Проблемы применения ответственности за нарушение налогового законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 22:27, курсовая работа

Описание

Финансово-правовая ответственность есть применение к нарушителю финансово-правовых норм мер государственного принуждения уполномоченными на то государственными органами, возлагающими на правонарушителя дополнительные обременения имущественного характера (штраф, пеня).

Финансовое правонарушение – это виновно совершенное деяние, нарушающее нормы финансового права за которое законодательством установлена финансово-правовая ответственность.

Содержание

Введение.

Глава I. Общие положения налоговой ответственности.

1. Понятие налоговой ответственности.
2. Виды налоговых правонарушений.
3. Субъекты налоговой ответственности.
4. Основания освобождения налогоплательщика от налоговой ответственности.

Глава II. Законодательство о налоговой ответственности: практика применения.

Споры, связанные с применением налогового законодательства.
Практика Высшего Арбитражного суда Российской Федерации.
2.Споры с участием граждан-предпринимателей.
Административная ответственность за нарушение налогового законодательства.

Глава III. Проблемы применения ответственности за нарушение налогового законодательства.

1. Современные тенденции судебно-арбитражной практики по налоговым спорам.
2. Проблема применения мер налоговой ответственности при реорганизации и ликвидации юридических лиц.
3. Уголовная ответственность за совершение преступлений в сфере налогообложения: проблема квалификации составов.

Заключение

Работа состоит из  1 файл

Финансово-правовая отв-ть за налоговые правонарушения.doc

— 138.00 Кб (Скачать документ)

     Следующим принципом является такой, согласно которому неустранимые сомнения в виновности налогоплательщика толкуются в  его пользу. Данный принцип вытекает из п.7 ст.3 Налогового кодекса.

     Важным принципом является тот, который позволяет налогоплательщику самостоятельно исправить ошибки, допущенные им при учете объекта налогообложения.

     Кроме этого, никто не может быть привлечен  повторно к налоговой ответственности  за совершение одного и того же налогового правонарушения.

     Налоговая ответственность для физического  лица наступает только при отсутствии в его действиях уголовно-наказуемого  деяния. Налоговый кодекс РФ исключает  наступление для физического  лица одновременно уголовной и налоговой  ответственности за совершенные нарушения.

     Привлечение налогоплательщика – юридического лица к налоговой ответственности  не освобождает должностных лиц  от административной, уголовной и  иной ответственности. Субъектами налоговой  ответственности являются налогоплательщики, а не должностные лица.

     Никто не может быть привлечен к налоговой  ответственности при наличии  обстоятельств, исключающих данную ответственность (ст.109 НК РФ). При этом перечень обстоятельств, исключающих  ответственность, является исчерпывающим.

     К ним отнесены: отсутствие события  налогового правонарушения; отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения; совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста; истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

     И, наконец, не могут быть взысканы налоговые  санкции при наличии обстоятельств, исключающих вину налогоплательщика. Налоговый кодекс РФ не только фиксирует признак вины как обязательный элемент состава налогового правонарушения, но и предусматривает обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения.

     Таким образом, при привлечении лица к  налоговой ответственности в первую очередь необходимо соблюдать общие условия привлечения к ответственности.

     Вышеуказанные принципы – не просто правовые декларации, это база для дальнейшего правотворчества, они определяют пределы и характер применения налогового законодательства в спорных ситуациях, когда возможно неоднозначное толкование правовых предписаний в случаях пробелов в законодательстве о налогах и сборах.

     Для налоговой ответственности как  вида юридической ответственности  характерно применение государством к  налогоплательщикам, не исполнившим свои законные обязанности, финансовых (налоговых) санкций.

     Санкция всегда является мерой ответственности. Соответственно финансово-правовая санкция  является мерой финансово-правовой ответственности.

     Финансово-правовая ответственность является самостоятельным видом ответственности. Она наступает в случае несоблюдения установленных предписаний и порядка образования, распределения и использования денежных фондов государства, субъектов местного самоуправления, предприятий, организаций, учреждений.

     Применительно к каждому основанию финансово-правовой ответственности действует строго определенная система санкций. Санкции  каждого блока подсистемы финансово-правовой ответственности призваны устранять  неблагоприятные экономические  последствия, вызванные нарушением финансовой дисциплины.

     Как уже указывалось выше, санкции  бывают правовосстановительные (пеня) и карательные (штраф).

     При применении правовосстановительных санкций  существенным является определение  уже существующих обязанностей нарушителя и их, в случае необходимости, принудительное осуществление. При применении карательных санкций – правильная квалификация правонарушения, индивидуализация примененных к правонарушителю мер финансового принуждения.

     Финансово-правовая санкция имеет имущественный характер. Она либо устанавливается в каком-то количественном отношении к сумме доходов, выручки и т.п., подлежащих изъятию у нарушителей финансовой дисциплины, либо выражается в принудительных действиях, реализация которых ограничивает финансовую базу определенных субъектов или ужесточает режим ее использования.

     Чаще  всего в качестве финансово-правовых санкций применяются пени и штраф, которые являются одним из способов воздействия на субъектов в случае нарушения ими своих обязательств. Пеня, рассматриваемая в гражданских правоотношениях как один из видов неустойки, в финансовых правоотношениях служит способом принуждения к исполнению в срок финансового обязательства. В отличие от пени, штраф преследует цель гарантировать осуществление обязанными лицами установленного порядка и действующих правил в области государственных финансов.

     Пеня  обычно устанавливается в виде процента от суммы просроченного обязательства  и начисляется за каждый день просрочки  в течение определенного периода, после которого взыскивается разовый штраф.

     Штраф как денежная санкция уплачивается в твердой сумме по шкале нарушений  или в процентах, в доле от стоимости  невыполненного обязательства.

     Характерным признаком финансово-правовых санкций  является то, что они не находят  своего применения (кроме штрафа и пени) в какой-либо другой отрасли права. К специфическим видам финансово-правовых санкций можно отнести, например, прекращение финансирования, отказ в принятии к финансированию, досрочное взыскание ссуд, ограничение кредитования, повышение размера ставки за пользование кредитом, перевод на предварительный акцепт и др.

     Финансово-правовые санкции применяются к субъектам  финансовых правоотношений, которые  являются реальными участниками  конкретных правоотношений. В теории финансового права данный круг субъектов разделяется на три основные группы: общественно-территориальные образования, коллективные субъекты, индивидуальные субъекты.

     Таким образом, основными признаками финансово-правовых санкций являются следующие:

     - они применяются в сфере финансовой деятельности государства за нарушение финансовой дисциплины;

     - они являются мерой финансово-правовой  ответственности;

     - они предусмотрены нормами финансового  права;

     - для них характерно совпадение  правовосстановительной и карательной  функций;

     - они носят имущественный характер;

     - они характеризуются наличием  специфических видов принуждения;

     - они применяются как к физическим, так и к юридическим лицам;

     - для них характерен специальный  порядок применения и круг  органов, их применяющих;

     - они зачисляются в государственные и местные (муниципальные) денежные фонды.

     Исходя  из этого, финансово-правовые санкции  – это применяемые уполномоченными  на то государственными органами к  физическим и юридическим лицам  за нарушение финансовой дисциплины меры экономической ответственности, выраженные в денежной форме и зачисляемые в государственные и местные (муниципальные) денежные фонды.

     Рассмотрим  более подробно санкции за налоговые  правонарушения.

     С принятием Налогового кодекса РФ к налогоплательщикам и иным обязанным лицам применяются меры налоговой ответственности, которыми являются налоговые санкции.

     Под налоговой санкцией понимаются меры экономического воздействия, применяемые  государством к виновным в нарушении  налогового законодательства и призванные обеспечивать исполнение ими обязанностей, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

     Налоговая санкция является разновидностью финансово-правовой санкции, ей присущи все признаки последней, и отличается она только сферой своего применения.

     Так, налоговая санкция является правовым средством воздействия на нарушителя налогового законодательства. Она –  есть мера государственного принуждения, предусмотренная нормами налогового права, возлагающая на правонарушителя дополнительные обременения имущественного характера.

     Применение  налоговых санкций преследуют определенные цели. Это, прежде всего, обеспечение  исполнения обязанностей налогоплательщиком и другими субъектами налоговых  правоотношений.

     От  налоговых санкций, являющихся мерами налоговой ответственности, необходимо отличать иные меры государственного принуждения, применяемые налоговыми органами в сфере налоговой деятельности государства.

     С помощью мер государственного принуждения  обеспечивается необходимое упорядочивающее воздействие на реализуемые налоговые отношения, то есть обеспечивается и охраняется правопорядок в налоговой сфере.

     Меры  государственного принуждения применяются, как правило, в несудебном порядке  специальными уполномоченными органами и также уполномоченными на осуществление правоохранительных функций.

     В отличие от мер налоговой ответственности, направленных на устранение вреда, причиненного налоговым правонарушением, и наказание  правонарушителя, иные меры государственного принуждения в сфере налоговой деятельности государства направлены на то, чтобы предупредить возможные неправомерные действия субъектов налоговых правонарушений, а в случае необходимости пресечь противоправные действия и обеспечить привлечение правонарушителя к налоговой ответственности.

     Таким образом, меры государственного принуждения, применяемые к субъектам налоговых  правоотношений, как правило, предшествуют мерам налоговой ответственности  за совершение налоговых правонарушений, то есть опережают реализацию налоговых санкций.

     Для обеспечения справедливого привлечения  нарушителей к налоговой ответственности  большое значение имеет анализ основания  применения налоговых санкций, поэтому  остановимся на вопросах понятия  и признаков налогового правонарушения.

     Программа стабилизации финансовой системы РФ содержит комплекс мер, которые должны привести к росту доходов, налоговых и других платежей. В связи с этим большая роль отводится вопросам квалификации налоговых правонарушений и ответственности за них. Поэтому целесообразно рассмотреть вопросы налогового правонарушения.

     Одним из признаков юридической ответственности, позволяющим выделить ее в самостоятельный  вид, является ее основание – правонарушение, проступок, преступление, нарушение  обязательства.

     Нарушение налогового законодательства может служить основанием для привлечения физического или юридического лица к различным видам правовой ответственности.

     Существует  целый комплекс правовых актов, устанавливающих  финансово-правовую, административную, уголовную и дисциплинарную ответственность за нарушение законодательства в сфере налогообложения.

     К ним, прежде всего, можно отнести:

     -  Налоговый кодекс РФ;

     - Кодекс об административных правонарушениях  РФ;

     - Уголовный кодекс РФ;

     -  Таможенный кодекс РФ.

     Единственным  фактическим основанием налоговой ответственности является налоговое правонарушение.

     Важным  принципиальным моментом для налогоплательщиков, правоприменительной практики и  в целом налоговой системы  является закрепление в Налоговом  кодексе РФ понятия налогового правонарушения.

     Понятие налогового правонарушения было выработано и в теории финансового права, сущность которого сводилась к тому, что налоговое правонарушение –  это противоправное, виновное действие (бездействие), которым не исполняются  или не надлежащим образом исполняются обязанности, нарушаются права и законные интересы участников налоговых отношений, и за которое установлена юридическая ответственность.

Информация о работе Проблемы применения ответственности за нарушение налогового законодательства