Налоговая проверка, как основная форма налогового контроля в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 19:46, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение механизма применения действующих форм и методов налогового контроля, оценка их эффективности, определение путей совершенствования контрольной работы налоговых органов.
Для достижения цели дипломной работы автором будет исследована сущность налогового контроля как составляющей финансового контроля, сущность выездной проверки как составляющей налогового контроля, определен порядок проведения выездной налоговой проверки.
В ходе реализации названной цели поставлены следующие задачи:
1) исследована сущность налогового контроля как составляющей финансового контроля;
2) исследована сущность выездной проверки как составляющей налогового контроля;
3) изложить порядок проведения выездной проверки и оформления результатов.

Содержание

Введение 3
I. Налоговый контроль в системе общегосударственного финансового контроля 5
II. Нормативно – правовое регулирование налоговых проверок 16
2.1. Виды налоговых проверок 16
2.2.Порядок осуществления выездной налоговой проверки 20
2.3.Оформление результатов налоговой проверки 28
III. Обжалование актов налоговых органов и действий (бездействий) их должностных лиц 34
Заключение 43
Список источников и литературы 45

Работа состоит из  1 файл

налоговая.docx

— 80.63 Кб (Скачать документ)

Досудебное обжалование  в вышестоящий налоговый орган  может быть апелляционным (в отношении  решения, которое не вступило в силу) или обычным (обжалование вступившего  в силу решения).

Остановимся подробно на указанных  видах досудебного обжалования  и основных правилах, которые действуют  при обжаловании решения о  привлечении (отказе в привлечении) к ответственности в арбитражном  суде.

Итак, пока решение о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности  не вступило в силу, вы можете подать в вышестоящий налоговый орган  апелляционную жалобу (абз. 1 п. 2 ст. 101.2, абз. 3 п. 2 ст. 139 НК РФ).

Такое обжалование дает вам  преимущество: подача жалобы отсрочит вступление решения в силу. Оно  вступит в силу только со дня его  утверждения вышестоящим налоговым  органом полностью или в части (абз. 2 п. 9 ст. 101, абз. 2, 3 п. 2 ст. 101.2 НК РФ). Значит, вам еще некоторое время  можно будет его не исполнять.

А в случае отмены или  изменения решения в вашу пользу не придется возвращать из бюджета  излишне взысканные суммы недоимки (пеней, штрафов).

Кроме того, не возникнет  проблем с возможным последующим  обжалованием в суд: трехмесячный срок на подачу заявления в арбитраж исчисляется  с момента вступления решения  в силу (п. 5 ст. 101.2 НК РФ).

В то же время имейте в  виду, что пени в любом случае будут рассчитаны на день фактического перечисления средств в счет недоимки (п. 4 ст. 69, п. 3 ст. 75 НК РФ). Поэтому отсрочка исполнения не всегда может быть в  вашу пользу.

На подачу апелляционной  жалобы у вас есть 10 рабочих дней с момента вручения вам решения (п. 6 ст. 6.1, п. 9 ст. 101 НК РФ).

Течение срока начинается на следующий день после даты вручения (п. 2 ст. 6.1 НК РФ). Подать жалобу можно  до 24 часов последнего дня срока (п. 8 ст. 6.1 НК РФ). После закрытия налогового органа это можно сделать по почте.

Например, решение о привлечении  к ответственности за совершение налогового правонарушения было вручено  налогоплательщику 17 марта 2010 г.

Апелляционная жалоба может  быть подана в вышестоящий налоговый  орган до 24 часов 31 марта 2010 г.

Пример. Вопрос, можно ли восстановить пропущенный срок на подачу апелляционной жалобы, в законодательстве не разрешен.

Толкование п. 2 ст. 139 НК РФ не позволяет сделать однозначный  вывод по этому вопросу.

Однако из смысла п. 2 ст. 101.2 НК РФ следует, что указанный срок не подлежит восстановлению. Ведь решение, которое уже вступило в силу, обжаловать в апелляционном порядке нельзя.

В любом случае на практике налоговые органы срок на апелляционное  обжалование не восстанавливают.

Апелляционная жалоба на решение  подается в вышестоящий налоговый  орган не напрямую, а через вынесший это решение налоговый орган.

Это значит, что именно ваша инспекция, руководитель которой (его  заместитель) вынес решение по проверке, должна передать жалобу со всеми материалами  в управление ФНС России по вашему региону. Сделать это налоговики должны в течение трех дней со дня  поступления жалобы (абз. 2 п. 3 ст. 139 НК РФ).

При этом НК РФ никак не регулирует ситуацию, когда апелляционная жалоба направляется налогоплательщиком по ошибке непосредственно в вышестоящий налоговый орган. На практике часто такие жалобы остаются без рассмотрения. Иногда вышестоящий налоговый орган принимает такую жалобу к рассмотрению, но не в апелляционном, а в обычном порядке.

При этом решение вступает в силу в обычном порядке (п. 6 ст. 6.1, п. 9 ст. 101 НК РФ). Следовательно, налоговый  орган, который вынес данное решение, будет иметь все основания  для обращения его к исполнению (ст. 101.3 НК РФ).

Жалоба подается в письменной форме (п. 3 ст. 139 НК РФ).

Никаких других требований к форме и содержанию жалобы Налоговый  кодекс РФ не предусматривает.

Это означает, что жалоба может быть составлена произвольно. Главное - правильно обосновать заявляемые требования.

Приведем некоторые технические  рекомендации по составлению жалобы. При этом сразу отметим, что на практике основой для составления  жалобы зачастую становятся возражения налогоплательщика, которые были поданы на акт налоговой проверки в порядке  п. 6 ст. 100 НК РФ.

Во вводной части обязательно  укажите:

- ваше наименование (для  организации) или фамилию, имя  и отчество (для физического лица);

- ваш адрес места нахождения  согласно учредительным документам (для организации) или адрес  места жительства (для физического  лица);

- ИНН и КПП;

- дату подачи жалобы;

- точное наименование  налогового органа, в который  представляется жалоба: соответствующее  региональное управление ФНС  России или сама ФНС России.

- сведения о проведенной  проверке.

Далее следует указать, с  какими пунктами в решении вы не согласны.

При этом нужно сразу указать  сумму, взыскание которой вы оспариваете, на что ссылается налоговый орган  по конкретному эпизоду, а также  привести аргументы в свою пользу.

Формулируйте свои аргументы  кратко и четко со ссылками на статьи Налогового кодекса РФ. Не забудьте, что ссылаться нужно на нормы  в редакции, которая действовала  в спорный период, а не в тот  период, когда составляется жалоба.

Постарайтесь подобрать  судебные решения, подтверждающие вашу правоту. Желательно, чтобы это были решения по вашему судебному округу или решения Высшего Арбитражного Суда РФ.

Если есть возможность, сошлитесь  на разъяснения Минфина России, ФНС  России или регионального УФНС России. Если вам по спорному эпизоду давала письменные разъяснения ваша инспекция, обязательно сошлитесь и на них.

Однако не стоит надеяться  на формальные доказательства вашей  правоты, чрезмерно увлекаться толкованием  норм права и ссылками на практику. Лучший аргумент - наличие подтверждающих вашу правоту документов (регистров  бухгалтерского учета, первичных и  иных документов).

Поэтому, даже если вы считаете, что не должны ничего доказывать, так  как у вас есть формальные основания  не оправдываться (нормы НК РФ и судебная практика на вашей стороне), все же приведите имеющиеся доказательства вашей правоты.

Жалоба должна быть подписана  самим налогоплательщиком либо его  представителем. Полномочия представителя  необходимо документально подтвердить. Например, приложить к жалобе оригинал или заверенную копию доверенности (см. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 24.12.2009 N Ф03-7521/2009). Также целесообразно  заверить документ печатью.

К жалобе вы вправе приложить  обосновывающие ее документы (абз. 1 п. 2 ст. 139 НК РФ).

Вы можете подать жалобу через канцелярию соответствующего налогового органа. Не забудьте при  этом получить отметку о принятии жалобы на ее втором экземпляре. Отметка  должна содержать дату, а также  должность, фамилию, инициалы и подпись  должностного лица налогового органа. Также жалобу можно отправить по почте. В этом случае рекомендуем использовать ценное письмо с описью вложения.

Вплоть до принятия решения  по жалобе вы вправе отозвать ее. Для  этого достаточно подать письменное заявление. Однако в дальнейшем вы не сможете подать повторную жалобу по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу (п. 4 ст. 139 НК РФ).

Если вы не успели подать апелляционную жалобу на итоговое решение  по налоговой проверке, у вас есть еще время на подачу обычной жалобы в вышестоящий налоговый орган (п. 3 ст. 101.2 НК РФ).

Подать такую жалобу вы можете в течение года с момента  вынесения итогового решения  по проверке (абз. 4 п. 2 ст. 139 НК РФ).

Окончание срока приходится на соответствующие число и месяц  следующего года. Если последний день срока приходится на выходной день, то жалобу можно подать до 24 часов  первого следующего за ним рабочего дня (ст. 6.1 НК РФ).

Однако с представлением такой жалобы все же стоит поторопиться. В противном случае вы можете пропустить срок на судебное обжалование (ч. 4 ст. 198 АПК РФ, п. 5 ст. 101.2 НК РФ).

Жалоба подается в письменной форме. Причем к жалобе можно приложить  обосновывающие ее документы (абз. 1 п. 2, п. 3 ст. 139 НК РФ). Никаких других требований к форме и содержанию жалобы Налоговый  кодекс РФ не содержит.

По содержанию жалоба на вступившее в силу решение о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности  не отличается от апелляционной жалобы ничем, кроме названия.

Одновременно при подаче и рассмотрении жалобы можно подать ходатайство о приостановлении  исполнения решения (п. 4 ст. 101.2 НК РФ).

В свою очередь, руководитель вышестоящего налогового органа вправе по своему усмотрению принять решение  о приостановлении исполнения обжалуемого  решения полностью или частично. Но для этого у него должны быть достаточные основания полагать, что указанное решение не соответствует законодательству РФ (п. 2 ст. 141 НК РФ). Как показывает практика, добиться от вышестоящего налогового органа приостановления исполнения вступившего в силу решения достаточно непросто.

Вы можете подать жалобу через канцелярию соответствующего налогового органа. Не забудьте при  этом получить отметку о принятии жалобы на ее втором экземпляре. Отметка  должна содержать дату, а также  должность, фамилию, инициалы и подпись  должностного лица налогового органа. Также жалобу можно отправить  по почте. В этом случае рекомендуем  использовать ценное письмо с описью вложения.

Вплоть до принятия решения  по жалобе вы можете отозвать ее. Для  этого достаточно подать письменное заявление. Однако в дальнейшем вы не сможете подать повторную жалобу по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу (п. 4 ст. 139 НК РФ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 Как  было отмечено в выше, приведенном  тексте, субъекты налогообложения обязаны вносить налоговые платежи в установленных размерах и в определенные сроки в бюджет РФ. Уплачиваемые налоги представляют собой особую форму инвестиций в социальную среду и носят возвратный характер. Их нельзя рассматривать как акцию по конфискации части собственности, так как они должны вернуться предпринимателю в форме расширения потребительского спроса, в виде новых технологий, товаров, более развитой инфраструктуры услуг, более благоприятным условиям ведения бизнеса. Однако в нашей стране на данном этапе реформирования государственного устройства и налоговой системы исполнение этой обязанности налогоплательщика по уплате налогов оставляет желать лучшего.

По оценкам специалистов, в хозяйственной  практике присутствует четыре основных мотива уклонения от уплаты: моральные, политические, экономические и технические. Одной из главных причин уклонения от уплаты налогов является нестабильное финансовое положение налогоплательщика, и чем оно неустойчивее, тем сильнее намерение скрыть налоги. Еще одна из причин уклонения от налогов – сложность и противоречивость налогового законодательства. Результаты собираемости налогов напрямую зависят от четкости изложения методик налогообложения, технической оснащенности налоговых инспекций, профессиональной подготовленности их работников. На мой взгляд, сейчас в первую очередь необходимо совершенствовать законодательную базу, регулирующую организацию и осуществление налогового контроля. При этом надо взять самое лучшее и подходящее для наших условий из зарубежного опыта в этой области. Налоговый контроль в России осуществляется в трех формах: предварительный, текущий и последующий.

Используются при этом такие методы как наблюдение, обследование, анализ и проверки, которые подразделяются на камеральные и выездные. Последние являются специфическим методом налогового контроля, который сочетает в себе все методы. Необходимость совершенствования форм и методов налогового контроля также вытекает из того, что практически каждая вторая проверка заканчивается безрезультатно. В результате проделанной работы можно отметить, что важнейшим фактором повышения эффективности контрольной работы налоговой инспекции является совершенствование действующих процедур налогового контроля: системы отбора налогоплательщиков для проведения проверок; использование системы оценки работы налоговых инспекторов; форм и методов налоговых проверок.

Совершенствование каждого из этих элементов позволит улучшить организацию  налогового контроля в целом. Наличие  эффективной системы отбора налогоплательщиков позволит выбрать наиболее оптимальное  направление использования кадровых и материальных ресурсов налоговой  инспекции. При совершенствовании  работы с кадрами перспективным  здесь может быть переход на балльную оценку работы налоговых инспекторов. Совершенствование форм и методов налогового контроля должно происходить по следующим направлениям:
-увеличение количества совместных проверок с органами федеральной службы налоговой полиции;
-повторные проверки предприятий,  допустивших сокрытие налогов  в крупных размерах;
-проведение перекрестных проверок;
-использование косвенных методов  исчисления налогооблагаемой базы  при наличии законодательных  норм.

Информация о работе Налоговая проверка, как основная форма налогового контроля в РФ