Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 17:18, курсовая работа
В настоящее время с переходом экономики к рыночным отношениям, возможность государства оказывать влияние на экономические процессы в стране сузилась, при этом значительно возросла роль бюджетной системы как одного из важнейших институтов государства, - инструмента государственного регулирования экономики. В этой связи важнейшей задачей органов государственной власти является реальная экономиче¬ская возможность осуществления ими властных полномочий с помощью государственного бюджета. В этом ключе тема данной курсовой работы весьма актуальна.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
1.1Понятие бюджетного устройства и бюджетной системы страны……………………………………………………………………...4
1.2Структура и принципы построения бюджетной системы…..………..8
2. ПРИНЦИПЫ И ПОРЯДОК РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ МЕЖДУ БЮДЖЕТАМИ………………………………….11
3. ХАРАКТЕРИСТИКА БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА
3.1Бюджетный процесс…………………………………………………...19
3.2Составление проектов бюджетов……………………………………..21
3.3Рассмотрение и утверждение бюджетов……………………………..23
3.4Исполнение бюджета………………………………………………….25
3.5Составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение……………………………………………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………
3.1 Бюджетный процесс
«Бюджетный процесс – регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением».
Задачами бюджетного процесса являются:
*максимальное выявление
всех материальных и
*определение доходов бюджета по отдельным налогам и другим платежам;
*установление расходов
бюджета по целевому
*согласование бюджета
с общей программой финансовой
стабилизации, направленной на преодоления
инфляционных тенденций в
*сокращение и ликвидация
бюджетного дефицита за счет
экономически оправданных
*осуществление бюджетного
регулирования в целях
*повышение роли
*усиление контроля за финансовой деятельностью юридических лиц и доходами отдельных граждан при выполнении ими налоговых обязательств;
*автоматизация процесса
составления и исполнения
Организация бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы включает в себя следующие его элементы: составление проектов бюджетов и представление их на рассмотрение в соответствующие законодательные органы; аудит и оценка бюджета; рассмотрение бюджетов органами законодательной власти и их утверждение в форме принятия соответствующего законодательного акта; исполнение утвержденных бюджетов; составление отчетов об исполнении бюджетов; утверждение отчетов об исполнении бюджетов; составление сводов об исполнении консолидированных бюджетов и представление их в вышестоящие органы исполнительной государственной власти для последующего представления в Правительство РФ. Все элементы бюджетного процесса взаимосвязаны и взаимообусловлены и являются прямым отображением не только экономической жизни общества, но и политической культуры.
Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование – перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней. Обобщая рассмотренные аспекты содержания бюджетного процесса, можно отметить, что он охватывает четыре стадии бюджетной деятельности:
3.2 Составление проектов бюджетов
Составление проектов бюджетов
осуществляется с целью определения
объема денежных средств, необходимого
для выполнения функций органов
государственной власти и органов
местного самоуправления по предоставлению
населению полного перечня
Составление проектов бюджетов
– исключительная прерогатива Правительства
РФ, соответствующих органов
Основой при составлении проектов бюджетов служат:
-Бюджетное послание
-прогноз социально-
-основные направления
бюджетной и налоговой
-прогноз сводного финансового
баланса по соответствующей
-план развития
На стадии составления проектов бюджетов очень важное значение приобретает оценка микроэкономической эффективности государственных расходов.
Уже стало правилом составление
бюджета в разрезе
Составление бюджета по приростному
принципу должно сопровождаться стратегическим
анализом государственных расходов
и функций, а также оценкой
экономических результатов
Органы исполнительной власти всех уровней должны составлять программы капиталовложений на несколько лет, в которых бы четко оценивалось влияние осуществляемых и предлагаемых инвестиционных проектов на расходы и источники финансирования на текущий период.
Составление бюджета на базе инвестиционных программ требует ведения контрольных показателей, жесткого лимитирования сроков их выполнения, а также ежегодного контроля и оценки результатов их реализации. Эти критерии должны быть разработаны таким образом, чтобы отражать исключительный целевой характер тех или иных программ.
Таким образом, составление бюджетов – это стадия бюджетного процесса, на которой не только определяются первичные параметры бюджета на предстоящий финансовый год, но и закладываются реальные основы для создания рациональной системы принятия экономических решений на высшем уровне и механизмов эффективного управления бюджетным процессом.
3.3 Рассмотрение и утверждение бюджетов
Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления вносят проект закона о бюджете на очередной финансовый год на рассмотрение законодательного органа, представительного органа местного самоуправление в срок, определенный для федерального бюджета – Бюджетным кодексом РФ, бюджета субъекта РФ – законом субъекта РФ, местного бюджета – правовыми актами местного самоуправления. Указанными же законодательными актами определяется и порядок рассмотрения проекта закона о бюджете и его утверждения.
Одновременно с проектом закона о бюджете рассматриваются проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов. В процессе рассмотрения в проект закона могут быть внесены изменения.
Порядок рассмотрения и утверждения
федерального бюджета предусматривает,
что Правительство РФ представляет
Государственной Думе Федерального
Собрания РФ проект федерального закона
о федеральном бюджете на предстоящий
год с документами и
Государственная Дума рассматривает проект федерального закона на предстоящий год в четырех чтениях.
При рассмотрении проекта
федерального закона о федеральном
бюджете на планируемый год в
первом чтении Государственная Дума
рассматривает концепцию и
При рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете во втором чтении Государственная Дума утверждает расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении, размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ и распределение средств по субъектам РФ, общий объем бюджета развития и бюджета текущих расходов.
Государственная Дума при
рассмотрении в третьем чтении законопроекта
рассматривает расходы
При рассмотрении законопроекта
в четвертом чтении рассматриваются
поправки к законопроекту, а также
поквартальное распределение
3.4 Исполнение бюджета
Исполнение бюджета – это важнейший этап бюджетного процесса действия по мобилизации и использованию бюджетных средств, в процессе исполнения которых участвуют органы исполнительной власти, финансовые и налоговые органы, кредитные учреждения, юридические и физические лица – плательщики.
Исполнение бюджета основано на следующих принципах:
-единства кассы,
-обеспечения бюджетных
расходов и платежей в
Исполнение бюджета начинается
после его утверждения органом
представительной власти. В финансовых
органах готовится
В финансовом органе на основании
показателей бюджета
Исполнение бюджета по расходам означает обеспечение финансирования мероприятий, предусмотренных росписью расходов, и имеет ряд этапов.
В РФ с 1992г. введено казначейское исполнение федерального бюджета. Для его осуществления в составе Министерства финансов РФ образовано Федеральное казначейство.
Основные функции Федерального казначейства в бюджетном процессе государства:
-организация исполнения федерального бюджета;
-контроль за его исполнением;
-управление бюджетными доходами и расходами;
-регулирование межбюджетных отношений;