Правовой статус Президента Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 20:20, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – провести анализ существующего статуса Президента Российской Федерации, основываясь на положениях Конституции Российской Федерации.
Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:
1. Изучение исторических предпосылок и условий становления статуса Президента в Российской Федерации.
2. Рассмотрение процедуры избрания Президента и требований, предъявляемых Конституцией РФ к претендентам на пост главы государства.
3. Рассмотрение и характеристика основных полномочий Президента Российской Федерации согласно Конституции РФ.
4. Рассмотрение условий досрочного прекращения полномочий Президента РФ.

Содержание

Введение 3
Глава I СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТА РФ 5
Глава II ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА РФ 8
Глава III ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗДЕНТА РФ 15
3.1 Правовой статус Президента РФ 15
3.2 Полномочия Президента в области кадровой политики 18
3.3 Право Президентского Вето 21
3.4 Полномочия Президента в области обороны страны и обеспечения ее безопасности 23
3.5 Президент и внешняя политика 25
3.6 Иные полномочия Президента 26
3.7 Правовые акты Президента 27
Глава IV ОСНОВАНИЯ ДОСРОЧНОГО ПРЕКРАЩЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕТА РФ 31
Заключение 35
Библиография 37

Работа состоит из  1 файл

Конституцин пр курсовая.doc

— 162.00 Кб (Скачать документ)


Министерство  Юстиции Российской Федерации

 

Государственное общеобразовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Российская правовая академия Минюста России»

Северный филиал

 

 

 

 

Юридический факультет

 

Кафедра

 

Государственно  правовых дисциплин

 

Правовой статус Президента Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Студентки 1 курса заочной ф/о

На базе первого высшего образования;

Копысовой Марии  Сергеевны

 

 

 

 

                                                         Научный руководитель:

К.ю.н.

Александрова  А.Е.

 

 

 

Петрозаводск 

2012

 

 

 

Содержание

 

 

Введение

Анализ института Президента в системе государственной власти России, несомненно, является одним из актуальных направлений и государственно-правовых исследованиях.

Сторонники президентской  формы правления, установленной  федеральной Конституцией, видят  в институте Президента широкие возможности обеспечения единства государственной власти. Концентрация значительных полномочий у главы государства обосновывается объективной необходимостью в условиях переходного периода и становления гражданского общества. Это обстоятельство оправдывает, по их мнению, то, что Президент вправе издать нормативный акт по любому вопросу в пределах компетенции Российской Федерации, если его содержание не противоречит основам конституционного строя.//11

Вместе с тем задачи Президента как гаранта Конституции неизмеримо ответственнее любого органа. Президент обязан принимать все дозволенные законом меры по защите конституционного строя, реальному обеспечению прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности.

Конечно, Президент не единственный страж и хранитель Конституции, но его роль более весома. В случае выявления нарушений, а так же при недостаточности принимаемых мер по реализации конституционных положений он обязан обратить на них внимание государственного органа независимо от его места в системе власти, и потребовать безотлагательного устранения отмеченных нарушений.//10

Цель данной работы – провести анализ существующего статуса Президента Российской Федерации, основываясь на положениях Конституции Российской Федерации.

Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:

1. Изучение исторических предпосылок и условий становления статуса Президента в Российской Федерации.

2. Рассмотрение процедуры избрания Президента и требований, предъявляемых Конституцией РФ к претендентам на пост главы государства.

3. Рассмотрение и характеристика основных полномочий Президента Российской Федерации согласно Конституции РФ.

4. Рассмотрение условий  досрочного прекращения полномочий Президента РФ.

Работа представлена четырьмя главами, в заключении приведены основные выводы по цели исследования.

В первой главе, посвященной  историческому аспекту становления  института Президента, приведена  сравнительная характеристика основных положений Конституций 1978 года и существующей Конституции РФ, касающихся статуса Президента; Вторая глава рассматривает процесс избрания и требования, предъявляемые к избирателям и кандидатам на пост Президента РФ. В третьей главе рассмотрены основные полномочия Главы государства, согласно действующей Конституции РФ. Последняя глава работы посвящена явлению досрочного прекращения полномочий Президента РФ.

 

Глава I СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТА РФ

Институт президентской власти имеет сравнительно короткую историю в развитии российской государственности. Советской республике, какой Россия была в течение трех четвертей XX века, такого рода институт был органически чужд. С господствовавшей концепцией полновластия Советов, соединения в ней законодательной и исполнительной власти был несовместим принцип разделения властей, одним из выражений которого является наличие в системе органов власти Президента.

В советском государстве  в теоретической литературе (со слов  И.В.Сталина) часто называли коллегиальным президентом Президиум Верховного Совета СССР.

Однако такая трактовка  сущности этого органа неправомерна.

Президиум был органической частью единой системы Советов, наряду с которой не могло существовать никакого иного органа государственной  власти. В соответствии с советскими конституциями все органы были производны от Советов и им подотчетны. Высказывавшиеся в то время идеи об учреждении института президента в СССР сначала в процессе всенародного обсуждения Конституции СССР 1936 года, а позже при подготовке новой Конституции были отвергнуты.

Даже в условиях обновляющегося строя, в годы перестройки, когда на повестку дня был поставлен вопрос о ликвидации монополии одной партии– КПСС, предложение об утверждении поста Президента СССР встретило значительное сопротивление части народных депутатов, сторонников сохранения советской власти. Однако, набиравшие силу процессы демократизации, обновления всей государственной системы одержали верх, и в 1990 году пост Президента СССР был учрежден, что повлекло существенные изменения в Конституции СССР.

Вскоре аналогичный  институт был установлен и в союзных  республиках, где решения об этом применялись Верховными Советами.

В России вопрос об учреждении поста Президента решался более сложно. Съезд народных депутатов РСФСР высказался против его введения, и по инициативе  одной трети депутатов был назначен всероссийский референдум, в соответствии с результатом которого указанный пост и был учрежден. В Конституцию РСФСР 1978 года были включены статьи закрепившие принцип разделения властей, глава о Президенте; были приняты законы о Президенте Российской Федерации, о выборах Президента и некоторые другие нормативные правовые акты. Первый Президент Российской Федерации был избран путем прямых всенародных выборов 12 июля 1991 года.

Его статус по Конституции 1978 года имел существенные отличия от того, как определила правовое положение Президента Конституция 1993 года. Эти отличия заключаются в том, что Президент:

  1. определялся как высшее должностное лицо и глава исполнительной власти (а не глава государства);
  2. не обладал (как в действующей Конституции 1993 года) полномочиями определять основные направления внутренней и внешней политики;
  3. не имел права роспуска Съезда народных депутатов и Верховного Совета;
  4. не участвовал в назначении членов Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального Прокурора, Председателя Центрального Банка;
  5. был обязан представлять не реже одного раза в год доклады Съезду народных депутатов о выполнении принятых Съездом и Верховным Советом социально-экономических и иных программ (кроме ежегодных посланий), причем Съезд мог потребовать внеочередного доклада.

Помимо этого, Указы и распоряжения Президента мог отменить Съезд, а на основании заключения Конституционного Суда, и Верховный Совет (причем в последний был вправе приостанавливать действие указов и распоряжений до разрешения вопроса Конституционным Судом). Несмотря на то, что Президент являлся главой исполнительной власти, Совет Министров – Правительство, был подотчетен Съезду, Верховному Совету и Президенту, а Съезд и Верховный Совет осуществляли контроль за деятельностью всех подотчетных или государственных органов.

Решение об отставке Правительства  принималось Съездом или Верховным  Советом путем выражения недоверия  Правительству, либо Президентом по своей инициативе с согласия Верховного Совета. В Конституции 1978 года было также закреплено, что Верховный Совет давал согласие на назначение министров иностранных дел; обороны, безопасности и внутренних дел (ч.3ст.108). Президент представлял Верховному Совету предложения об образовании, реорганизации и упразднения министерств, государственных комитетов и ведомств Российской Федерации (ч.6ст.121). Предусматривалась должность вице-президента и был принципиально иным порядок отрешения Президента от должности.

Конституции 1993 года внесла существенные изменения в статус Президента и его полномочия.//6

Глава 4 действующей Конституции РФ, посвященная институту Президента, состоит из 14 статей. В ней содержаться положения о Президенте Российской Федерации как главе государства (ст.80), о порядке его избрания (ст.81) и полномочиях (ст.83-90), о его неприкосновенности (ст.91). Здесь же урегулированы вопросы о времени и условиях начала и прекращения полномочий Президента (ст.92), об основаниях и процедуре отрешения его от должности (ст.93).//5

 

Глава II ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА РФ

Согласно Конституции, Президент Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в выборах Президента Российской Федерации является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать его свободному волеизъявлению. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, имеет право избирать Президента Российской Федерации, участвовать в выдвижении кандидатов на должность Президента Российской Федерации, предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов Президента Российской Федерации, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а так же в осуществлении других избирательных действий в порядке, установленном настоящим Федеральным Законом, иными Федеральными Законами.

Гражданин Российской Федерации, проживающий или находящийся  в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации  за пределами территории Российской Федерации, обладает равными с иными гражданами Российской Федерации правами на выборах.

Не имеет права избирать Президента Российской Федерации и  быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации, признанный судом не дееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда

В России создана достаточно солидная правовая база, обеспечивающая проведение выборов Президента на демократической основе.//12

В декабре 1994 года вступил  в силу Федеральный Закон «Об  основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации»,1 определивший основные гарантии реализации гражданами их конституционных прав избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. В ст.1 этого Федерального Закона прямо указывалось, что его действие распространяется на выборы Президента Российской Федерации, а также других лиц, избираемых непосредственно гражданами. Федеральный Закон закрепил принципы избирательного права, определил содержание таких институтов, как выдвижение и регистрация кандидатов, статус кандидатов, предвыборная агитация, финансирование выборов, порядок голосования и т.п.

В развитие упомянутого Закона через полгода вступил в силу Федеральный Закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 17 мая 1995 года № 76-ФЗ, который детально регламентирует не только достаточно сложную процедуру выборов главы государства, но и ряд обязательных требований, предъявляемых к кандидатам на эту должность.

Сегодня Российская Федерация  располагает структурированным  по всем составным элементам и  институтам материальным и процессуальным правом, определяющим основные принципы и гарантии реализации активного и пассивного избирательного права граждан.//5

Активное избирательное  право обеспечивается отсутствием различного рода имущественных ограничений, ценза оседлости и обеспечивается включением всех граждан Российской Федерации в списки избирателей. Ограничение права избирать и быть избранным четко зафиксировано в ст.32 Конституции и текстуально воспроизведено во всех российских избирательных законах.

От активного избирательного права следует отличать пассивное избирательное право. Право быть избранным Президентом включает ряд дополнительных условий, вытекающих из особой роли и ответственности главы государства. Первое – более высокий возраст для Президента по сравнению с активными избирателями: президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет. И второе – так называемый «ценз оседлости» - постоянное проживание в России не менее десяти лет, одни считают, что речь может иди только о проживании в России не менее десяти лет суммарно. Другие полагают, что требуется непрерывное постоянное проживание в течении указанного срока на день выборов. При отмене института прописки граждан и проживании значительного числа российских граждан за рубежом эта проблема из области теоретических дискуссий может стать практически актуальной. Требуется, по-видимому, официальное толкование этой нормы, исходящие из того, что Президентом не должно стать лицо, плохо знающее условия жизни и обстановку в нашем государстве.//11

Назначение выборов  Президента относится к ведению  Совета Федерации (п.»д»ч.1ст.102 Конституции). Днем выборов является первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который был избран Президент. Исчисление этого срока начинается со дня его избрания.

Если Совет Федерации  не назначит выборы в установленный  срок, то они проводятся Центральной  избирательной комиссией в первое воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия Президента.//6

Досрочные выборы в случае прекращения полномочий Президента до истечения срока, на который он был избран, назначаются Советом Федерации через 14 дней. День голосования в таком случае – последнее воскресенье перед месяцем, когда истекают 3 месяца со дня досрочного прекращения полномочий.

Информация о работе Правовой статус Президента Российской Федерации