Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:59, реферат
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Финансовому праву".
60. Валютные операции нерезидентов.
Закон РФ «О банках и банковской деятельности» делит субъектов валютных правоотношений на 2 категории: резиденты – физ лица, имеющие постоянное место жительства РФ и юр лица, созданные в соответствии с законодательством РФ с местонахождением в РФ; нерезиденты – физ лица, имеющие ПМЖ за пределами РФ и юр лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных гос-в с местонахождением за пределами РФ. Обязательной принадлежностью любого юр или физ лица, осуществляющих валютные операции, является наличие счета в иностранной валюте, кот орый может быть открыт только в уполномоченном банке на территории РФ и только с разрешения ЦБ РФ и в установленном им порядке. Для открытия счета резиденту – юр лицу необходимо представить в банк: 1) заявление на открытие счета 2) нотариально заверенную копию документов о госрегистрации юр лица, копии учредительных документов 3) справку ГНИ о постановке на учет 4) нотариально заверенную карточку с образцами подписей и оттиском печати. В настоящее время резидентам открываются вал счета 2 категорий: а) текущий вал счет – открывается и ведется тольео в тех ино валютах, в которых могут осуществляться международные расчеты. Б) транзитный вал счет, который является распределительным, т.е. предназначен только для операций по осуществлению обязательной продажи части валютной выручки. Особый порядок открытия и режим ведения установлен для счетов нерезидентов в российской валюте и закреплен в Инструкции ЦБР «О порядке открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в валюте РФ»: - нерезиденты открывают счета в валюте РФ только на свое имя либо от имени и по поручению своих учредителей; - расчеты по рублевым счетам нерезидентов осуществляются в соответствии с действующими правилами безнал расчетов в РФ; - все рублевые счета открываются в следующем порядке: предприятия, организации-нерезиденты для открытия счета должны представить документы: а) легализованные в посольстве РФ копии документов, определяющие юр статус нерезидента (копии учредительных документов, выписка из торгового реестра). Для представительств и филиалов – документ подтверждающий согласование вопроса о размещении; б) нотариально-заверенную карточку с образцами подписей, уполномоченных распоряжаться счетом, и оттиском печати; в) справку нал органа о постановке на учет в качестве налогоплательщика; г) легализованную копию разрешения национального (центрального) банка. Фиц лицо-нерезидент обязано при личной явке предъявить паспорт и представить документы: справку нал органа о постановке на учет и нотариальнозаверенную карточку с образцом подписи.
Рублевые счета типа «Т» («текущие») открываются нерезидентам для обслуживания их экспортно-импортных операций, а также для целей содержания в РФ их представительств и филиалов. На эти счета могут зачисляться средства, полученные от реализации товаров-услуг, покупки их за иновалюту на внутреннем рынке, полученных кредитов; средства от неторговых операций, депозитных операций. Рублевые счета типа «И» («инвестиционные») открываются на имя предприятий, организаций, банков, междунар организаций, а также физ лиц для осуществления инвестиционной деятельности в РФ. Нерезидент вправе иметь только 1 счет типа «И» в отличии от счета типа «Т», кот может быть несколько. Источники средств, за счет кот открываются счета типа «И», связаны с инвестиционной деятельностью, приватизацией, операциями с фондовыми ценностями. Средства данных счетов не допускается использовать для кредитных операций, их нельзя переводить на все иные руьлевые счета др нерезидентов, размещать в банковские депозиты, нельзя снимать наличные деньги и %% по остатку средств не начисляются. Рублевые счета физ лиц-нерезидентов – открываются для физ лиц-нерезидентов и предназначены для зачисления личных доходов в рублях и оплаты текущих рублевых расходов.
61. Понятие и
содержание валютного
Валютное регулирование — это деятельность государственных органов, направленная на регламентирование порядка совершения валютных операций.
Государство вообще и Российская Федерация в частности регулируют валютные отношения с учетом экономических задач государства. Для Российской Федерации с момента провозглашения ее суверенитета (1990 год) характерна политика либерализации в регулировании валютных отношений. Отменена существовавшая в годы советской власти государственная монополия на валюту и на часть валютных ценностей и на операции с ними. Разрешен, хотя и под контролем государства, вывоз из страны валюты и ряда валютных ценностей. Допускается в известных пределах обращение на территории страны иностранной валюты в качестве платежного средства.
Валютное правовое регулирование осуществляется ла двух уровнях: нормативном и индивидуальном.
Нормативно-правовое регулирование состоит в создании (разработке и утверждении) правовых норм, объектом которых являются общественные отношения, связанные с валютой. Индивидуально-правовое регулирование — это применение правовых норм к конкретным жизненным обстоятельствам, что « влечет за собой возникновение, изменение и прекращение конкретных валютных правоотношений.
Основы организации
и осуществления валютного
В соответствии с Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» основным органом валютного регулирования является Центральный банк России. В этих целях Центральный банк: а) определяет сферу и порядок обращения в Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте; б) издает нормативные акты, обязательные к исполнению в Российской Федерации резидентами и нерезидентами; в) проводит все виды валютных операций; г) устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами в Российской Федерации операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами в Российской Федерации операций с валютой Российской Федерации и ценными бумагами в валюте Российской Федерации; и пр.
Указанный Закон закрепляет статус всех субъектов валютных отношений, в том числе резидентов и нерезидентов. Резиденты— это: а) физические лица, имеющие постоянное местожительство в Российской Федерации, в том числе временно находящиеся за пределами Российской Федерации; б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, с местонахождением в Российской Федерации;
в) предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, с местонахождением в Российской Федерации; и т.п.
Нерезидентами являются: а) физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами Российской Федерации, в том числе временно находящиеся в Российской Федерации; б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации; и т.п.
62. Валютный контроль.
Валютный контроль — деятельность государства, направленная на обеспечение валютного законодательства при осуществлении валютных операций.
Валютный контроль
является частью, видом финансового
кпн-пзоля. Поэтому валютному контролю
присущи все общие черты
Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» (ст. 12) закреплены полномочия органов и агентов валютного контроля. Указанные органы: 1) издают в пределах своей компетенции нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации; 2) определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов. А) осуществляют контроль за проводимыми в Российской Федерации резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими актов органов валютного контроля, б) проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в Российской Федерации.
Валютный контроль осуществляет также Государственный таможенный комитет Российской Федерации. В соответствии со ст. 198 Таможенного кодекса Российской Федерации» Государственный таможенный комитет — орган валютного контроля, а иные таможенные органы — агенты валютного контроля, подотчетные этому Государственному комитету.
63. Ответственность
за нарушение валютного
За нарушение валютного законодательства, в зависимости от содержания правонарушения, устанавливается уголовная, административная или гражданско-правовая ответственность.
Вопросы ответственности
за нарушение валютного
Так, в соответствии с нормами финансового права за нарушения может быть:
а) взыскания
в доход государства всего полученного
по недействительным сделкам;
б) взыскания в доход государства необоснованно
приобретенного не по сделке, а в результате
незаконных действий.
При повторном
нарушении вышеуказанных
а) взыскания в доход государства вышеуказанных
сумм, а также штрафов в пределах пятикратного
размера этих сумм, осуществляемого Центральным
банком Российской Федерации в соответствии
с законами Российской Федерации;
б) приостановления действия или лишения
резидентов, включая уполномоченные банки,
или нерезидентов выданных органами валютного
контроля лицензий и разрешений;
в) других санкций, установленных законодательством
Российской Федерации
III. По действующему уголовному законодательству уголовно наказуемыми являются:
а) легализация (отмывание) денежных средств,
приобретенных незаконным путем;
б) незаконное получение кредита;
в) злостное уклонение от погашения кредиторской
задолженности;
г) злоупотребления при выпуске ценных
бумаг (эмиссии);
д) изготовление или сбыт поддельных денег
или ценных бумаг;
е) изготовление или сбыт поддельных кредитных
либо расчетных карт и иных платежных
документов;
ж) незаконный оборот драгоценных металлов,
природных драгоценных камней или жемчуга;
з) нарушение правил сдачи государству
драгоценных металлов и драгоценных камней;
и) невозвращение из-за границы средств
в иностранной валюте.
64. Понятие и признаки налога.
Налоговое право как один из разделов финансового права становится крупнейшей составной частью этой отрасли права с перспективой дальнейшего развития.
Налоги — один из древнейших финансовых институтов: они возникли вместе с появлением государства и использовались им как основной~йсточник_средств для содержания органов госу-дарственной власти и материального обеспечения выполнения ими своих функций. Современные государства для пополнения своей казшЛ ис-пользуют и другие виды_поступлен11и_и_платежеи. Но^а первое место среди них по своему значению и объему выступают налоги.
Налоги — это обязательные и по юридической форме индивидуально безвозмездные платежи юридических и физических лиц, установленные органами государственной власти для зачисления в государственную бюджетную систему (или в указанных случаях — внебюджетные целевые фонды) с определением их размеров и сроков уплаты. Какова же роль налогов в обществе и государстве? Основная роль налогов —фискальная (от лат. Fiscus —государственная казна), соответственно чему они используются как источник доходов государственной казны, предназначенной для удовлетворения интересов общества и государства. Вместе с тем в налогах заложены большие возможности по регулированию социально-экономических процессов в стране со стороны государства. При умелом использовании они могут быть сильным регулирующим механизмом в системе социального управления. (регулирования производства, регулирование потребления, регулирования доходов населения). Помимо рассмотренных функций налогам свойственна и функция контроля. В ходе налогообложения со стороны' государ-сТВУ^проводится контроль за финансово-хозяйственной же-тельностью предприятий, организаций, учреждений, за получе-ниемдоходов_гражданами^ источниками дтиу доходов, за ис-пользованием имущества, в том числе земли. « Учет всех этих функций налогов только в совокупности может обеспечить успешную налоговую политику, сделает налоги эффективным механизмом воздействия на экономику страны
Основные новшества в этой области заключаются в следующем.
1. Налоговый
метод стал основным в
2. Унификация
системы налогов в отношении
предприятий независимо от
3. Разграничение налогов по трем уровням — на федеральные; налоги республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований; местные. Они закрепляются за соответствующими бюджетами, представляя их самостоятельную финансовую базу.