Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 15:16, курсовая работа
Цель курсовой работы - исследование закономерностей формирования и развития российской системы налогообложения и разработка предложений по ее совершенствованию с учетом современных тенденций усиления влияния институциональных факторов рыночной экономики на эффективность действия налоговых инструментов. Задачи:
1) исследование и дальнейшая разработка теории налога и сущности налогообложения в процессе изменения экономических, социальных и политических условиях России;
2) оценка содержания основных понятий, связанных с теорией налогообложения, выявление их воздействия на формирование законодательства о налогах и сборах;
3) определение закономерностей налогообложения физических лиц и разработка мер, направленных на усиление регулирующей функции налога на доходы физических лиц;
Введение
1. Налогообложение - один из важнейших факторов развития современной рыночной экономики.
1.1 Функции налогов.
1.2 Структура действующей налоговой системы Российской Федерации.
2. Основные налоги, собираемые на территории Российской Федерации.
2.1 Подоходный налог с физических лиц.
2.2 Налог на прибыль предприятий и организаций
2.3 Налог на добавленную стоимость.
2.4 Единый социальный налог
3. Критический анализ законодательства
3.1 Анализ десяти изменений части первой Налогового кодекса Российской Федерации.
Заключение
Список литературы.
33
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Налогообложение - один из важнейших факторов развития современной рыночной экономики……………………………………………..……
1.1 Функции налогов………………………………………..…………….
1.2 Структура действующей налоговой системы Российской Федерации.....................
2. Основные налоги, собираемые на территории Российской Федерации…13
2.1 Подоходный налог с физических лиц……………………………….13
2.2 Налог на прибыль предприятий и организаций…………………..15
2.3 Налог на добавленную стоимость………………………….……….17
2.4 Единый социальный налог…………………………………………..19
3. Критический анализ законодательства……………………………..…
3.1 Анализ десяти изменений части первой Налогового кодекса Российской Федерации…………………………………………………..
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Темой моей курсовой работы является «Современная Российская система налогообложения. Критический анализ законодательства». Современная система налогообложения сложилась под влиянием сложного и противоречивого процесса развития взаимоотношений государства с хозяйствующими субъектами и населением в результате использования накопленного опыта исчисления и взимания налогов. Этот опыт достаточно велик. Основные теоретические исследования экономического назначения и сущности налогов, их места в экономической системе общества относятся еще к 18-му веку. С развитием общественных отношений изменяются и совершенствуются теоретические воззрения на налогообложение, меняются акценты в применении тех или иных методологий и методов налогообложения, происходит адаптация теории и практики налогообложения к конкретной экономической ситуации каждой страны.
В результате генезиса и развития современной налоговой системы Российской Федерации происходит постепенное формирование налоговой системы во многом схожей с налоговыми системами ведущих зарубежных стран с развитой рыночной экономикой. В тоже время, стратегические интересы развития российской экономики требуют поддержки отечественных товаропроизводителей для повышения их конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынках. Только рост экономического потенциала хозяйствующих субъектов может дать как повышение производственного и частного потребления, так и увеличение и расширение объектов налогообложения, а, значит, и удовлетворение общественного потребления. Поэтому, наряду с общепринятыми технологиями налогообложения целесообразно развивать отечественные, основанные на учете специфики экономического, социального и политического развития России.
В налогообложении, как нигде, сталкиваются интересы государства и налогоплательщика, которые особенно поляризуются в условиях экономических кризисов, бюджетных дефицитов и снижения жизненного уровня населения. Однако даже при крайних противоречиях их неправильно относить к антагонистическим, ибо наличие государства, финансирующего создание общественного товара, является объективной, хотя и не всеми осознанной, потребностью каждого члена общества.
Цель курсовой работы - исследование закономерностей формирования и развития российской системы налогообложения и разработка предложений по ее совершенствованию с учетом современных тенденций усиления влияния институциональных факторов рыночной экономики на эффективность действия налоговых инструментов. Задачи:
1) исследование и дальнейшая разработка теории налога и сущности налогообложения в процессе изменения экономических, социальных и политических условиях России;
2) оценка содержания основных понятий, связанных с теорией налогообложения, выявление их воздействия на формирование законодательства о налогах и сборах;
3) определение закономерностей налогообложения физических лиц и разработка мер, направленных на усиление регулирующей функции налога на доходы физических лиц;
Предметом курсовой работы - выступают
закономерности развития налоговых отношений, возникающих между налогоплательщиком и государством в процессе развития системы налогообложения РФ.
Объектом – является отечественная теория и практика налогообложения и налогового регулирования, а также современный опыт функционирования основных налогов России.
Значительный вклад в развитие теории и практики налогообложения внесли такие отечественные и зарубежные ученые, как: И.М. Кулишер, А.А. Соколов, А.А. Тривус, Л.В. Ходский, А.В. Брызгалин, Э.А. Вознесенский, И.А. Горский, В.В. Гусев, А.З. Дадашев, Л.А. Дробозина, О.Г. и другие авторы.
Курсовая работа имеет следующую структуру:
Введение
1. Налогообложение - один из важнейших факторов развития современной рыночной экономики.
1.1 Функции налогов.
1.2 Структура действующей налоговой системы Российской Федерации.
2. Основные налоги, собираемые на территории Российской Федерации.
2.1 Подоходный налог с физических лиц.
2.2 Налог на прибыль предприятий и организаций
2.3 Налог на добавленную стоимость.
2.4 Единый социальный налог
3. Критический анализ законодательства
3.1 Анализ десяти изменений части первой Налогового кодекса Российской Федерации.
Заключение
Список литературы.
Объём курсовой работы составил 34 листа.
1. Налогообложение - один из важнейших факторов развития современной рыночной экономики.
Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия(1).
1.1. Функции налогов.
Налоги как стоимостная категория имеют свои отличительные признаки и функции, которые выявляют их социально-экономическую сущность и назначение. Развитие налоговых систем исторически определили три основные его функции - фискальную, стимулирующую и регулирующую. В настоящее время налоговой системе России присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию заложенного в налоге стимулирующего и регулирующего начала. Суть фискальной функции заключается в обеспечении поступления необходимых средств в бюджеты
______________________________
(1) Дубов В. В. Действующая налоговая система и пути её совершенствования./ Финансы. - 2009. С. 22-24.
разных уровней для покрытия государственных расходов. Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, в первую очередь расходов государства. Однако это не означает, что стимулирующая и регулирующая функции менее важны.
Выполнение регулирующей и стимулирующей функций достигается путём участия государства в воспроизводственном процессе, но не в форме прямого директивного вмешательства, а путём управления потоками инвестиций в отдельные отрасли, усиления или ослабления процессов накопления капитала в различных сферах экономики, расширения или уменьшения платёжеспособного спроса населения. Однако между стимулирующей и регулирующей функциями налогов есть различия. Если регулирующее действие ориентировано на отраслевой и народнохозяйственный уровень, т.е. на макроэкономические процессы и пропорции, то стимулирующая роль более приближена к микроэкономике и учитывает интересы конкретного хозяйствующего субъекта. Регулирующая и стимулирующая роль налогов проявляется путём влияния на спрос и предложение, инвестиции и сбережения, масштабы и темпы роста производства в целом и отдельных отраслях экономики. Это воздействие достигается через изменения размеров ставок налогов, применение льгот и санкций, налоговых кредитов и отсрочек платежей, а также другие(1).
1.2 Структура действующей налоговой системы
Российской Федерации.
Законом “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” впервые в России вводится трехуровневая система налогообложения. Налоги и сборы были подразделены на федеральные, региональные и местные.
Федеральные налоги взимаются по всей территории России. В
______________________________
(1) Химичева Н.И. Под ред. Финансовое право. Учебник. Издание 2-ое, перераб. С. 67
настоящее время к федеральным относятся следующие налоги:а) налог на добавленную стоимость;
б) акцизы на отдельные группы и виды товаров;
в) налог на доходы банков;
г) налог на доходы от страховой деятельности;
д) налог от биржевой деятельности;
е) налог на операции с ценными бумагами;
ж) таможенные пошлины;
з) отчисления из производства материально-сырьевой базы, зачисляемые в специальный внебюджетный фонд РФ;
и) платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный бюджет, в республиканский бюджет республик в составе РФ, в краевые, областные бюджеты краёв, областей, обл. бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и районные бюджеты районов в порядке и на условиях, предусматриваемых законодательными актами РФ;
к) гербовый сбор;
л) государственная пошлина;
м) налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;
н) сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образовываемых на их основе слов и словосочетаний;
о) налог на покупку иностранных денежных знаков и платёжных документов, выраженных в иностранной валюте(1).
Налоги республик в составе РФ и налоги краёв, областей, автономных областей, автономных округов. К этим налогам относятся:
а) местный доход;
______________________________
(1) Налоговый кодекс Российской Федерации – Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2009. – С. 145
б) плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем;
в) республиканские платежи за пользование природными ресурсами.
К местным относятся следующие налоги:
а) налог на имущество предприятий;
б) налог на имущество физических лиц. Сумма платежей по налогу зачисляется в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения;
в) земельный налог.
г) регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, сумма сбора зачисляется в бюджет по месту их регистрации;
д) налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;
е) курортный сбор;
ж) сбор за право торговли: сбор устанавливается районными, городскими (без районного деления), районными (в городе), коллективными, сельскими органами исполнительной власти. Сбор уплачивается путём приобретения разового талона или временного патента, и полностью зачисляются в соответствующий бюджет;
з) целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций, независимо от их организационно - правовых форм, на содержание милиции, на благоустройство территорий и другие цели.
Законом минимальной месячной оплаты для физического лица, а для юридического лица - размера 1% от годового фонда заработной платы, рассчитанного, исходя из установленного Законом размера минимальной месячной оплаты труда. Ставки в городах и районах устанавливаются соответствующими органами государственной власти, а в посёлках и сельских населённых пунктах на собраниях и сходах жителей;
и) налог на рекламу: уплачивают юридические и физические лица, рекламирующие свою продукцию по ставке, не превышающей 5% стоимости услуг по рекламе;
к) налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров. Налог устанавливают юридические и физические лица, перепродающие указанные товары по ставке, не превышающей 10% суммы сделки;
л) лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями. Сбор вносят юридические и физические лица, реализующие винно-водочные изделия населению в размере: с юридических лиц - 50 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда год, с физических лиц - 20 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда в год. При торговле этими лицами с временных точек, обслуживающих вечера, балы, гуляния и другие мероприятия - половины установленного законом размера месячной оплаты труда за каждый день торговли;
м) лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей. Сбор вносят их устроители в размере, не превышающем 10% стоимости заявленных к аукциону товаров или суммы, на которую выпущены лотерейные билеты;
н) сбор за выдачу ордера на квартиру, сбор вносится физическими лицами при получении права на заселение отдельной квартиры, в размере, не превышающем 3/4 установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда в зависимости от общей площади и качества жилья;
о) сбор за парковку автотранспорта. Сбор вносят юридические и физические лица за парковку автомашин в специально оборудованных для этого местах в размере, установленном местными органами государственной власти;