Внебюджетные фонды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 16:12, реферат

Описание

Переход к рыночной экономике сопровождался формированием принципиально новой финансовой системы, важным звеном которой являлись и являются в настоящее время внебюджетные фонды государства - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федеральных, региональных органов власти или местных органов самоуправления и имеющих целевое назначение.

Содержание

Введение
3
1. Внебюджетные фонды как составная часть финансовой системы РФ
1.1. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов
4
1.2. Источники формирования внебюджетных фондов
5
1.3. Связи между внебюджетными фондами
6
2. Социальные внебюджетные фонды РФ
2.1. Пенсионный фонд (ПФР)
6
2.2. Фонд социального страхования (ФСС)
9
2.3. Государственный фонд занятости населения (ГФЗ)
11
2.4. Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС)
13
3. Экономические внебюджетные фонды РФ
3.1. Российский фонд технологического развития и отраслевые
внебюджетные фонды НИОКР
15
3.2. Государственный внебюджетный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы
16
3.3. Фонд инвестирования жилищного строительства
17
3.4. Дорожный фонд
17
Заключение
19
Список использованной литературы
20

Работа состоит из  1 файл

взносы во внебюджетные фонды(2).docx

— 51.85 Кб (Скачать документ)

Реферат: "Внебюджетные фонды"

Раздел: Рефераты по финансам

Содержание

Введение

3

1. Внебюджетные  фонды как составная часть  финансовой системы РФ

1.1. Социально-экономическая  сущность внебюджетных фондов

4

1.2. Источники  формирования внебюджетных фондов

5

1.3. Связи между  внебюджетными фондами

6

2. Социальные  внебюджетные фонды РФ

2.1. Пенсионный  фонд (ПФР)

6

2.2. Фонд социального  страхования (ФСС)

9

2.3. Государственный  фонд занятости населения (ГФЗ)

11

2.4. Фонд обязательного  медицинского страхования (ФОМС)

13

3. Экономические  внебюджетные фонды РФ

3.1. Российский  фонд технологического развития  и отраслевые

внебюджетные  фонды НИОКР

15

3.2. Государственный  внебюджетный фонд воспроизводства  минерально-сырьевой базы

16

3.3. Фонд инвестирования  жилищного строительства

17

3.4. Дорожный  фонд

17

Заключение

19

Список использованной литературы

20

Введение

Переход к рыночной экономике сопровождался формированием  принципиально новой финансовой системы, важным звеном которой являлись и являются в настоящее время  внебюджетные фонды государства - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в  распоряжении федеральных, региональных органов власти или местных органов  самоуправления и имеющих целевое  назначение.

Первоначально внебюджетные фонды появились в  виде специальных фондов или особых счетов задолго до возникновения  бюджета. Государственная власть с  расширением своей деятельности нуждалась во все новых расходах, требовавших средств для своего покрытия. Эти средства концентрировались  в особых фондах, предназначенных  для специальных целей. Такие  фонды носили, как правило, временный  характер. С выполнением государством намеченных мероприятий фонды заканчивали  свое существование. В связи с  этим количество фондов постоянно менялось.

С укреплением  централизованного государства  начинался период унификации специальных  фондов. На основе объединения различных  фондов был создан государственный  бюджет. В современных условиях наряду с бюджетом вновь повышается значение внебюджетных фондов.

Внебюджетные  фонды в финансовой системе России созданы в соответствии с Законом  РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в 
РСФСР" (от 10 октября 1991 г.). Главная причина их создания - необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками дохода.

Анализ направлений  и результатов деятельности внебюджетных фондов является актуальной задачей. Ее значение в настоящее время существенно  в связи с постоянным дефицитом  бюджета страны и необходимостью целенаправленного решения социальных проблем, финансируемых за счет этих фондов.

Поскольку плательщиками  взносов во внебюджетные фонды являются юридические и физические (предприниматели) лица, т.е. потребители социальных гарантий, то вопросы уплаты и распределения  денежных средств фондов касаются всех граждан России, и поэтому проявляется  их заинтересованность в оптимальном  функционировании системы внебюджетных фондов.

Политика внебюджетных фондов не может быть абсолютно независимой  к налогово-бюджетным (фискальным) мероприятиям. Колебания федерального бюджета  от его дефицита до образования излишков и обратно на долгосрочных временных  интервалах влияют на объем производства, занятость населения, уровень доходов, а, следовательно, на наполняемость  внебюджетных фондов. В свою очередь  денежные средства фондов выполняют  сглаживающую и стабилизирующую  роль при резких колебаниях в доходной части государственного бюджета, основанной на налоговых сборах.

Таким образом, очевидна целесообразность и необходимость  изучения и совершенствования способов образования, наполнения и перераспределения  средств государственных внебюджетных фондов РФ.

1. Внебюджетные  фонды как составная часть  финансовой системы РФ

1. Социально-экономическая  сущность внебюджетных фондов

Финансовая система  РФ включает следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный  кредит, фонды страхования, финансы  предприятий различных форм собственности (рис.1).

Рис.1

Внебюджетные  фонды - один из методов перераспределения  национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп  населения. 
Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения.

На основе Закона РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного планирования в РСФСР" от 10 октября 1991 года органы власти в  рамках законодательства РФ могут образовывать целевые внебюджетные фонды, обладающие правом самостоятельного юридического лица и независимые от бюджетов соответствующих  органов власти.

Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники  формирования, определяются порядок  и направленность использования  денежных средств.

Внебюджетные  фонды Внебюджетные фонды, являясь  составной частью финансовой системы  РФ, обладают рядом особенностей:

- запланированы  органами власти и управления  и имеют строгую целевую направленность;

- денежные средства  фондов используются для финансирования  государственных расходов, не включенных  в бюджет;

- формируются  в основном за счет обязательных  отчислений юридических и физических  лиц;

- страховые взносы  в фонды и взаимоотношения,  возникающие при их уплате, имеют  налоговую природу, тарифы взносов  устанавливаются государством и  являются обязательными;

- на отношения,  связанные с исчислением, уплатой  и взысканием взносов в фонды,  распространено большинство норм  и положений Закона РФ "Об  основах налоговой системы РФ";

- денежные ресурсы  фонда находятся в государственной  собственности, они не входят  в состав бюджетов, а также  других фондов и не подлежат  изъятию на какие-либо цели, прямо  не предусмотренные законом;

- расходование  средств из фондов осуществляется  по распоряжению 
Правительства или специально уполномоченного на то органа (Правление фонда).

Внебюджетные  фонды - форма использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в  бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности  строго в соответствии с целевыми назначениями фондов.

Решение об образовании  внебюджетных фондов принимает Федеральное  собрание РФ, а также государственные  представительные органы субъектов 
Федерации и местного самоуправления. Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое назначение.

Начиная с 1992 года в РФ, создано и действует большое  количество внебюджетных фондов. В  зависимости от уровня управления внебюджетные фонды подразделяются на государственные (федеральные) и региональные; по целевому назначению – на экономические и  социальные. Общее число федеральных  внебюджетных фондов в 1998 г. составило  около 40.

2. Источники  формирования внебюджетных фондов

Внебюджетные  фонды создаются двумя путями. Один путь - это выделение из бюджета  и финансирование определенных расходов, имеющих особо важное значение, другой - формирование внебюджетного фонда  с собственными источниками доходов  для использования в определенных целях.

Внебюджетные  фонды предназначены для целевого использования. Обычно в названии фонда  указана цель расходования средств.

Материальным  источником внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая  часть фондов создается в процессе перераспределения национального  дохода. Основные методы мобилизации  национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной  властью. 
Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных (местных) бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства, полученные фондом у ЦБ РФ или коммерческих банков. Кроме того, к доходам внебюджетных фондов относятся отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций и прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом (имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов).

3. Связи между  внебюджетными фондами

Разнообразие  внебюджетных фондов обусловливает  сложные многоступенчатые связи  между этими фондами и другими  звеньями финансовой системы. Различают  односторонние, двусторонние и многосторонние финансовые связи.

При односторонних  связях денежные средства идут в одном  направлении: от финансовых звеньев  к внебюджетному фонду. Такая  связь появляется при формировании фондов или использования ими  средств.

При двусторонних связях денежный поток движется между  внебюджетными фондами и другими  звеньями финансовой системы в двух направлениях. Так фонды социального  страхования образуются не только за счет страховых взносов, но и средств  центрального бюджета. Одновременно при  наличии активного сальдо они  приобретают государственные ценные бумаги и становятся кредитором бюджета.

При многосторонних связях один внебюджетный фонд одновременно приходит в соприкосновение с  разными финансовыми звеньями и  другими внебюджетными фондами, т.е. деньги движутся в разных направлениях между ними.

2. Социальные  внебюджетные фонды РФ

2.1. Пенсионный  фонд (ПФР)

ПФР образован  Постановлением Верховного Совета РСФСР  от 22 декабря 
1990 г. и введен в действие с 1 января 1992 г. Постановлением Верховного 
Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1.ПФР создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитными учреждением.

В основные задачи ПФР входят:

- целевой сбор  и аккумуляция страховых взносов,  а также финансирование расходов  в соответствии с назначением  ПФР;

- организация  работы по взысканию с работодателей  и граждан, виновных в причинении  вреда здоровью работников и  других граждан, сумм государственных  пенсий по инвалидности вследствие  трудового увечья, профессионального  заболевания или по случаю  потери кормильца;

- капитализация  средств ПФР, а также привлечение  в него добровольных взносов  (в том числе валютных ценностей)  физических и юридических лиц;

- контроль с  участием налоговых органов за  своевременным и полным поступлением  в ПФР страховых взносов, а  также за правильным и рациональным  расходованием его средств; межгосударственное  и международное сотрудничество  РФ по вопросам, относящимся к  компетенции ПФР, участие в  разработке и реализации в  установленном законом порядке  межгосударственных и международных  договоров и соглашений по  вопросам пенсий и пособий.

Информация о работе Внебюджетные фонды