Валютное регулирование в России: современная правовая регламентация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 00:18, реферат

Описание

Банковское регулирование как система норм государственно-властного характера, имеющее целью ограничение и упорядочение банковской деятельности, в любом обществе представлено в двух видах: пруденциального и валютного регулирования. Пруденциальное регулирование имеет своей целью обеспечение стабильного и надежного функционирования банковской системы государства в целом, а также защиту интересов вкладчиков. Эта цель достигается с помощью государственной регистрации банков и лицензирования банковской деятельности, установления экономических нормативов функционирования банков, а также осуществления банковского надзора, главным инструментом которого выступает применение мер воздействия (санкций) со стороны государства.

Работа состоит из  1 файл

Val_reg.doc

— 248.00 Кб (Скачать документ)

      Единовременный  вывоз из РФ физическими лицами-резидентами  и физическими лицами-нерезидентами  наличной иностранной валюты и (или) валюты РФ в сумме, превышающей в  эквиваленте 10,000 долларов США, не допускается, за исключением случаев, когда такая валюта ранее была ввезена или переведена в РФ. При единовременном вывозе из РФ физическими лицами-резидентами и физическими лицами-нерезидентами дорожных чеков в сумме, превышающей в эквиваленте 10,000 долларов США, вывозимые дорожные чеки подлежат декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации (п. 3 ст. 15).

      При единовременном вывозе из РФ резидентами  и нерезидентами иностранной  валюты, валюты РФ, дорожных чеков, внешних  и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме вывозимые иностранная валюта, валюта РФ, дорожные чеки, внешние и (или) внутренние ценные бумаги в документарной форме подлежат декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации (п. 4 ст. 15).

      В соответствии с п. 5 Письма ФТС РФ № 01-06/25300 «О порядке перемещения  валюты и ценных бумаг» от 26 июля 2005 г.27, которое полностью воспроизводит нормы ст. 15 Закона, специально предусматривается, что пересылка иностранной валюты и (или) валюты РФ в РФ не является основанием для ее последующего вывоза с территории РФ при вывозе указанной валюты сверх норм, установленных в п. 3 ст. 15 Закона. Таким образом, основаниями для последующего вывоза иностранной валюты и (или) валюты РФ с территории РФ сверх обозначенных в Законе пределов являются ранее состоявшиеся их ввоз или перевод в Россию, но никак не пересылка.

      В соответствии с Письмом ГТК РФ № 01-06/21948 «О ввозе и вывозе валюты и ценных бумаг» от 17 июня 2004 г. в  редакции от 01 октября 2004 г.28 единовременно вывозимая из РФ юридическими лицами (резидентами и нерезидентами) иностранная валюта и внешние ценные бумаги в документарной форме подлежат декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации. Физические лица (резиденты и нерезиденты) имеют право вывозить из РФ внешние ценные бумаги в документарной форме, ранее ввезенные, пересланные в РФ в пределах, указанных в пассажирской таможенной декларации или ином документе, подтверждающем их ввоз, пересылку в РФ. Вывозимые из РФ физическими лицами ранее ввезенные, пересланные в РФ внешние ценные бумаги в документарной форме не подлежат обязательному письменному декларированию.

      При декларировании в устной форме документы, подтверждающие ввоз, пересылку указанных  ценных бумаг в РФ на основании п. 12 Положения «О порядке таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами для личного пользования», утвержденного Постановлением Правительства РФ № 715 от 27 ноября 2003 г.29, должны быть представлены уполномоченному должностному лицу таможенного органа по его требованию. При этом на основании п. 13 Инструкции «О порядке заполнения пассажирской таможенной декларации», утвержденной Приказом ГТК РФ № 590 от 19 мая  2004 г.30, при принятии пассажирской таможенной декларации, оформленной при ввозе внешних ценных бумаг в документарной форме в РФ, должностное лицо таможенного органа проставляет оттиск личной номерной печати на дате заполнения декларации, указанной декларантом. После проверки таможенной декларации уполномоченное должностное лицо таможенного органа делает запись о выпуске ценных бумаг в графе «Для служебных отметок» на двух экземплярах пассажирской таможенной декларации, заверяет запись личной номерной печатью и вручает один экземпляр физическому лицу, перемещающему ценные бумаги.

      В связи с вышеизложенным необходимо дополнительно обратить внимание на п. 3 Письма ФТС РФ № 01-06/15085 «О перечне  товаров, подлежащих в соответствии с законодательством РФ декларированию в письменной форме» от 03 мая 2006 г.31, согласно которому обязательному письменному декларированию физическими лицами подлежат:

  • при единовременном ввозе в РФ наличная иностранная валюта и (или) валюта РФ, а также дорожные чеки, внешние и (или) внутренние ценные бумаги в документарной форме в сумме, превышающей в эквиваленте 10,000 долларов США;
  • при единовременном вывозе из РФ наличная иностранная валюта и (или) валюта РФ в сумме, превышающей в эквиваленте 3,000 долларов США;
  • при единовременном вывозе из РФ дорожные чеки в сумме, превышающей в эквиваленте 10,000 долларов США;
  • при единовременном вывозе из РФ внешние и (или) внутренние ценные бумаги в документарной форме, за исключением случаев вывоза из РФ ранее ввезенных или переведенных в РФ внешних и (или) внутренних ценных бумаг при представлении таможенной декларации или иного документа, подтверждающего их ввоз или перевод в РФ (п. 2-5). Наличная иностранная валюта и валюта РФ, а также внутренние и внешние ценные бумаги в документарной форме, перемещаемые юридическими лицами через таможенную границу РФ, подлежат декларированию в общем порядке на основании Главы 14 Таможенного кодекса РФ от 28 мая 2003 г. в редакции от 30 декабря 2006 г.32

      Российское  законодательство устанавливает запрет на пересылку наличной валюты РФ и  иностранной валюты во внутренних и  международных почтовых отправлениях33. Согласно ст. 22 (г) Федерального закона «О почтовой связи» от 17 июля 1999 г. в редакции от 22 августа 2004 г.34 и п. 17 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 221 от 15 апреля 2005 г.35 в почтовых отправлениях, пересылаемых в пределах РФ, запрещены к пересылке денежные знаки РФ и иностранная валюта (за исключением пересылаемых Банком России и его учреждениями). Аналогичное правило действует и в отношении международных почтовых отправлений.

      Операторы почтовой связи имеют право задерживать внутренние почтовые отправления, содержимое которых запрещено к пересылке, в месте их обнаружения. О факте обнаружения в почтовых отправлениях запрещенного к пересылке вложения и задержания этих почтовых отправлений операторы почтовой связи обязаны немедленно ставить в известность соответствующие органы, уполномоченные производить изъятие запрещенных к пересылке предметов. Об указанном факте в отношении международных почтовых отправлений операторы почтовой связи обязаны информировать в 10-дневный срок отправителя или адресата, за исключением случаев, когда по факту обнаружения указанных предметов правоохранительными органами принимается решение о проведении оперативно-розыскных мероприятий (п. 49 Правил).

      Важным представляется вопрос о переводах валюты РФ и иностранной валюты физическими лицами-резидентами из России за границу без открытия счета в уполномоченном банке. Согласно п. 1 Письма ЦБ РФ № 327-Т «О переводах денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов» от 23 ноября 1998 г.36 кредитные организации (за исключением небанковских кредитных организаций – организаций инкассации) вправе осуществлять операции по переводам денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов на основании выданных Банком России лицензий, предусматривающих в числе разрешенных банковских операций операцию по кассовому обслуживанию физических и/или юридических лиц.

      Согласно  п. 1 Указания ЦБ РФ № 1412-У «Об установлении суммы перевода физическим лицом-резидентом из РФ без открытия банковских счетов» от 30 марта 2004 г.37 Банк России установил, что при осуществлении валютных операций физическое лицо-резидент имеет право перевести из РФ без открытия банковского счета в уполномоченном банке иностранную валюту или валюту РФ в сумме, не превышающей в эквиваленте 5,000 долларов США, определяемой с использованием официальных курсов иностранных валют к рублю, установленных Банком России на дату поручения уполномоченному банку на осуществление указанного перевода. Общая сумма переводов физического лица-резидента из РФ без открытия банковского счета, осуществляемых через уполномоченный банк (филиал уполномоченного банка) в течение одного операционного дня, не должна превышать в эквиваленте 5,000 долларов США. 
 
 
 

V. Методы регулирования валютных операций банков 

      Ныне  действующая редакция Закона предусматривает  два метода регулирования валютных операций, применяемых Банком России как главным органом валютного  регулирования, которые носят экономико-административный характер и выражены в юридической форме предписаний. К таким методам регулирования относятся требование о репатриации резидентами иностранной валюты и валюты РФ и требование о совершении резидентами и нерезидентами валютных операций через банковские счета, открытые в уполномоченных банках. Рассмотрим данные методы валютного регулирования более подробно. 

    1. Требования  о репатриации  резидентами иностранной  валюты

                               и валюты РФ 

      При осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить:

      1) получение от нерезидентов на  свои банковские счета в уполномоченных  банках иностранной валюты или  валюты РФ, причитающейся в соответствии  с условиями указанных договоров  (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;

      2) возврат в РФ денежных средств,  уплаченных нерезидентам за неввезенные на таможенную территорию РФ (неполученные на таможенной территории РФ) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

      Резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту РФ в следующих случаях:

      1) при зачислении валютной выручки  на счета юридических лиц-резидентов  или третьих лиц в банках  за пределами территории РФ  – в целях исполнения обязательств юридических лиц-резидентов по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств – членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет;

      2) при оплате заказчиками (нерезидентами)  местных расходов резидентов, связанных  с сооружением резидентами объектов  на территориях иностранных государств, - на период строительства, по  окончании которого оставшиеся  средства подлежат переводу на  счета резидентов, открытые в уполномоченных банках;

      3) при использовании иностранной  валюты, получаемой резидентами  от проведения выставок, спортивных, культурных и иных аналогичных  мероприятий за пределами территории  РФ, для покрытия расходов по  их проведению – на период проведения этих мероприятий;

      4) при проведении зачета встречных  требований по обязательствам  между осуществляющими рыбный  промысел за пределами таможенной  территории РФ резидентами и  нерезидентами, оказывающими за  пределами таможенной территории  РФ услуги указанным резидентам по заключенным с ними агентским договорам (соглашениям), а также между транспортными организациями – резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами таможенной территории РФ услуги указанным резидентам по заключенным с ними договорам (соглашениям), а также при проведении зачета встречных требований по обязательствам между транспортными организациями-резидентами и нерезидентами в случае, если расчеты между ними осуществляются через специализированные расчетные организации, созданные международными организациями в области международных перевозок, членами которых являются такие транспортные организации-резиденты;

      5) при проведении зачета встречных  требований по обязательствам, вытекающим  из договоров перестрахования  или договоров по оказанию услуг, связанных с заключением и исполнением договоров перестрахования, между нерезидентом и резидентом, являющимися страховыми организациями или страховыми брокерами;

      6) при зачислении валютной выручки  на счета транспортных организаций-резидентов в банках за пределами территории РФ – в целях оплаты возникающих у таких транспортных организаций за пределами территории РФ расходов, связанных с оплатой аэронавигационных, аэропортовых, портовых сборов и иных обязательных сборов на территориях иностранных государств, расходов, связанных с обслуживанием находящихся за пределами территории РФ воздушных, речных, морских судов и иных транспортных средств таких транспортных организаций и их пассажиров, а также расходов для обеспечения деятельности находящихся за пределами территории РФ филиалов, представительств и иных подразделений таких транспортных организаций (п. 1 ст. 19 Закона). 

      
    1. Требование  о совершении резидентами  и          нерезидентами валютных операций через банковские счета, открытые в  уполномоченных банках
 

      На  территории России нерезиденты вправе открывать банковские счета/банковские вклады) в иностранной валюте и валюте РФ только в уполномоченных банках (п. 1 ст. 13 Закона). Резиденты вправе без ограничений открывать в уполномоченных банках банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте РФ (п. 1 ст. 14). Порядок открытия и ведения таких банковских счетов (банковских вкладов) устанавливает Банк России. Данное требование Закона нашло детальное отражение в Инструкции ЦБ РФ № 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)» от 14 сентября 2006 г.38, которая распространяется на порядок открытия и закрытия на территории России кредитными организациями и их филиалами банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам) юридических лиц, физических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также физических лиц, занимающихся частной практикой, как резидентов, так и нерезидентов, в иностранной валюте и валюте РФ.

      Открытие  клиентам банковских счетов, счетов по вкладу (депозиту) производится банками при условии наличия у клиента правоспособности (дееспособности). Основанием открытия банковского счета, счета по вкладу (депозиту) является заключение договора банковского счета, договора банковского вклада (депозита) и представление всех документов, определенных законодательством РФ. Открытие банковского счета, счета по вкладу (депозиту) завершается, а банковский счет, счет по вкладу (депозиту) является открытым с внесением записи об открытии в Книгу регистрации открытых счетов. Должностные лица банка проводят идентификацию клиента, а также проверяют у него наличие правоспособности (дееспособности). В случае если клиент действует в интересах выгодоприобретателя, должностные лица банка должны идентифицировать последнего. Основанием закрытия банковского счета, счета по вкладу (депозиту) является прекращение договора банковского счета, вклада (депозита). Закрытие банковского счета, счета по вкладу (депозиту) осуществляется внесением записи о закрытии соответствующего банковского счета, счета по вкладу (депозиту) в Книгу регистрации открытых счетов (п. 1.1. – 1.6. Инструкции ЦБ РФ № 28-И).

Информация о работе Валютное регулирование в России: современная правовая регламентация