Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 19:36, контрольная работа
В своем нынешнем виде российская система бюджетного устройства сочетает в себе черты унитарного, федеративного и даже конфедеративного государства. Ресурсы для ее совершенствования практически исчерпаны, необходимая реформа налогово-бюджетных взаимоотношений между федеральными, региональными и местными органами власти, но реформа не революционная , а эволюционная, предполагающая поэтапное решение конкретных задач, такие как: в использовании бюджетных ресурсов нет экономической эффективности, потому что у региональных и особенно местных властей отсутствуют стабильные доходные источники, а распределение финансовой помощи наказывает регионы, повышающие собственные доходы и сокращающие нерациональные расходы; не достигается социальная справедливость, поскольку финансовая поддержка регионов не имеет четкой стратегии критериев выравнивания межрегиональных различий; разграничения доходных источников между уровнями бюджетной системы является нестабильным.
1 Понятие и функции бюджета как экономической категории
2 Организационно-правовые основы бюджетного устройства РФ. Бюджетные права органов государственной власти и местного самоуправления
3 Принципы построения бюджетной системы
4 Бюджетная классификация в РФ
Заключение
Список используемой литературы
Построение бюджетной системы
также зависит от формы государственного
и административного устройства страны.
По степени распределения власти между
центром и административно-
Унитарное (единое) государство -
форма государственного устройства, при
которой административно-
Федеративное (объединенное) государство
- форма государственного устройства,
при которой государственные
образования или
Конфедеративное (союзное) государство - постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. У государств - членов конфедерации действуют свои бюджетные и налоговые системы.
Для России как федеративного государства характерно трехуровневое строение ее бюджетной системы. Таким образом, бюджетное устройство России характеризуется наличием трех уровней бюджетного управления и бюджетной деятельности:
- федеральный уровень
- региональный уровень
- муниципальный уровень
Свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории составляет консолидированный бюджет. Например, консолидированный бюджет России представляет собой совокупность федерального бюджета, всех региональных и местных бюджетов. В свою очередь, под консолидированным бюджетом субъекта Федерации понимается совокупность регионального бюджета и бюджетов всех расположенных на территории соответствующего субъекта Федерации муниципальных образований. (5)
Бюджетные отношения формируются в процессе функционирования бюджетной системы, т.е. в ходе деятельности государства и муниципальных образований по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов в целях реализации своих задач.
Таким образом, бюджетное устройство государства наиболее целесообразно рассматривать с комплексных, государствоведческих и экономико-правовых позиций. Тем более что, будучи экономическими по своей природе отношениями, бюджетные отношения непосредственным образом определяются политикой государства, осуществляются строго в правовых рамках, а сам бюджет может существовать только в правовой форме.
Бюджетные компетенции и полномочия
федеральных органов
В области регулирования
(1) установление общих принципов
организации и
(2) разграничение налогов и
(3) разграничение полномочий по
осуществлению расходов между
бюджетами разных уровней
(4) определение основ составления
и рассмотрения проектов
(5) определение основ
(6) определение основ
(7) установление порядка
(8) составление и рассмотрение
проекта федерального бюджета,
утверждение и исполнение
(9) установление федеральными
(10) осуществление государственных
заимствований РФ и
(11) установление порядка
(12) осуществление расходов
(13) установление порядка и
(14) предоставление финансовой
(15) установление порядка и условий предоставления бюджетных кредитов;
(16) установление минимальных
(17) утверждение бюджетной классификации РФ и другие.
Полномочия федеральных
Установлено, что новые виды доходов, их отмена или изменение возможны только путем внесения соответствующих изменений в налоговое законодательство РФ. Федеральные органы законодательной власти могут также устанавливать новые виды неналоговых доходов, отменять или изменять действующие после представления федеральными органами исполнительной власти своего заключения и только путем внесения изменений в Бюджетный кодекс РФ. (8)
Полномочия субъектов
Субъекты Российской Федерации
вправе издавать свои законодательные
акты, регламентирующие бюджетные правоотношения
на подведомственной территории. В
области регулирования
(1) установление порядка
(2) составление и рассмотрение
проектов бюджетов РФ и
(3) распределение доходов от
региональных налогов и сборов,
иных доходов субъектов
(4) определение порядка
(5) разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетом субъекта Федерации, порядка и условий предоставления финансовой помощи бюджетам субъектов Федерации;
(6) определение порядка и условий
предоставления финансовой
(7) предоставление финансовой
(8) установление порядка и
Органы исполнительной власти субъектов Федерации могут предоставлять налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты субъектов Федерации в пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, определенных законами субъектов Федерации о бюджете. Вместе с тем органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе предоставлять отсрочки или рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты субъектов Федерации в части суммы федерального налога или сбора, поступающей в бюджет субъекта Федерации, только при отсутствии задолженности по бюджетным ссудам бюджета субъекта Федерации перед федеральным бюджетом и соблюдении предельного размера дефицита бюджета субъекта Федерации и размера государственного долга субъекта РФ, установленных Бюджетным кодексом РФ.
Правовой основой
* Конституция РФ 1993 г.;
* Бюджетный кодекс РФ 2007 г.;
* Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» 2003 г. (новая редакция).
В Конституции РФ (ст. 132) зафиксировано, что органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы.
Вопросы местных бюджетов нашли отражение в ст. 15 Налогового кодекса РФ, где установлены виды местных налогов и сборов.
Бюджетный кодекс РФ. Компетенция органов местного самоуправления в бюджетной сфере определена в ст. 9 Бюджетного кодекса РФ, в которой к ведению органов местного самоуправления в регулировании бюджетных правоотношений отнесены:
* установление порядка
* составление и рассмотрение
проектов местных бюджетов, утверждение
и исполнение местных бюджетов,
осуществление контроля за их
исполнением и утверждение
* определение порядка
* определение порядка и условий
предоставления финансовой
* предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;
* определение порядка
Увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов, возникшие в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, компенсируются органами, принявшими решения. Решения этих органов реализуются органами местного самоуправления в пределах, переданных им в качестве компенсации средств.
Орган местного самоуправления - распорядитель денежных средств. Составление, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно, с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ.
Исполнительные органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований.