Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:59, реферат
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Финансовому праву".
Налоговый Кодекс РФ уточнил состав участников налоговый правоотношений, а также содержание их прав и обязанностей.
Так, помимо налогоплательщиков, названы налоговые агенты и сборщики налогов (ст. 24 и 25). Налоговые агенты – это лица, на которые возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов (в частности, предприятия и учреждения в отношении налогов из заработной платы работников). Сборщики налогов – госорганы, ОМСУ, другие уполномоченные органы и должностные лица, осуществляющие приём от налогоплательщиков средств в уплату налогов и перечислению их в бюджет. Кроме того, кодекс ввел в круг возможных участников налоговых правоотношений «представителя налогоплательщика».
73. Права налогоплательщиков как субъектов налоговых правоотношений.
Налогоплательщики имеют следующие права, которые направлены на то, чтобы обеспечить им возможность защиты своих прав и интересов:
— представлять документы, подтверждающие право на льготы по налогам;
— пользоваться льготами по уплате налогов на основании и в порядке, установленном законодательными актами;
— знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами;
— представлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов и по актам проведенных проверок;
— в установленном законом порядке обжаловать решения налоговых органов и действия их должностных лиц и другие права, установленные законодательными актами.
Неисполнение
налогоплательщиками своих
Взыскание недоимки по налогам и другим обязательным платежам, а также сумм штрафов и иных санкций производится в бесспорном порядке — с юридических лиц, в судебном — с физических лиц. Срок исковой давности по взысканию налогов с физических лиц составляет три года, бесспорный порядок взыскания недоимок с юридических лиц может быть применен в течение шести лет. При этом взыскание недоимки с юридических и физических лиц обращается на их доходы, а в случае отсутствия таковых — на имущество.
Анализируя
предусмотренные законодательст
нарушителей налогового законодательства. Характерен также переход санкций, применяемых к должностным лицам и гражданам, в соответствующих случаях в размерах, кратных установленной законодательством минимальной заработной плате. Применение санкции к налогоплательщикам — юридическим лицам сопровождается в соответствующих случаях и ответственностью должностных лиц.
74. Обязанности
налогоплательщиков как
Налогоплательщики обязаны:
— уплачивать налоги своевременно и в полном объеме;
— вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая их сохранность не менее пяти лет;
— представлять налоговым органам необходимые для исчис-•ления и уплаты налогов документы и сведения;
— вносить исправления в бухгалтерскую отчетность в размере суммы сокрытого дохода, выявленного проверками налоговых органов;
— в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, произведенной налоговым органом, представлять письменные пояснения мотивов отказа от подписания этого акта;
— выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах;
— в случае ликвидации (реорганизации) юридического лица по решению собственника (органа, им уполномоченного) либо по решению суда сообщать налоговым органам в 10-дневный срок о принятом решении по ликвидации (реорганизации) и др.
Обязанности налогоплательщика возникают при наличии у него объекта налогообложения и по основаниям, установленным законодательными актами. Закон закрепляет факты, обусловливающие прекращение обязанностей по уплате налога. Для физических лиц это — уплата налога, отмена налога, смерть налогоплательщика при невозможности произвести уплату налога без его личного участия, если иное не установлено законодательными актами.
Условиями прекращения таких обязанностей для юридического лица являются: уплата налога или отмена налога. Невозможность уплаты налога юридическим лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, является основанием для признания этого лица в установленном законом порядке банкротом. Если юридическое лицо ликвидируется в судебном порядке или по решению собственника, то обязанность уплаты недоимки по налогу возлагается на ликвидационную комиссию.
75. Права и
обязанности налоговых органов
как субъектов налоговых
Обязанности налоговых органов закреплены в Законе о государственной налоговой службе и Законе об основах налоговой системы в Российской Федерации и состоят в следующем:
— обеспечении
поступления налогов в
— ведении учета налогоплательщиков. Банки и другие кредитные учреждения открывают расчетные, иные счета налогоплательщикам только при предъявлении теми документа, подтверждающего постановку на учет в налоговом органе, и в пятидневный срок сообщают в этот орган об открытии указанных счетов;
— охране коммерческой тайны, тайны сведений о вкладах физических лиц;
— возмещении в установленном порядке ущерба (включая упущенную выгоду), причиненного налогоплательщикам вследствие ненадлежащего осуществления налоговыми органами и их сотрудниками возложенных на них обязанностей.
Для реализации возложенных на них обязанностей налоговым органам и их должностным, лицам предоставлены соответствующие права.
Налоговые органы вправе:
а) возбуждать ходатайства о запрещении заниматься предпринимательской деятельностью;
б) предъявлять в суд или арбитражный суд иски: о ликвидации предприятий; о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам; о взыскании неосновательно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий; о признании
регистрации предприятия недействительной в случае нарушения установленного порядка создания предприятия или несоответствия учредительных документов требованиям законодательства и взыскании доходов, полученных этим предприятием, а также другие права, предусмотренные законодательством.
Законодательство устанавливает права должностных лиц налоговых органов, в основном контролирующего характера:
проверять документы, связанные с исчислением и уплатой налогов; обследовать производственные, складские помещения налогоплательщика; получать без оплаты от всех юридических лиц данные, необходимые для исчисления налоговых платежей налогоплательщика.
Кроме того, должностные лица налоговых органов вправе применять меры пресечения:
— приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках и других кредитных учреждениях в случаях непредставления в налоговый орган документов, связанных с исчислением или уплатой налогов;
— изымать у налогоплательщиков документы, свидетельствующие о сокрытии или занижении дохода (прибыли) или о сокрытии иных объектов от налогообложения, с одновременным производством осмотра документов и фиксацией их содержания.
К правам должностных
лиц налоговых органов отнесено
также наложение
76. Обязанности
банков как субъектов
В Законе РФ об
основах налоговой системы
Банки, кредитные учреждения, биржи и иные предприятия обязаны представлять соответствующим налоговым органам
данные о
финансово-хозяйственных
Законодатель уделяет особое внимание обеспечению своевременного перечисления налоговых платежей в казну, устанавлижен меры взыскания за правонарушения в данной области.
Банкам и
кредитным учреждениям
С банка взыскивается пеня в размере 0,2% с неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки при неисполнении (задержке) им поручения налогоплательщика по вине банка». Взыскание пени не освобождает банк от других видов ответственности.
Установлена ответственность и за несвоевременное удержание и перечисление предприятиями подоходного налога с физических лиц с выплачиваемых им доходов. Руководители предприятий в этом случае несут ответственность в виде штрафа в размере пятикратной минимальной месячной оплаты труда.
Рассмотренные санкции обеспечивают интересы государства. Интересы налогоплательщиков подлежат защите в судебном или административном порядке.
77. Система налогов и сборов РФ.
Немалое число
налогов установлено
Упомянутые платежи отличаются от налогов в собственном смысле слова. В определенной мере часть из них носит возмездный характер: они являются платой или за услуги, предоставляемые государством (например, государственная пошлина), или платой за получение разрешения на какую-то деятельность и т. Д. Такие платежи носят обычно разовый характер. Надагам же в отличие от них свойственна регулярность уплаты, при наличии у налогоплательщика установленного законодательством объекта обложения (имущества, дохода и т. П.) налоги подлежат систематическому внесению в казну в предусмотренныё сроки.
Учитывая общие
черты рассматриваемых
Объединение налоговых платежей в систему предполагает возможность их классификации, позволяющей лучше уяснить сущность этой категории. Оснований для классификации может быть несколько.
По субъектам (плательщикам) можно выделить налоги с юридических лиц и налоги с физических лиц. К той и другой группе относятся' налоги разного территориального уровня. К первой группе относятся налоги на добавленную стоимость, на прибыль, акцизы и др. Ко второй — подоходный налог, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, и ряд других.
В зависимости от характера использования налоги могут быть общего значения и целевыми. Налоги общего значения, зачисляются в бюджет соответствующего уровня как общий денежный фонд соответствующей территории и используются при исполнении бюджета без привязки к конкретным мероприятиям. Целевые налоги зачисляются во внебюджетные целевые фонды или выделяются в бюджете отдельной строкой для целевого использования (как, в частности, земельный налог).
Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федера-ции»^ввел также подразделение налогов на три вида в зависимости от их территориального уровня-, федеральные налоги-налоги субъектов Российской Федерации — республик в ее составе, краев, областей, автономной области, автономных округов; местные налоги. К федеральным налогам отнесены: — налог на добавленную стоимость; — акцизы на отдельные группы и виды товаров; — налог на доходы банков; и пр.
Другая часть налогов, иных платежей (государственная пошлина, гербовый сбор, налог, переходящий в порядке наследования и дарения) предназначена для зачисления в местные бюджеты.
Самая многочисленная группа – местные налоги и сбоы Среди них: — налог на имущество физических лиц; — земельный налог; — налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне; — налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техжен и персональных компьютеров; и пр.
78. Понятие и виды федеральных налогов и сборов.
Налоги и сборы – это обязательные и по юридической форме индивидуально безвозмездные платежи организаций и физических лиц, установленные в пределах своей компетенции представительными органами государственной власти или местного самоуправления для зачисления в бюджетную систему (или внебюджетные государственные и муниципальные целевые фонды) с определением их размеров и сроков уплаты.
Федеральными признаются налоги с сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом и обязательные к уплате на всей территории РФ.
К федеральным налогам и сборам относятся: 1) Налог на добавленную стоимость. 2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья. 3) налог на прибыль (доход) организаций. 4) налог на доходы от капитала. 5) подоходный налог с физических лиц. 6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды. 7) государственная пошлина. 8) таможенная пошлина и таможенные сборы. 9) налог на пользование недрами. 10) налог на воспроизводство минерально-сыръевой базы. 11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов. 12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами. 13) лесной налог. 14) водный налог. 15) экологический налог. 16) федеральные лицензионные сборы.