Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2012 в 22:49, контрольная работа
Экономика Российской Федерации развивается, и за последние 20 лет Россия перешла постепенно к рыночным отношениям, что в свою очередь привело к возрастанию роли налогов и их воздействия на различные стороны жизнедеятельности общества и государства. Налоги выступают основным источником доходов бюджетной системы, и, следовательно, решающим фактором создания финансовой базы, необходимой для выполнения социально-экономических задач государства, обеспечения безопасности страны, и др.
Содержание
Введение………………………………………………………………….2
1. Понятие и содержание налоговых правоотношений……………...3
2. Сущность и система налоговых правоотношений…………………6
3. Структура налоговых правоотношений…………………………..11
Заключение…………………………………………………………..….18
Библиографический список……………………………………………19
Содержание
Введение……………………………………………
1.
Понятие и содержание
2. Сущность и система налоговых правоотношений…………………6
3. Структура налоговых правоотношений…………………………..11
Заключение………………………………………
Библиографический
список……………………………………………19
Введение
Экономика Российской Федерации развивается, и за последние 20 лет Россия перешла постепенно к рыночным отношениям, что в свою очередь привело к возрастанию роли налогов и их воздействия на различные стороны жизнедеятельности общества и государства. Налоги выступают основным источником доходов бюджетной системы, и, следовательно, решающим фактором создания финансовой базы, необходимой для выполнения социально-экономических задач государства, обеспечения безопасности страны, и др.
Механизмы налогообложения приводятся в действие с помощью правовых норм, совокупность которых называется налоговым правом. В современных условиях - это достаточно крупная отрасль права, имеющая свои особенности предмета и метода правового регулирования. Именно поэтому тема моей работы "Налоговые правоотношения" является актуальной. Значение налоговых правоотношений обусловлено значением налогов для жизни общества и государства. В той или иной мере нормы налогового права затрагивают интересы каждого человека, каждой организации, государства в целом.
Целью работы является изучение понятия налогового правоотношения. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
установить, что такое правоотношение в общем смысле и применительно ко всем отраслям права, дать определение объекту налогового правоотношения – налогу, перечислить основные его виды налогов, определить, что такое налоговая система и система налогообложения, и какое место они занимают в налоговом правоотношении, дать определение налоговому правоотношению, установить его особенности по сравнению с правоотношением в других отраслях права, определить состав и структуру налогового правоотношения, в том числе установить участников налоговых правоотношений в РФ.
Объектом исследования выступают налоговые правоотношения.
Предметом исследования являются нормы права, регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе установления, введения, взимания налогов и сборов, осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц и привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
В моей работе были использованы различные методы исследования: аналитический, сравнительный методы, метод изучения нормативно-правовой базы и библиографических источников, метод обобщения.
1. Понятие налоговых правоотношений
Характеристика налогового правоотношения дается в НК РФ, в соответствии с которой законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения, складывающиеся в процессе установления, введения и взимания налогов и сборов в Российской Федерации, а также осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Налоговые правоотношения - это урегулированные нормами налогового права общественные финансовые отношения, возникающие по поводу взимания налогов с юридических и физических лиц, других категорий налогоплательщиков. Налоговое правоотношение является одной из центральных категорий налогового права, отражающей его своеобразие и место в правовой системе Российской Федерации. [15]
В учебной литературе встречается различное толкование понятия «налоговые правоотношения»:
одни - определяют налоговые правоотношения как разновидность финансово-правовых отношений, урегулированных нормами налогового права, а также выделяет основные налоговые правоотношения и производные от них. К основным налоговым правоотношениям он относит отношения по установлению и взиманию налогов и сборов. К производным налоговым правоотношениям относят: отношения по введению налогов и сборов; отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля; отношения, возникающие в процессе обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц; отношения, возникающие в процессе привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений. [10]
другие - рассматривают налоговые правоотношения как "общественные отношения по распределению бремени публичных расходов среди членов общества, основанные на принципах равенства, всеобщности, экономической обоснованности (соразмерности), имеющие организационно-имущественный характер, способные существовать только в правовой форме, складывающиеся между субъектами, обладающими властными полномочиями (публичными субъектами) и не обладающими таковыми (частными субъектами)". [11]
Обобщив некоторые специализированные литературные источники можно сделать вывод, что налоговые правоотношения – это урегулированные нормами налогового права общественные отношения, возникающие в связи с установлением, введением и взиманием налогов и сборов.
Основным содержанием налогового правоотношения является обязанность налогоплательщика внести в бюджетную систему или внебюджетный государственный (местный) фонд денежную сумму в соответствии с установленными ставками и в предусмотренные сроки, а обязанность компетентных Органов - обеспечить уплату налогов. Невыполнение налогоплательщиками своей обязанности влечет за собой причинение материального ущерба государству, ограничивает его возможности по реализации определенных функций и задач. Поэтому законодательство предусматривает достаточно строгие меры воздействия к лицам, допустившим такое правонарушение, чтобы обеспечить выполнение этих обязанностей.
Наиболее распространен в литературе взгляд на налоговые правоотношения как на общественные отношения, характеризующиеся четырьмя специфическими признаками:
1) возникают и развиваются в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований;
2)
одной из сторон всегда
3)
характеризуются публичным
4) являются имущественными, т.е. всегда возникают по поводу денежных средств.
Налоговые правоотношения обладают также индивидуальными признаками, присущими только данным отношениям и позволяющие не только выявить их сущностные черты, но и отграничить от смежных отношений.
Налоговые правоотношения, во-первых, возникают, изменяются, прекращаются только на основе норм законодательства о налогах и сборах. Общественные отношения в сфере налогообложения могут возникать и существовать только в правовой форме, только на основе норм законодательства. Конституция РФ предусматривает обязанность уплачивать только законно установленные налоги и сборы. В этом заключается одно из существенных отличий налоговых правоотношений от частноправовых. Так, гражданско-правовые отношения могут возникать и при наличии оснований, прямо не предусмотренных гражданским законодательством, но не противоречащих ему. Кроме того, исторически гражданские правоотношения складывались фактически и лишь впоследствии признавались государством.
Во-вторых, налоговые правоотношения существуют в сфере налогообложения, призваны воплотить возможности, которые заложены в экономической категории "налог".
Третьим
специфическим признаком
Из
вышеперечисленного можно сделать
вывод о том, что налоговые
правоотношения являются одной из центральных
категорий налогового права, отражающие
его своеобразие и место в
правовой системе Российской Федерации.
2. Сущность и система налоговых правоотношений
Общественные отношения - это реальное взаимодействие людей в социальном пространстве, основанное на их воле и сознании, преследующее определенные цели. Они возникают в процессе деятельности людей, следовательно, носят объективный характер. При реализации общественного отношения обычно используются устойчивые формы взаимодействия между его субъектами.
Правовые
отношения - один из видов общественных
отношений, следовательно, они неотделимы
от деятельности людей - сторон этих отношений,
поскольку помогают установить реальный
уровень пользования правами
и исполнения обязанностей субъектами
права (факт возникновения правоотношения
или его отсутствия в необходимых
случаях). Правоотношение устанавливается
между сторонами, без которых
невозможно возникновение правовых
связей в обществе. В реальной жизни
возможно существование общественных
отношений, которые реализуются
в социальной деятельности людей
без соответствующего правового
регулирования этих отношений. Однако
невозможно существование правовых
отношений без их воплощения в
реальном взаимодействии субъектов
в обществе. Необходимым условием
возникновения правоотношения является
наличие воли у сторон, вступающих
в него (или воли одного властного
субъекта - государства или его
органов, что справедливо именно
для налогового правоотношения как
вида публичного правоотношения), что
проявляется в юридически значимых
поступках, актах, выражается в сознательном
поведении участников. Правовые отношения
становятся в результате не только
условием развития общественных отношений,
которые они регулируют, но и способом
их закрепления и средством
Налоговое правоотношение представляет собой один из видов финансового правоотношения, поэтому ему присущи все признаки любого финансового отношения.
Финансовые
правоотношения - это урегулированные
нормами финансового права
В настоящее время в Российской экономике действует современная налоговая система. Это позволяет, опираясь на практику, сделать определенные выводы о ее эффективности и ответить на возникающие при этом неизбежные вопросы. Сегодня, к сожалению, с уверенностью можно сказать, что состояние Российской налоговой системы кризисное. Не до конца выполняется главная задача ее построения - обеспечение поступления необходимых денежных средств, для финансирования неотложных государственных расходов.
Имеющиеся недостатки во многом обусловлены тем, что при разработке концепции налоговой системы, налогового законодательства законов и иных нормативных правовых актов по налогам и сборам, не обеспечен в полной мере комплексный подход к проблеме налогообложения, не учтены сложные взаимосвязи всех участников общественных отношений, складывающихся в процессе установления и взимания налогов. [9]
Закон РФ от 27 декабря 1991 г. "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" определил общие, наиболее существенные положения налогового права в едином нормативном акте, а именно: принципы построения налоговой системы Российской Федерации и ее содержание, т.е. перечень налогов, их классификацию, порядок установления налогов; обязанности и права налогоплательщиков, их ответственность; полномочия налоговых органов и их должностных лиц; обязанности банков и их должностных лиц в области налогообложения. Однако дальнейшее развитие налогового законодательства не обеспечило системного подхода к проблеме налогов в Российской Федерации. Так, в первой части НК РФ вообще не упоминается понятие "налоговая система", а все статьи Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", которые давали определение налоговой системы, определяли ее структуру, т.е. закладывали основы системного подхода к формированию сложной государственной структуры как системы, в последующем были отменены.