Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 13:24, реферат
Цель работы – изучить правовое регулирование экономики.
В соответствии с целью курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие правого регулирования экономики;
- охарактеризовать экономическую роль правового государства;
- раскрыть основы правового регулирования экономики в Российской Федерации;
- изучить правовое регулирование различных сфер экономики в Российской Федерации
Введение 3
1. Понятие государственного регулирования экономики 4
2. Понятие правого регулирования экономики 11
3. Правовое регулирование экономики в Российской Федерации 14
Заключение 17
Список использованной литературы 18
Правовое регулирование экономики состоит в разработке законов, обеспечивающих нормы функционирования рыночных структур (биржи, банки, акционерные общества), предпринимательства и коммерции, защиту прав покупателей и интересов общества, равноправие рыночных субъектов, посредничество между предпринимателями и наемными работниками, борьбу с теневой экономикой и т. д. В системе таких регулирующих норм исключительное значение имеет «антимонопольное законодательство» и «дефляционная политика».
Антимонопольное законодательство впервые осуществлено в США в виде знаменитых «антитрестовских законов», которые позже были восприняты всеми рыночно развитыми странами мира. Для отечественной экономики, с её невиданным уровнем монополизации производства и обращения, антимонопольное регулирование становится главным условием перехода к цивилизованным рыночным отношениям.8
Антимонопольная политика включает административные и экономические меры, препятствующие монополизации производства и торговли отдельными субъектами:
— жесткий контроль над ценами предприятий-монополистов,
— дезинтеграцию сверхкрупных управленческих, производственных и коммерческих структур,
— поддержку конкуренции (в том числе и посредством контролируемого допуска на отечественный рынок иностранных производителей),
— поощрение диверсификации,
— антимонопольную экспертизу принимаемых законов. Монополизм относится к числу имманентных тенденций
рыночной экономики. К тому же формы монопольного статуса способны изменяться, приспосабливаясь к специфике конкретных сфер. Поэтому антимонополизм образует постоянное направление государственного регулирования рыночной экономики.
Столь
же актуальна и дефляционная политика
(стабилизация уровня цен) государства,
поскольку современной рыночной
экономике присущи
В строго экономическом смысле инфляция есть рост цен как результат опережения объема платежеспособного спроса по сравнению со стоимостным объемом предложения. Поэтому дефляционная политика ограничена выбором:
— или стабилизация совокупного платежеспособного спроса, что требует жесткого ограничения прироста денежных доходов населения,
— или переход к «равновесным» (свободным) рыночные ценам, что в условиях инфляции всегда означает рост цен,
— или увеличение предложения, что требует стимулирования предпринимательской активности.
Драма антиинфляционной политики в том, что первые два средства, сулящие наибольший эффект, социально крайне болезненны, а третье — малоэффективно в ситуации «бегства от денег», подталкивающей предпринимателей к росту цен. 9
Таким
образом, правовое государственное регулирование
- это форма государственного регулирования
общественных отношений, посредством
которой поведение их участников приводится
в соответствие с требованиями и дозволениями,
содержащимися в нормах права.
Правовое регулирование экономики состоит
в разработке законов, обеспечивающих
нормы функционирования рыночных структур
(биржи, банки, акционерные общества), предпринимательства
и коммерции, защиту прав покупателей
и интересов общества, равноправие рыночных
субъектов, посредничество между предпринимателями
и наемными работниками, борьбу с теневой
экономикой и т. д. В системе таких регулирующих
норм исключительное значение имеет «антимонопольное
законодательство» и «дефляционная политика».
Правовыми предпосылками государственного регулирования экономики являются в первую очередь нормы Конституции РФ: о социальном государстве (ст. 7); о гарантиях единого экономического пространства, поддержке конкуренции, защите различных форм собственности (ст. 8); о запрете монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции (ст. 34) и т.д.
Первая часть ст. 8 устанавливает и гарантирует единство экономического пространства в России. Это понятие охватывает единство рынка, установление правовых основ которого, находится в ведении РФ. Единство рынка означает не только свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу законной экономической деятельности на территории всей России и недопущение деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, но также свободное перемещение рабочей силы.
Свободное предпринимательство, свободный обмен товарами и услугами, свободная продажа собственного интеллекта и рабочих рук требуют регулирования.
Конституция фактически говорит о двух типах собственности: частной (индивидуальной и коллективной) и публичной, т.е. государственной (федеральной и принадлежащей субъектам РФ) и муниципальной. Не исключены также признание и защита иных форм собственности; так, в настоящее время явно растет церковная собственность. Коллективная частная собственность может быть кооперативной, принадлежать иным общественным организациям, акционерным обществам и т.д.
Важной, не всегда принимаемой во внимание особенностью конституционного перечня форм собственности является вынесение частной собственности на первое место.
Государство осуществляет контроль путем государственной регистрации юридических лиц и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Федеральным законом устанавливается перечень видов деятельности, которые подлежат лицензированию и осуществление которых возможно только после получения соответствующей лицензии в установленном законом порядке.10
В Российской Федерации
гарантируется поддержка
К
сфере, где традиционно присутствует
государственное регулирование, необходимо
отнести регулирование
Наряду
с антимонопольным
Защита прав потребителей - эта сфера, имущественного оборота, где присутствует государственное регулирование, имеет особенно важное, можно сказать, знаковое значение для страны, где формируются цивилизованные рыночные отношения.
Действующее законодательство закрепляет особый порядок заключения и исполнения договоров, предусматривающих удовлетворение государственных нужд. Валютное регулирование, сфера внешней торговли - традиционная область, где сильны публично-правовые элементы регулирования.11
В соответствии с п. "ж" ст. 71 Конституции РФ к ведению Российской Федерации отнесено установление основ ценовой политики. В России имеются сферы экономики, где осуществляется государственное регулирование тарифов и цен. К таким сферам традиционно относится электрическая и тепловая энергетика.
Вопросы, связанные с патентным законодательством, регулируются Патентным законом Российской Федерации.
Ряд сфер народного хозяйства ввиду их исключительной важности для жизни страны, ее политической и экономической безопасности подвергаются государственному регулированию.
Таким
образом, административно-правовое институциональное
обеспечение рыночной экономики направлено
на реализацию государственной политики
в этой сфере, положений и требований,
закрепленных в Конституции Российской
Федерации, в федеральных законах отраслевого,
комплексного и функционального характера,
на дальнейшее укрепление единства экономического
пространства и режима законности.
Государство, являясь важнейшим экономическим субъектом рыночных отношений, играет еще и основополагающую роль регулятора функционирования экономической системы, позволяя всей системе своевременно реагировать на возникающие противоречия в социально-экономическом развитии. Это придает рыночной системе дополнительную устойчивость, делает ее социально более безопасной, а зачастую и более эффективной.
Правовое государственное регулирование - это форма государственного регулирования общественных отношений, посредством которой поведение их участников приводится в соответствие с требованиями и дозволениями, содержащимися в нормах права.
Правовое
регулирование экономики
Административно-правовое
институциональное обеспечение
рыночной экономики направлено на реализацию
государственной политики в этой сфере,
положений и требований, закрепленных
в Конституции Российской Федерации, в
федеральных законах отраслевого, комплексного
и функционального характера, на дальнейшее
укрепление единства экономического пространства
и режима законности.
Список использованной литературы:
1. Понятие
государственного регулирования экономики
–
Роль государства в регулировании рыночной экономики / Под ред. Л.И. Абалкина и Б.З.Мильнера. М., 2007
Экономика общественного сектора. Учебное пособие Под ред. Е.Н.Жильцова, Ж.Д.Лафер. – М.: ТЕИС, 1998.
Курс экономической теории: учебник. М., 2008.
Основы экономической теории: Учеб. пособие / Под ред. В.Д.Камаева. — М, 2008.
Экономика/ Под ред. А.С. Булатова. М., 2008.
Экономическая теория. /Под ред. И.П. Николаевой. М.: «Проспект», 2008.
Экономическая
теория/Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича.
СПб, 2008.
2. Понятие
правого регулирования экономики -
Современная экономика/ ред. О.Ю. Мамедов. Ростов н/Д, 2006.
Борисов Е.Ф. Экономическая теория. М., 2008.
Бутук
Н. Экономическая теория. К., 2008.
Информация о работе Правовое регулирование экономики в Российской Федерации