Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 18:06, реферат
Недобросо¬вестная конкуренция – это любые направлен¬ные на приобретение преимуществ в предпринимательской дея¬тельности действия хозяйствующих субъектов, которые проти¬воречат Закону Республики Беларусь от 10 декабря 1992 г. № 2034-XІІ «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (в ред. от 4 января 2010 г. № 109-З), требованиям добросовестности и разумности и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.
2
План
Теоретический вопрос:
Понятие и формы недобросовестной конкуренции субъектов хозяйственной деятельности.
Задачи:
1. При заключении договора на ремонтные работы между ЧПУП «Ремонт» и ООО «Гарант» возникли разногласия по стоимости и другим условиям. Директор ЧПУП «Ремонт» обратился к юрисконсульту с вопросами: в каком порядке разрешаются возникшие разногласия, можно ли передать спор в суд и какими нормами закона следует при этом руководствоваться?
Дайте квалифицированный совет. Определите предмет договора строительного подряда. Какие условия должны содержать договор строительного подряда?
2. Между авиамоторным заводом «АВИА» в г.Могилеве и авиационным комплектующим предприятием Минский авиационный завод (г.Минск) было заключено соглашение о продажной цене авиационных двигателей и иных комплектующих авиационного транспорта по цене выше сложившейся на конкурентном рынке и о продаже авиационных двигателей, авиамоторным заводом «АВИА» только в пределах территории Республики Беларусь, а также были заключены соглашения с белорусским авиаперевозочным предприятием «БелТрансавиа» о стабильных хозяйственных связях на ближайший год по поставке и ремонту двигателей и комплектующих по ценам сложившимся на конкурентном рынке.
Определите, какие соглашения данных субъектов хозяйствования являются нарушающими антимонопольное законодательство и законодательство о недобросовестной конкуренции?
Список использованных источников
Теоретический вопрос:
Понятие и формы недобросовестной конкуренции субъектов хозяйственной деятельности.
Недобросовестная конкуренция – это любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат Закону Республики Беларусь от 10 декабря 1992 г. № 2034-XІІ «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (в ред. от 4 января 2010 г. № 109-З), требованиям добросовестности и разумности и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.
Данное в Законе «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» определение недобросовестной конкуренции, по мнению С.С. Лосева, представляется «неудачным, поскольку, во-первых, рассматривает недобросовестную конкуренцию только как действия, при этом требует, чтобы эти действия были направлены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности, и, во-вторых, называет условием признания действий хозяйствующего субъекта актом недобросовестной конкуренции не только их противоречие данному Закону, но еще и требованиям добросовестности и разумности» [15].
Тем не менее используемое белорусским законодателем понятие недобросовестной конкуренции содержит, что немаловажно, критерии, способные защитить права и законные интересы «потерпевших» субъектов, т.е. антиконкурентные действия могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации. Предлагаемое российскими учеными понятие недобросовестной конкуренции, на наш взгляд, более общее, поскольку она рассматривается как «противоправное и противоречащее обычаям делового оборота деяние при осуществлении предпринимательской деятельности, оказывающее негативное влияние на отношения между конкурентами – производителями (поставщиками, исполнителями), а также на их отношения с участием потребителей» [11].
Как отмечает Т.В. Кашанина, введение правил о недобросовестной конкуренции предстает как действие, обусловленное государственным вмешательством в область производственных отношений, но при этом государство преследует общую цель, выступая посредством норм публичного права «гарантом жизнеспособности» общества [12].
Недобросовестная конкуренция в Республике Беларусь не допускается (п.1 ст.1029 ГК). Не допускаются любые действия, направленные на ограничение или устранение конкуренции путем нарушения прав других хозяйствующих субъектов на свободную конкуренцию, а также нарушающие права и законные интересы потребителей.
Примерный перечень запрещенных действий, именуемых формами недобросовестной конкуренции, закреплен в ст. 1029 ГК. Данный перечень существенно уточнен ст. 14-2 Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», однако он также не является исчерпывающим.
В зависимости от содержания неправомерных методов, используемых для приобретения преимуществ в предпринимательской деятельности, указанные действия можно объединить в несколько групп.
Во-первых, актами недобросовестной конкуренции признаются все действия, способные вызвать смешение в отношении хозяйствующих субъектов, товаров или предпринимательской деятельности конкурентов (п.1 ст. 14-2 Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»). Правило аналогичного содержания содержится в п. 1 ст. 1029 ГК. Что касается поясняющих абзацев п.1 ст. 14-2 Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», то их наличие в Законе посвященном недобросовестной конкуренции, представляется избыточным. Так формами недобросовестной конкуренции в поясняющих абзацах признаются:
-незаконное использование хозяйствующим субъектом не принадлежащего ему фирменного наименования, товарного знака (знака обслуживания), наименования места происхождения товара на товарах, их упаковке, на вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, в рекламных материалах, печатных изданиях и иной документации;
-введение в гражданский оборот товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности, средств индивидуализации участников гражданского оборота или их товаров;
-незаконное копирование внешнего вида товара другого хозяйствующего субъекта, за исключением случаев, когда копирование товара или его частей (узлов, деталей) обусловлено исключительно их техническим применением;
-введение в гражданский оборот товаров другого хозяйствующего субъекта с использованием собственных средств индивидуализации товара, если иное не предусмотрено договором, заключенным между хозяйствующими субъектами.
Понятно, что незаконное использование чужого фирменного наименования, товарного знака, наименования места происхождения товара (применение на товарах, их упаковке, в рекламе, вывесках и т.д.) влечет смешение субъектов, товаров или деятельности. Именно эту цель преследует нарушение исключительных прав на средства индивидуализации. Но для возникновения последствий, вытекающих из недобросовестной конкуренции, еще недостаточно возникновения смешения в отношении хозяйствующих субъектов, товаров пли предпринимательской деятельности Необходимо, чтобы неправильное представление возникло вопреки обычаям делового оборота или требованиям добрых нравов, разумности и справедливости.
К актам недобросовестной конкуренции относят использование так называемых мировых товарных знаков. Мировыми называют знаки, известность которых выходит за пределы национальных границ. Охрана мировым знакам, как и знакам общеизвестным, предоставляется в силу факта использования, однако в обязательной административной процедуре признания знака мировым нет необходимости. Применение мировых знаков не допускается не только для идентичных или подобных, но и для любых товаров. Это объясняют тем, что известность знака тесно связана с репутацией фирмы, производящей товары высокого качества [10, С.264].
Владельцами мировых знаков являются, как правило, крупные компании, которые стремятся закрепить за собой более широкие права на знак, получивший популярность, и не допустить использования этого знака другими организациями для любой, даже несходной, продукции, поскольку это может привести к выхолащиванию различительного смысла и падению репутации мирового знака.
Несанкционированное использование товарного знака в оскорбительном или отталкивающем контексте может снизить способность этого знака вызывать по ассоциации чувства удовлетворения и желания, связанные с определенным товаром.
Вызвать смешение в отношении хозяйствующих субъектов, товаров или предпринимательской деятельности, а следовательно, стать актом недобросовестной конкуренции может прямое копирование внешнего вида товара, за исключением случаев, когда такое копирование обусловлено его функциональным назначением [13, С.39].
Во-вторых, запрещаются и признаются в установленном порядке неправомерными утверждения при осуществлении предпринимательской деятельности, способные дискредитировать хозяйствующий субъект, товары или предпринимательскую деятельность конкурента (п. 2 ст. 14-2 Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»):
-распространения хозяйствующим суб. том непосредственно или через других лиц в средствах массовой информации, рекламных и иных изданиях, через любые электронные средства массовой информации и иными способами ложных, недостоверных, искаженных сведений о предпринимательской деятельности, финансовом состоянии, научно-технических и производственных возможностях, товарах конкурента;
-распространения хозяйствующим субъектом непосредственно или через других лиц в любой форме и любыми способами заявлений, которые содержат информацию, порочащую деловую репутацию хозяйствующего субъекта либо его учредителя (участника, собственника имущества) или работника, и могут подорвать доверие к хозяйствующему субъекту как производителю товаров.
Закон «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» не содержит определения деловой репутации. В п.6 постановления Высшего Хозяйственного суда Республики Беларусь от 26 апреля 2005 г. № 15 «О применении хозяйственными судами законодательства при рассмотрении дел о защите деловой репутации» говорится: «Под деловой репутацией гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем, понимается приобретаемая гражданином общественная оценка его деловых и профессиональных качеств при выполнении им трудовых, служебных и общественных обязанностей. Под деловой репутацией юридического лица и индивидуального предпринимателя понимается оценка их хозяйственной (экономической) деятельности как участников хозяйственных (экономических) правоотношений другими участниками имущественного оборота и гражданами, таковыми не являющимися».
Под распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица, следует понимать опубликование таких сведений в печати, сообщение по радио, телевидению, использование других средств массовой информации или технических средств (световых табло, Интернет и т.п.), изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, в листовках, обращениях в адрес должностных лиц, демонстрацию (вывешивание) в публичных местах плакатов, лозунгов, а также сообщение в иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу. Сообщение сведений лишь лицу, которого они касаются, не может признаваться их распространением (п.7 Пленума Верховного Суда Республики Беларусь «О практике рассмотрения судами гражданских дел о защите чести, достоинства и деловой репутации»).
В-третьих, запрещаются и признаются в установленном порядке неправомерными указания или утверждения при осуществлении предпринимательской деятельности, которые могут ввести в заблуждение относительно характера, свойств, способа и места изготовления, пригодности к применению или количества товаров конкурента, в том числе осуществляемые посредством некорректного сравнения производимого хозяйствующим субъектом товара с товаром конкурента путем распространения хозяйствующим субъектом в любой форме и любыми способами сведений, содержащих ложные или неточные сопоставительные характеристики собственного товара и товара конкурента, способные повлиять на свободу выбора потребителя при приобретении товаров или заключении сделки (п. 3 ст. 14-2 Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»).
Введением в заблуждение является действие, которое создает или может создать у потребителя неверное впечатление не только относительно товаров конкурента, но и относительно собственных товаров, услуг или деятельности субъекта хозяйствования. Такой вывод следует из наличия в Законе «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» не только п. 3 ст. 14-2, но и абз. третьего п. 4 ст. 14-2. В последнем прямо не говорится о том, что распространение хозяйствующим субъектом ложных сведений о собственном товаре преследует цель введения в заблуждение потребителя, но эта цель предполагается, поскольку в распространении информации, которой никто не поверит, нет смысла. Ложной информации можно поверить лишь тогда, когда она распространена как правдивая, т.е. путем введения в заблуждение [17, С.65].
Нормы п. 3 ст. 142 и абз. третьего п. 4 ст. 14-2 Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» следует поместить в одном пункте ст. 14-2 и рассматривать вместе.
Введение в заблуждение – наиболее распространенная форма недобросовестной конкуренции. Данная форма недобросовестной конкуренции не направлена непосредственно на конкурента, ее целью является потребитель, который вводится в заблуждение или обманывается в целях повышения спроса на собственную продукцию или услуги, а в конечном счете - вытеснения с рынка конкурента.
Заявления, квалифицируемые как вводящие в заблуждение, не ограничиваются заведомо ложными или искаженными. Как вводящие в заблуждение могут рассматриваться и правдивые утверждения.
Наиболее распространенным способом введения в заблуждение является реклама. В случае распространения посредством рекламы сведений, вводящих в заблуждение, может применяться п. 3 и абз. третий п. 4 ст. 14-2 Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».