Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 12:51, реферат
Основной целью является исследование основных теоретических вопросов относительно порядка реализации мер ответственности за правонарушения в сфере налогообложения.
В соответствии с данной целью были поставлены и решены следующие задачи:
1. Дать определение понятию и рассмотреть виды налогового правонарушения.
2. Дать определение понятию и раскрыть сущность налоговой ответственности.
3. Охарактеризовать виды ответственности за различные правонарушения в сфере налогообложения
Введение……………………………………………………………………….3
1. Характеристика налогового правонарушения и налоговой ответственности………………………………………………………………4
1.1. Понятие и виды налогового правонарушения………………………4
1.2. Понятие и сущность налоговой ответственности……………….…7
2.Виды ответственности за налоговые правонарушения………….…..10
2.1. Ответственность за налоговые правонарушения……………….….10
2.2. Ответственность за «неналоговые» правонарушения в сфере налогообложения……………………………………………………………...18
Заключение…………………………………………………………………..…22
Список литературы……………………………………
Реализация налоговой ответственности означает то, что после возникновения налогового правоотношения права и обязанности его субъектов были реализованы в точном соответствии с предписаниями Налогового кодекса РФ. Этому предшествуют весьма сложные фактические отношения между субъектами, направленные на установление характера и пределов взаимных прав и обязанностей и осуществляемые в определенной процессуальной форме.
Противоправность в сфере
налогообложения может
Активная юридическая обязанность предполагает, что ее носитель обязан совершить определенные действия, направленные на ее исполнение, в то время как управомоченное лицо вправе только требовать совершения таких действий. Так, например, согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик (плательщик сбора), если иное не установлено в акте законодательства о налогах и сборах, обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (сбора). При невыполнении данной обязанности налоговый орган направляет налогоплательщику (плательщику сбора) требование об уплате налога (сбора).
Пассивная юридическая обязанность, напротив, предполагает, что ее носитель обязан воздержаться от определенных действий, которые могли бы препятствовать управомоченному лицу в осуществлении его права. В сфере налогообложения обязанные лица, как правило, исполняют обязанности первого типа.
В этой связи противоправность
налогового правонарушения представляет
собой поведение
Действующее законодательство
о налогах и сборах не указывает
обстоятельства, которые исключали
бы противоправность деяния. Представляется,
однако, что к таким обстоятельствам
целесообразно было бы отнести крайнюю
необходимость, коллизию обязанностей,
выполнение должностным лицом организации-
После уточнения содержания
и объема прав и обязанностей субъектов
налоговая ответственность
а) налоговое правоотношение не было выявлено налоговыми органами;
б) лицо не подлежит налоговой
ответственности ввиду наличия
таких исключающих
- отсутствие вины лица
в совершении налогового
- совершение деяния, содержащего
признаки налогового
- истечение сроков давности
привлечения к налоговой
Основанием налоговой ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава налогового правонарушения, предусмотренного НК РФ.
Налоговая ответственность выполняет три функции: 1) карательную (штрафную); 2) превентивно-воспитательную; 3) восстановительную.
При этом основной из перечисленных функций является карательная. Карательное воздействие налоговой ответственности, как и любого другого вида юридической ответственности, начинается с осуждения (порицания) правонарушителя и совершенного им деяния.
Осуждение обладает значительным
карательным потенциалом, направленным
на психику субъекта и заключающимся
в признании его налоговым
правонарушителем. Затем в качестве
основного орудия карательного воздействия
налоговой ответственности к
правонарушителю применяются
Состояние налоговой наказанности имеет не только карательный, но и частнопревентивный аспект воздействия, поскольку единственным обстоятельством, отягчающим налоговую ответственность, согласно п. 2 ст. 112 НК РФ признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение. Лицо, претерпевающее состояние налоговой наказанности, осознает, что в случае совершения им повторного налогового правонарушения сумма штрафа будет увеличена в два раза (п. 4 ст. 114 НК РФ).
Карательной функции налоговой
ответственности неизбежно
Одновременно с карательной функцией налоговой ответственности осуществляется ее восстановительная функция. При существующей в настоящее время системе налоговых санкций налоговая ответственность помимо целей возмездия и предупреждения налоговых правонарушений преследует также цель пополнения бюджета государства или муниципальных образований. В результате применения штрафов происходит возмещение потерь, понесенных государственным или муниципальным бюджетом от нарушения обязанности по уплате налогов (сборов).
Таким образом, теория права
еще не определила место ответственности
за совершение налоговых правонарушений
(налоговой ответственности) в системе
видов юридической
Налоговая ответственность - это применение к лицу, виновному в совершении налогового правонарушения, предусмотренных Налоговым кодексом РФ налоговых санкций в виде денежных взысканий (штрафов).
Очевиден, однако, тот факт, что ответственность за налоговые правонарушения соответствует всем основным признакам юридической ответственности и при этом имеет ряд специфических, только ей присущих особенностей.
2. Виды ответственности за налоговые правонарушения.
2.1. Ответственность за налоговые правонарушения.
Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе
Статьей 116 НК РФ предусмотрена ответственность за нарушение налогоплательщиком установленного НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе.
Объектом данного налогового правонарушения является установленный НК РФ порядок постановки налогоплательщиков на учет в налоговом органе.
Субъектами правонарушения являются организации и физические лица, обязанные встать на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ.
Порядок постановки на учет организаций и физических лиц регулируется ст. ст. 83, 84 НК РФ. Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах:
- по месту нахождения организации;
- по месту нахождения
обособленных подразделений
- по месту жительства физического лица;
- по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств;
- по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.
Постановка на учет организации
или индивидуального
Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, если эта организация не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения этого обособленного подразделения по основаниям, предусмотренным НК РФ (п. 1 ст. 83).
Объективная сторона налогового правонарушения, предусмотренного ст. 116 НК РФ, состоит в неправомерном бездействии - неподаче налогоплательщиком, обязанным встать на учет в налоговом органе, в установленный НК РФ срок заявления о постановке на учет в налоговом органе.
При этом необходимо учитывать следующее.
Во-первых, в ст. 116 НК РФ ответственность
установлена только за нарушение
срока постановки на учет в налоговом
органе. Поэтому несоответствие формы
поданного налогоплательщиком в
налоговый орган заявления
Во-вторых, налогоплательщик подлежит ответственности за сам факт непостановки на налоговый учет вне зависимости от того, повлекло ли данное обстоятельство какие-либо негативные последствия для бюджета. Налоговое правонарушение, указанное в ст. 116 НК РФ, имеет формальный состав и считается оконченным с момента истечения срока подачи заявления о постановке на налоговый учет.
В-третьих, постановка налогоплательщика
на учет по инициативе налогового органа
не освобождает этого
В-четвертых, постановка на учет в налоговом органе организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми НК РФ связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога или сбора (п. 2 ст. 83 НК РФ).
Уклонение от постановки на учет в налоговом органе
Статья 117 НК РФ устанавливает ответственность за уклонение от постановки на учет в налоговом органе. Под уклонением при этом понимается ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе.
Объектом данного налогового
правонарушения является законодательно
установленный порядок
Субъектами правонарушения признаются организации и индивидуальные предприниматели, в нарушение требований НК РФ осуществляющие предпринимательскую деятельность без постановки на налоговый учет.
Под ведением деятельности
понимаются реальные факты финансово-хозяйственной
деятельности, результат которых
будет участвовать в
Объективная сторона налогового
правонарушения, указанного в ст. 117
НК РФ, выражается в неподаче организацией
или индивидуальным предпринимателем
в установленный НК РФ срок заявления
о постановке на учет в налоговом
органе при одновременном ведении
предпринимательской
Субъективная сторона - умысел.
Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20 тыс. руб. (п. 1 ст. 117 НК РФ).
Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе более 90 календарных дней влечет взыскание штрафа в размере 20% доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 календарных дней, но не менее 40 тыс. руб. (п. 2 ст. 117 НК РФ).
Информация о работе Понятие и виды ответственности за правонарушения в сфере налогообложения