Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 17:18, курсовая работа
В настоящее время с переходом экономики к рыночным отношениям, возможность государства оказывать влияние на экономические процессы в стране сузилась, при этом значительно возросла роль бюджетной системы как одного из важнейших институтов государства, - инструмента государственного регулирования экономики. В этой связи важнейшей задачей органов государственной власти является реальная экономиче¬ская возможность осуществления ими властных полномочий с помощью государственного бюджета. В этом ключе тема данной курсовой работы весьма актуальна.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
1.1Понятие бюджетного устройства и бюджетной системы страны……………………………………………………………………...4
1.2Структура и принципы построения бюджетной системы…..………..8
2. ПРИНЦИПЫ И ПОРЯДОК РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ МЕЖДУ БЮДЖЕТАМИ………………………………….11
3. ХАРАКТЕРИСТИКА БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА
3.1Бюджетный процесс…………………………………………………...19
3.2Составление проектов бюджетов……………………………………..21
3.3Рассмотрение и утверждение бюджетов……………………………..23
3.4Исполнение бюджета………………………………………………….25
3.5Составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение……………………………………………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1.1Понятие бюджетного устройства
и бюджетной системы страны………………………………………………………………
1.2Структура и принципы построения бюджетной системы…..………..8
2. ПРИНЦИПЫ И ПОРЯДОК РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ МЕЖДУ БЮДЖЕТАМИ………………………………….11
3. ХАРАКТЕРИСТИКА БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА
3.1Бюджетный процесс…………………………………………………...
3.2Составление проектов бюджетов……………………………………..21
3.3Рассмотрение и утверждение бюджетов……………………………..23
3.4Исполнение бюджета………………………………………………….25
3.5Составление отчетов об исполнении
бюджетов и их утверждение…………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время с переходом экономики к рыночным отношениям, возможность государства оказывать влияние на экономические процессы в стране сузилась, при этом значительно возросла роль бюджетной системы как одного из важнейших институтов государства, - инструмента государственного регулирования экономики. В этой связи важнейшей задачей органов государственной власти является реальная экономическая возможность осуществления ими властных полномочий с помощью государственного бюджета. В этом ключе тема данной курсовой работы весьма актуальна.
Целью данной работы является изучение теоретических вопросов по бюджетной системе, ее формирование, состав и характеристика, выяснить роль бюджетной системы.
Предметом
исследования является принципы и порядок
распределения доходов и
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. В первой главе рассмотрена бюджетная система РФ, её понятие, структура и принципы построения. Во второй главе говорится о принципах и порядке распределения доходов и расходов между бюджетами.. Третья глава посвящена характеристике бюджетного процесса.
Теоретической базой при написании работы явились законодательные и нормативные акты Законы о Бюджете и другие работы, на которые невозможно было не опираться при изучении бюджетной системы РФ.
1. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
1.1 Понятие бюджетного
устройства и бюджетной
Бюджетное устройство государства определяется его государственным устройством, закрепленным в Конституции РФ. В соответствии со ст. 1 Конституции РФ Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.
Структура бюджетной системы,
ее организация, взаимоотношения между
различными звеньями бюджетной системы
определяются соответствующим
В соответствии с законодательством Российской Федерации до принятия БК РФ бюджетная система России включала в себя три вида бюджетов:
- федеральный бюджет;
- бюджеты субъектов Российской
Федерации: республиканские
- местные бюджеты: районные
бюджеты, городские бюджеты,
Бюджетный кодекс РФ расширяет понятие бюджетной системы, включая в бюджетную систему не только вышеназванные бюджеты, но и бюджеты государственных внебюджетных фондов. В ст. 6 БК РФ бюджетная система РФ определяется как основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
В соответствии со ст. 10 БК РФ бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней:
- первый уровень - федеральный
бюджет и бюджеты
- второй уровень - бюджеты
субъектов Российской
- третий уровень - местные бюджеты.
В соответствии со ст. 11 БК РФ федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов - в форме законов субъектов Российской Федерации, местные бюджеты - в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.
В случаях, если БК РФ предусматривается регулирование определенных отношений законом о бюджете, для органов местного самоуправления эти отношения должны быть урегулированы соответствующими нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о бюджете либо актами о бюджете, принимаемыми в порядке, установленном уставами муниципальных образований.
БК РФ не только закрепляет общее понятие бюджета (ст. 6), но и содержит легальные определения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования, консолидированного бюджета Российской Федерации и консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, а также целевого бюджетного фонда и государственного внебюджетного фонда.
В соответствии со ст. 15 БК РФ
бюджет субъекта Российской Федерации
(региональный бюджет) - это форма
образования и расходования денежных
средств, предназначенных для
Статья 16 БК РФ закрепляет понятие
местного бюджета. Бюджет муниципального
образования (местный бюджет) - это
форма образования и
Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.
Консолидированный бюджет РФ
объединяет федеральный бюджет и
консолидированные бюджеты
При этом необходимо иметь
в виду, что консолидированные
бюджеты как свод бюджетов нижестоящих
территориальных уровней и
В ст. 17 БК РФ целевой бюджетный
фонд определяется как фонд денежных
средств, образуемый в соответствии
с законодательством Российской
Федерации в составе бюджета
за счет доходов целевого назначения
или в порядке целевых
В соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2000 г.» в федеральный бюджет на 2000 год включены средства 9 целевых бюджетных фондов:
- Федерального дорожного фонда РФ;
- Федерального экологического фонда РФ;
- Государственного фонда борьбы с преступностью;
- Фонда Министерства РФ по атомной энергии;
- Федерального фонда
- Федерального фонда
- Федерального фонда
- Фонда управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов;
- Фонда контрольно-ревизионных органов Министерства финансов РФ.
БК РФ содержит общее определение
государственного внебюджетного фонда.
Согласно ст. 6 БК РФ государственный
внебюджетный фонд - это форма образования
и расходования денежных средств, образуемых
вне федерального бюджета и бюджетов
субъектов Российской Федерации. В
ст. 13 БК РФ указывается цель его
создания: «Государственный внебюджетный
фонд — фонд денежных средств, образуемый
вне федерального бюджета и бюджетов
субъектов Российской Федерации
и предназначенный для
Следовательно, в бюджетную систему Российской Федерации включаются четыре государственных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения, Фонд социального страхования Российской Федерации, федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
1.2 Структура и принципы построения бюджетной системы
Бюджетная система РФ — это совокупность республиканского (федерального) бюджета РФ, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Каждый субъект РФ и
муниципальное образование
Однако дать полную характеристику бюджетной системы РФ исходя всего лишь из перечня элементов бюджетной системы абсолютно невозможно. Не менее важным представляется характеристика связей между перечисленными элементами, при отсутствии которых нельзя было бы говорить о наличии системы. Поэтому, строго говоря, легальное определение бюджетной системы является неточным: это не просто совокупность бюджетов страны, а совокупность бюджетов и связей между ними. Взаимосвязь элементов бюджетной системы становится ясна при анализе принципов ее построения.
Принципы построения бюджетной системы. Закон устанавливает, что бюджетное устройство в Российской Федерации основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности, самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему РФ и др.
Степень самостоятельности бюджетов небезгранична и не доходит до изолированности. Взаимосвязь бюджетов выражается в наличии бюджетных прав и обязанностей у соответствующих субъектов бюджетного права по отношению к нижестоящим и вышестоящим бюджетам. В самом общем виде роль вышестоящих бюджетов заключается в том, что они являются своего рода гарантом финансирования минимально необходимых расходов нижестоящих территорий.
Российская Федерация
устанавливает структуру и
Субъекты РФ участвуют
в осуществлении федеральных
бюджетных прав (например, в форме
представительства в
Муниципальные образования также обладают определенной бюджетной самостоятельностью. Так, они самостоятельно разрабатывают, утверждают и исполняют местные бюджеты, обладая правом устанавливать местные налоги, самостоятельно определять направления и объем расходов. Муниципальные образования имеют право получать и предоставлять ссуды бюджетам других уровней. Однако на практике тезис о самостоятельности местных бюджетов осуществляется не всегда последовательно. Дело в том, что источники доходов, закрепленные за органами местного самоуправления, как правило, обеспечивают незначительную часть бюджетов муниципальных образований. Поэтому в основном доходная часть местного бюджета образуется из средств вышестоящих бюджетов на уровне минимальной бюджетной обеспеченности.