Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2012 в 22:49, контрольная работа
Экономика Российской Федерации развивается, и за последние 20 лет Россия перешла постепенно к рыночным отношениям, что в свою очередь привело к возрастанию роли налогов и их воздействия на различные стороны жизнедеятельности общества и государства. Налоги выступают основным источником доходов бюджетной системы, и, следовательно, решающим фактором создания финансовой базы, необходимой для выполнения социально-экономических задач государства, обеспечения безопасности страны, и др.
Содержание
Введение………………………………………………………………….2
1. Понятие и содержание налоговых правоотношений……………...3
2. Сущность и система налоговых правоотношений…………………6
3. Структура налоговых правоотношений…………………………..11
Заключение…………………………………………………………..….18
Библиографический список……………………………………………19
Отсутствие комплексного подхода при формировании налоговой системы РФ приводит к обострению экономических и социальных противоречий, ухода капитала за рубеж, развитию теневой экономики. [14]
В
целом повышение эффективности
налоговой системы Российской Федерации
возможно лишь при наличии современной
научной концепции
В
процессе реализации налогового законодательства
возникают правоотношения между
субъектами налогового права - организациями
и физическими лицами. В таких
правоотношениях участвуют
Под
налоговыми органами понимаются органы,
участвующие в налоговых
Вместе
с тем к системе
Кроме того, нельзя забывать о том, что при определенных ситуациях участниками налоговых правоотношений становятся судебные органы и адвокаты.
Чтобы попытаться представить всех участников налоговых правоотношений как целостную систему, необходимо вначале рассмотреть некоторые общие теоретические положения.
Любая организация обычно рассматривается как комплексная система с рядом составляющих ее отдельных подсистем. К таким подсистемам обычно относят индивидуумы, формальную структуру, неформальную структуру, неформальную организацию, статусы и роли, а также физическое окружение. Все вместе они определяются как организационная система, а сама организация нередко трактуется как инструмент принятия решений.
Главным интегрирующим фактором организации обычно признается цель. При этом зачастую проводится различие между целями, поставленными перед данной организацией, и целями, присущими всем организациям как таковым. Последние цели считаются обусловленными внутренними потребностями роста и выживания.
Таким
образом, сущность "системного подхода"
заключается в исследовании наиболее
общих форм организации, которое
предполагает, прежде всего, изучение
системы как целого, взаимодействия
между частями, исследование процессов,
связывающих части системы с
ее целями. Основными частями
С учетом вышеназванных теоретических установок можно утверждать, что теорию системного подхода можно применять к построению налоговой системы РФ.
Во-первых, как уже было сказано, главным интегрирующим фактором всех подразделений организации является цель. Всех участников налоговых правоотношений объединяет единая цель - выполнение налогового законодательства.
Во-вторых,
в любой организации
В-третьих, следуя теории системного подхода, эффективность функционирования организации обеспечивается соблюдением принципа иерархичности структуры, централизованного управления всеми структурными подразделениями.
На
данный момент в России фактически
отсутствует налоговая система
в ее классическом понимании. Существующую
организацию можно
Характерен пример коллизии норм таможенного и налогового законодательства, когда неясно, что такое НДС по действующему законодательству - налог или таможенный платеж? На практике несовершенство понятийного аппарата, двусмысленное толкование одних и тех же понятий приводит к двойному налогообложению, что недопустимо.
Таким образом, очевидно, что законодательная деятельность - основной механизм, с помощью которого возможно объединить всех участников налоговых правоотношений в налоговую систему, включающую в себя подсистемы:
налогоплательщиков (физических и юридических лиц);
налогов, сборов и пошлин (налоговое законодательство);
налоговых органов (органов Министерства РФ по налогам и сборам, муниципальных налоговых органов и таможенных органов);
правоохранительных органов (органов, осуществляющих борьбу с налоговыми правонарушениями, судов, адвокатуры);
кредитных
организаций (банков, которые принимают
и зачисляют налоговые платежи
на счета соответствующих
Только
осуществляя системный подход, можно
избежать противоречий в налоговом
законодательстве, дублирования функций
участников налоговых правоотношений
и обеспечить координацию их деятельности.
3. Структура налогового правоотношения
Реальные
участники налоговых
Статьей 9 НК РФ установлен исчерпывающий, не подлежащий расширительному толкованию перечень участников налоговых правоотношений (отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах). В их число включены:
1)
организации и физические лица,
являющиеся плательщиками
2) организации и физические лица, являющиеся налоговыми агентами;
3) Министерство РФ по налогам и сборам и его подразделения в субъектах РФ;
4) государственные таможенные органы РФ;
5)
государственные органы
6)
финансовые органы и иные
7)
органы государственных
8) органы налоговой полиции — при решении вопросов, отнесенных к их компетенции Налоговым кодексом РФ.
Вместе с тем, фактически в налоговых правоотношениях участвует ряд лиц, по тем или иным причинам не включенных в число участников налоговых правоотношений.
Так, в частности, ст. 9 НК РФ в число участников налоговых правоотношений не включены представительные органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления (законодательные органы).
Вместе с тем, как следует из ст. 2 НК РФ, законодательством о налогах и сборах регулируются отношения по введению налогов и сборов. К такому регулированию относится разграничение полномочий и регламентация процедуры по введению региональных и местных налогов, разграничение компетенции по регулированию ставок федеральных налогов и т.д. Таким образом, представительные органы государственной власти и местного самоуправления в рамках деятельности по введению налогов, установлению налоговых льгот, регулированию в установленных пределах ставок налогов, обладают определенными правами и обязанностями, которые реализованы в отношениях по введению налогов (неотъемлемой части налоговых правоотношений). В налоговых правоотношениях представительные органы государственной власти и местного самоуправления выступают не только в роли законодателя, регулирующего правоотношения посредством издания норм права, но являются и участниками, наделенными правами и обязанностями.
Вместе с тем, если исходить из того, что нормы законодательства о налогах и сборах в части регулирования компетенции представительных органов по введению налогов и сборов являются производными от норм конституционного и бюджетного законодательства, разграничивающих компетенцию РФ, субъектов РФ и муниципальных образований в сфере налоговых отношений, следует сделать вывод, что представительные органы государственной власти и местного самоуправления даже в рамках деятельности по введению налогов в первую очередь являются субъектами конституционных и бюджетных правоотношений. Вероятно в силу именно этих причин представительные органы государственной власти и местного самоуправления прямо не указаны в ст. 9 НК РФ в качестве участников налоговых правоотношений.
Ко
второй группе лиц, обладающих признаками
субъектов налоговых
Так ст. 60, 76, 86 НК РФ на банки возлагается ряд обязанностей, связанных с перечислением сумм налогов и сборов в бюджеты, с приостановлением операций по счетам налогоплательщика и с учетом налогоплательщиков. Статьями 132—136 НК РФ установлена ответственность и порядок ее применения за нарушение данных обязанностей банков.
Аналогично
в соответствии со ст. 85 и 1291 НК РФ на
органы, выполняющие регистрирующие
функции, возлагаются обязанности,
связанные с учетом налогоплательщиков,
и предусматривается
К лицам, обладающим признаками субъектов налоговых правоотношений, но не предусмотренных ст. 9 НК РФ в качестве участников налоговых правоотношений, относятся участники мероприятий налогового контроля. Так в соответствии со ст. 90, 95—98, 128 и 129 свидетели, эксперты, специалисты, понятые и переводчики наделяются правами и обязанностями и могут быть привлечены к ответственности за невыполнение установленных обязанностей.
Таким образом, с учетом более широкого по сравнению со ст. 9 НК РФ толкования понятия субъекта налогового правоотношения перечень субъектов налоговых правоотношений выглядит следующим образом:
1. Субъекты, обладающие частной налоговой правосубъектностью:
— налогоплательщики.
2. Субъекты, обладающие публичной налоговой правосубъектностью:
— налоговые органы
— таможенные органы
— финансовые органы (Минфин России, министерства финансов и финансовые управления (департаменты, отделы) субъектов РФ и муниципальных образований).
3. Субъекты, содействующие уплате налога и (или) проведению налогового контроля:
— налоговые агенты;
— налоговые представители;
— банки;
— сборщики налогов (государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, осуществляющие контроль за уплатой, прием и взимание налогов помимо налоговых и таможенных органов);