедуры  банкротств; становление цивилизованных отношений государства с лицами, занятыми в сфере предпринимательства; лицензирование предпринимательской  деятельности; инициирование ликвидации и снятие с учета в налоговых  органах предприятий, которые длительное время не представляют отчетность и не уплачивают налоги).

Налоговые отношения возникают  у государства в лице субъектов  налогового контроля с субъектами налогообложения  – юридическими и физическими лицами, а значит, их также можно отнести к субъектам налогового контроля.

В ходе налогового контроля осуществляется взаимодействие между субъектом  и объектом, оно носит характер прямой и обратной связи. Прямая связь  обеспечивает результаты контрольного воздействия, используемые для выработки  управленческих решений. Обратная связь  подытоживает качество проведения налогового контроля, сигнализирует о степени  его воздействия на объект. Свойство прямой связи активно используется в практике налогового администрирования. Обратная связь служит основой для  выработки решений, во-первых, общеэкономического значения в части обеспечения  эффективности использования экономических  ресурсов (оптимизация функционирования объекта контроля) и, во-вторых, организационной  направленности – в части совершенствования  деятельности налоговых органов (субъекта контроля)1.

Главной целью налогового контроля является создание совершенной системы налогообложения и достижение такого уровня исполнительности (налоговой дисциплины) среди налогоплательщиков, налоговых агентов и иных лиц, при которых исключается нарушение налогового законодательства или их число незначительно. Наряду с основной целью налогового контроля  выделяются также цели отдельных его направлений. Так, целью контроля за расходами физических лиц является установление соответствия осуществляемых ими крупных расходов получаемым доходам, а контроля за соблюдением правил использования контрольно-кассовых машин – обеспечение полноты учета выручки денежных средств в организациях.

К числу основных задач налогового контроля относятся:

-неотвратимое наказание нарушителей  законодательства о налогах и  сборах;

-обеспечение правильного исчисления, своевременного и полного 

___________________

1О некоторых вопросах взаимодействия налоговых органов и органов федеральной налоговой полиции при осуществлении налогового контроля: Письмо Министерства РФ по налогам и сборам от 5 октября 1999 г. № АС-6-16/784 // Налоговый вестник, 2000, № 11 // Справочно – правовая система Консультант Плюс. Версия февраль 2011.

внесения налогов и сборов в  бюджет (государственные внебюджетные фонды);

-предупреждение нарушений законодательства  о налогах и сборах, а также  возмещение ущерба, причиняемого  государству в результате неисполнения  налогоплательщиками (налоговыми  агентами) и иными лицами своих  обязанностей.

Содержание налогового контроля включает:

-проверку выполнения физическими  лицами и организациями обязанностей  по исчислению и уплате налогов;

-проверку постановки на налоговый  учет и исполнение налогоплательщиками  связанных с ним обязанностей;

-проверку правильности ведения  бухгалтерского (налогового) учета,  своевременности представления  налоговых деклараций и достоверности  содержащихся в них сведений;

-проверку соответствия крупных  расходов физических лиц их  доходам;

-проверку исполнения налоговыми  агентами обязанностей по исчислению, удержанию у налогоплательщиков  и перечислению  соответствующий  бюджет (государственный внебюджетный  фонд) налогов и сборов;

-проверку соблюдения налогоплательщиками  и иными лицами процессуального  порядка, предусмотренного налоговым  законодательством;

-проверку соблюдения банками  обязанностей, предусмотренных налоговым  законодательством;

-проверку правильности применения  контрольно-кассовых машин при  осуществлении денежных расчетов  с населением;

-предупреждение и пресечение  нарушений законодательства о  налогах и сборах;

-выявление проблемных категорий  налогоплательщиков;

-выявление нарушителей  налогового  законодательства и привлечения  их к ответственности;

-возмещение материального ущерба, причиненного государству в результате  неисполнения налогоплательщиками  (налоговыми агентами) и иными  лицами обязанностей, предусмотренных  налоговым законодательством.

 Налоговый контроль включает  в себя следующие стадии:

-регистрация и учет налогоплательщиков;

-прием налоговой отчетности;

-осуществление камеральных проверок;

-начисление платежей к уплате;

-контроль за своевременной уплатой  начисленных сумм;

-проведение выездных налоговых  проверок;

-контроль за реализацией материалов  проверок и уплатой начисленных  финансовых санкций и административных  штрафов.

Следует отметить, что налоговые  органы не должны ограничиваться лишь проверкой соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления налогов и  своевременностью их уплаты. На субъектов  налогового контроля возлагается проведение проверочных действий за соблюдением юридическими и физическими лицами, а также должностными лицами действующих законов и нормативных актов, не всегда прямо связанных с формированием денежных фондов государства, а как создающих инфраструктуру указанного процесса. В процессе налогового контроля оценивается не только количественные результаты финансово-хозяйственной деятельности, но и ее законность, целесообразность, качество, а также финансовая устойчивость плательщика как основа для повышения налогового потенциала экономики.

С учетом всего сказанного можно  сделать вывод о том, что налоговый  контроль как одна из функций государственного управления представляет собой систему  наблюдения за финансово-хозяйственной  деятельностью налогоплательщиков с целью ее оптимизации для  качественного исполнения налогового законодательства1.

_______________________________

1Титова Г. Налоговые проверки как форма налогового контроля // Финансовая газета, № 14// Справочно – правовая система Консультант Плюс. Версия февраль 2011.

Эффективность налогового контроля характеризуется:

-уровнем мобилизации в бюджетную  систему налоговых доходов и  других обязательных платежей;

-полнотой учета налогоплательщиков  и объектов налогообложения;

-качеством налоговых проверок, снижением числа судебных разбирательств  и жалоб налогоплательщиков на  действия субъектов налогового  контроля;

-сокращением времени на контакты  с налогоплательщиками.

 

 

  1. Нормативно – правовое регулирование налоговых проверок

 

    1. Виды налоговых проверок

 

Одним из условий функционирования налоговой системы является эффективный  налоговый контроль, осуществляемый, в том числе и путем проведения налоговых проверок. Общие правила  проведения налоговых проверок регламентируются Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ), в соответствии, с которым проверка может быть проведена у налогоплательщика (как юридического, так и физического лица, в том числе осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), плательщика сборов и налогового агента.

Информация о работе Налоговая проверка, как основная форма налогового контроля в РФ