Правовое регулирование экономики в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 13:24, реферат

Описание

Цель работы – изучить правовое регулирование экономики.
В соответствии с целью курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие правого регулирования экономики;
- охарактеризовать экономическую роль правового государства;
- раскрыть основы правового регулирования экономики в Российской Федерации;
- изучить правовое регулирование различных сфер экономики в Российской Федерации

Содержание

Введение 3
1. Понятие государственного регулирования экономики 4
2. Понятие правого регулирования экономики 11
3. Правовое регулирование экономики в Российской Федерации 14
Заключение 17
Список использованной литературы 18

Работа состоит из  1 файл

Реферат.Правовое регулирование экономики в Российской Федерации.doc

— 162.00 Кб (Скачать документ)

     Правовое  регулирование экономики состоит в разработке законов, обеспечивающих нормы функционирования рыночных структур (биржи, банки, акционерные общества), предпринимательства и коммерции, защиту прав покупателей и интересов общества, равноправие рыночных субъектов, посредничество между предпринимателями и наемными работниками, борьбу с теневой экономикой и т. д. В системе таких регулирующих норм исключительное значение имеет «антимонопольное законодательство» и «дефляционная политика».

     Антимонопольное законодательство впервые осуществлено в США в виде знаменитых «антитрестовских законов», которые позже были восприняты всеми рыночно развитыми странами мира. Для отечественной экономики, с её невиданным уровнем монополизации производства и обращения, антимонопольное регулирование становится главным условием перехода к цивилизованным рыночным отношениям.8

     Антимонопольная политика включает административные и  экономические меры, препятствующие монополизации производства и торговли отдельными субъектами:

     — жесткий контроль над ценами предприятий-монополистов,

     — дезинтеграцию сверхкрупных управленческих, производственных и коммерческих структур,

     — поддержку конкуренции (в том числе и посредством контролируемого допуска на отечественный рынок иностранных производителей),

     — поощрение диверсификации,

     — антимонопольную экспертизу принимаемых  законов. Монополизм относится к  числу имманентных тенденций

     рыночной  экономики. К тому же формы монопольного статуса способны изменяться, приспосабливаясь к специфике конкретных сфер. Поэтому антимонополизм образует постоянное направление государственного регулирования рыночной экономики.

     Столь же актуальна и дефляционная политика (стабилизация уровня цен) государства, поскольку современной рыночной экономике присущи деформирующие  ее инфляционные процессы.

     В строго экономическом смысле инфляция есть рост цен как результат опережения объема платежеспособного спроса по сравнению со стоимостным объемом предложения. Поэтому дефляционная политика ограничена выбором:

     — или стабилизация совокупного платежеспособного спроса, что требует жесткого ограничения прироста денежных доходов населения,

     — или переход к «равновесным» (свободным) рыночные ценам, что в условиях инфляции всегда означает рост цен,

     — или увеличение предложения, что требует стимулирования предпринимательской активности.

     Драма антиинфляционной политики в том, что  первые два средства, сулящие наибольший эффект, социально крайне болезненны, а третье — малоэффективно в ситуации «бегства от денег», подталкивающей предпринимателей к росту цен. 9

     Таким образом, правовое государственное регулирование - это форма государственного регулирования общественных отношений, посредством которой поведение их участников приводится в соответствие с требованиями и дозволениями, содержащимися в нормах права. Правовое регулирование экономики состоит в разработке законов, обеспечивающих нормы функционирования рыночных структур (биржи, банки, акционерные общества), предпринимательства и коммерции, защиту прав покупателей и интересов общества, равноправие рыночных субъектов, посредничество между предпринимателями и наемными работниками, борьбу с теневой экономикой и т. д. В системе таких регулирующих норм исключительное значение имеет «антимонопольное законодательство» и «дефляционная политика». 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Правовое регулирование экономики в Российской Федерации

 

     Правовыми предпосылками государственного регулирования  экономики являются в первую очередь  нормы Конституции РФ: о социальном государстве (ст. 7); о гарантиях единого  экономического пространства, поддержке  конкуренции, защите различных форм собственности (ст. 8); о запрете монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции (ст. 34) и т.д.

     Первая  часть ст. 8 устанавливает и гарантирует  единство экономического пространства в России. Это понятие охватывает единство рынка, установление правовых основ которого, находится в ведении РФ. Единство рынка означает не только свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу законной экономической деятельности на территории всей России и недопущение деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, но также свободное перемещение рабочей силы.

     Свободное предпринимательство, свободный обмен  товарами и услугами, свободная продажа  собственного интеллекта и рабочих рук требуют регулирования.

     Конституция фактически говорит о двух типах  собственности: частной (индивидуальной и коллективной) и публичной, т.е. государственной (федеральной и  принадлежащей субъектам РФ) и  муниципальной. Не исключены также  признание и защита иных форм собственности; так, в настоящее время явно растет церковная собственность. Коллективная частная собственность может быть кооперативной, принадлежать иным общественным организациям, акционерным обществам и т.д.

     Важной, не всегда принимаемой во внимание особенностью конституционного перечня форм собственности является вынесение частной собственности на первое место.

     Государство осуществляет контроль путем государственной  регистрации юридических лиц  и лиц, занимающихся предпринимательской  деятельностью. Федеральным законом устанавливается перечень видов деятельности, которые подлежат лицензированию и осуществление которых возможно только после получения соответствующей лицензии в установленном законом порядке.10

     В Российской Федерации  гарантируется поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 8, 34 Конституции РФ). Основным законодательным актом, регулирующим данные отношения, является Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

     К сфере, где традиционно присутствует государственное регулирование, необходимо отнести регулирование отношений, связанных с деятельностью естественных монополий. Базовым актом в этой сфере является Федеральный закон «О естественных монополиях». Естественная монополия - это состояние рынка товаров, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем, спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие товары.

     Наряду  с антимонопольным регулированием в Российской Федерации действует  так называемое монопольное регулирование. Так, Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» разрешает государственную монополию на экспорт и (или) импорт товаров, перечни которых утверждаются федеральными законами.

     Защита прав потребителей - эта сфера, имущественного оборота, где присутствует государственное регулирование, имеет особенно важное, можно сказать, знаковое значение для страны, где формируются цивилизованные рыночные отношения.

     Действующее законодательство закрепляет особый порядок заключения и исполнения договоров, предусматривающих  удовлетворение государственных нужд. Валютное регулирование, сфера внешней торговли - традиционная область, где сильны публично-правовые элементы регулирования.11

     В соответствии с п. "ж" ст. 71 Конституции  РФ к ведению Российской Федерации  отнесено установление основ ценовой  политики. В России имеются сферы  экономики, где осуществляется государственное регулирование тарифов и цен. К таким сферам традиционно относится электрическая и тепловая энергетика.

     Вопросы, связанные  с патентным законодательством, регулируются Патентным законом Российской Федерации.

     Ряд сфер народного хозяйства ввиду их исключительной важности для жизни страны, ее политической и экономической безопасности подвергаются государственному регулированию.

     Таким образом, административно-правовое институциональное обеспечение рыночной экономики направлено на реализацию государственной политики в этой сфере, положений и требований, закрепленных в Конституции Российской Федерации, в федеральных законах отраслевого, комплексного и функционального характера, на дальнейшее укрепление единства экономического пространства и режима законности. 

 

      Заключение

 

      Государство, являясь важнейшим экономическим субъектом рыночных отношений, играет еще и основополагающую роль регулятора функционирования экономической системы, позволяя всей системе своевременно реагировать на возникающие противоречия в социально-экономическом развитии. Это придает рыночной системе дополнительную устойчивость, делает ее социально более безопасной, а зачастую и более эффективной.

     Правовое государственное регулирование - это форма государственного регулирования общественных отношений, посредством которой поведение их участников приводится в соответствие с требованиями и дозволениями, содержащимися в нормах права.

     Правовое  регулирование экономики состоит  в разработке законов, обеспечивающих нормы функционирования рыночных структур (биржи, банки, акционерные общества), предпринимательства и коммерции, защиту прав покупателей и интересов общества, равноправие рыночных субъектов, посредничество между предпринимателями и наемными работниками, борьбу с теневой экономикой и т. д. В системе таких регулирующих норм исключительное значение имеет «антимонопольное законодательство» и «дефляционная политика».

     Административно-правовое институциональное обеспечение  рыночной экономики направлено на реализацию государственной политики в этой сфере, положений и требований, закрепленных в Конституции Российской Федерации, в федеральных законах отраслевого, комплексного и функционального характера, на дальнейшее укрепление единства экономического пространства и режима законности. 

 

Список использованной литературы:

      

  1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. М., 2008.
  2. Бутук Н. Экономическая теория. К., 2008.
  3. Глазунов Н.И. Система государственного управления: Учеб. М.: Юнити-Дана. 2008.
  4. Курс экономической теории: учебник. М., 2008.
  5. Основы экономической теории: Учеб. пособие / Под ред. В.Д.Камаева. — М, 2008.
  6. Современная экономика/ ред. О.Ю. Мамедов. Ростов н/Д, 2006.
  7. Экономика общественного сектора. Учебное пособие Под ред. Е.Н.Жильцова, Ж.Д.Лафер. – М.: ТЕИС, 1998. - С.27
  8. Экономика/ Под ред. А.С. Булатова. М., 2008.
  9. Экономическая теория. /Под ред. И.П. Николаевой. М.: «Проспект», 2008.
  10. Экономическая теория/Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. СПб, 2008.
 
 

 

1. Понятие  государственного  регулирования экономики –  

Роль  государства в регулировании рыночной экономики / Под ред. Л.И. Абалкина и Б.З.Мильнера. М., 2007

 Экономика общественного сектора. Учебное пособие Под ред. Е.Н.Жильцова, Ж.Д.Лафер. – М.: ТЕИС, 1998.

Курс  экономической теории: учебник. М., 2008.

Основы  экономической теории: Учеб. пособие / Под ред. В.Д.Камаева. — М, 2008.

Экономика/ Под ред. А.С. Булатова. М., 2008.

Экономическая теория. /Под ред. И.П. Николаевой. М.: «Проспект», 2008.

Экономическая теория/Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. СПб, 2008. 
 

2. Понятие правого регулирования экономики -  

   Современная экономика/ ред. О.Ю. Мамедов. Ростов н/Д, 2006.

Борисов Е.Ф. Экономическая теория. М., 2008.

Бутук Н. Экономическая теория. К., 2008. 
 

Информация о работе Правовое регулирование экономики в Российской Федерации