Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 18:06, реферат
Недобросо¬вестная конкуренция – это любые направлен¬ные на приобретение преимуществ в предпринимательской дея¬тельности действия хозяйствующих субъектов, которые проти¬воречат Закону Республики Беларусь от 10 декабря 1992 г. № 2034-XІІ «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (в ред. от 4 января 2010 г. № 109-З), требованиям добросовестности и разумности и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.
Самым сложным является распознавание ненадлежащей рекламы, ибо здесь законодатель прибег к весьма пространным перечислениям. Во-первых, в данный разряд попали следующие разновидности рекламы: недобросовестная, недостоверная, неэтичная, скрытая и иначе нарушающая законодательство. Во-вторых, каждая разновидность представлена дли иными перечнями наименований.
Недобросовестная реклама – это реклама, содержащая ложные (недостоверные) сведения, распространение которых нарушает (может нарушить) законные права и интересы организации или гражданина. К названной разновидности ненадлежащей рекламы Закон причисляет «искажение истины» в отношении (ч.1 ст.26 Закона Республики Беларусь от 10 мая 2007 г., № 225-З «О рекламе»):
-характеристик товара (состава, способа и даты изготовления, назначения, потребительских свойств, условий применения, оценки соответствия, количества и места происхождения);
-наличия товара на рынке, возможности его приобретения на рекламируемых условиях;
-цены и условий оплаты на момент рекламирования. При этом моментом рекламирования считается: день выхода рекламы – для электронных СМИ; период до следующего номера (но не более месяца) — для периодики; 2 дня после отправки — для почтовых отправлений; месяц — для прочей рекламы;
-доставки, обмена, возврата, ремонта и обслуживания;
-иных сведений о товаре.
В соответствии с этим будет признана недобросовестной конкуренцией реклама, осуществляемая посредством некорректного сравнения товара хозяйствующего субъекта с товаром конкурента (недобросовестная сравнительная реклама). Примером такой рекламы является дело, рассмотренное Государственным антимонопольным комитетом Российской Федерации (далее – ГАК). В последний обратилось ООО «МАРС», известный производитель мороженного «MARS», «DOVE», «SNICKERS», «BOUNTY», с жалобой на неправомерные действия конкурента - самарской фабрики мороженного «САМ-ПО». Было установлено, что в распространяемой на радио и в печати рекламе фабрика «САМ-ПО» допускала некорректные сравнения с товарами ООО «МАРС», утверждая: «Мороженное «САМ-ПО» класса «MARS», «DOVE», «SNICKERS», «BOUNTY», только гораздо вкуснее и дешевле!» или: «Продукция фабрики «САМ-ПО» стоит в одном ряду с «MARS», «DOVE», «SNICKERS», «BOUNTY» и отличается лишь ценой. Она значительно ниже: вы платите только за мороженое, не оплачивая тяжелый труд таможенников, перевозчиков и посредников». На требования ГАК представители фабрики не только не смогли документально подтвердить достоверность приводимых в рекламе сравнений, но и заявили, что сравнительный анализ качества мороженного фабрики «САМ-ПО» и компании «МАРС» вообще не проводился.
По результату рассмотрения дела самарская фабрика была признана нарушившей ст.6 Закона Российской Федерации «О рекламе» и во исполнение предписания ГАК расторгла договоры на дальнейшее распространение своей рекламы подобного содержания [17, С.67].
Оправданным является запрет рекламы, распространяющей сведения о товаре как исключительном, с использованием эпитетов в превосходной степени.
Например, комиссия ГАК запретила демонстрацию по телевидению рекламы жидкого отбеливателя «АСЕ», характеризуемого как отбеливающего белье без разрывов, поскольку доказано, что все отбеливатели, в том числе и рекламируемый, со временем портят белье [17, С.68].
Наиболее тяжкие последствия для потребителя влечет заведомо ложная реклама, т.е. реклама, с помощью которой рекламодатель умышленно вводит в заблуждение потребителя, злоупотребляя его доверием, недостатком или отсутствием у него опыта или знаний. Не случайно за распространение ложной информации о товарах и услугах предусмотрена уголовная ответственность (ст. 250 Уголовного кодекса Республики Беларусь).
Особенно опасна заведомо ложная реклама лекарственных средств и медицинских услуг.
Например, недавно была лишена лицензии одна гомельская фирма, которая согласно полученной лицензии имела право оказывать только услуги массажа. В рекламе о собственной деятельности эта фирма сообщала, что имеющаяся у нее лицензия позволяет оказывать услуги по снятию порчи и сглаза, нейтрализации негативной космической энергии [14, С.36].
В-четвертых, запрещаются и признаются в установленном порядке неправомерными также действия, противоречащие требованиям Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» и иных актов законодательства о конкуренции при осуществлении предпринимательской деятельности, в том числе (п.4 ст.14-2 Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»):
-призывы, обращения к другим хозяйствующим субъектам, иные действия или угроза действием со стороны хозяйствующего субъекта непосредственно или через других лиц в целях бойкотирования или препятствования предпринимательской деятельности конкурента, действующего на данном рынке или стремящегося в него вступить;
-распространение хозяйствующим субъектом в любой форме и любыми способами ложных заявлений и сведений о собственном товаре в целях сокрытия несоответствия его своему назначению или предъявляемым к нему требованиям в отношении качества, потребительских и иных свойств;
-действия хозяйствующего субъекта непосредственно или через других лиц, направленные на препятствование формированию деловых связей конкурента, на их нарушение или расторжение, в том числе в целях вступления в деловые отношения с его деловым партнером;
-действия хозяйствующего субъекта непосредственно или через других лиц, направленные на внутреннюю дезорганизацию предпринимательской деятельности конкурента и (или) его делового партнера, в том числе на получение, использование, разглашение, склонение к разглашению информации, составляющей коммерческую тайну конкурента, без его согласия либо предоставление работникам конкурента различных имущественных и иных благ с целью склонения этих работников к невыполнению трудовых обязанностей или переходу на предполагающую такие блага работу.
Первый абзац п. 4 ст. 14-2 Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» представляет собой декларативную норму, согласно которой при осуществлении предпринимательской деятельности запрещаются действия, противоречащие требованиям актов законодательства о конкуренции.
Действия, перечисленные в абз. втором п. 4 ст. 14-2 Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» должны существенно отличаться от действий, перечисленных во всех других пунктах и абзацах ст. 14-2, а также от относящихся к монополистической деятельности действий, препятствующих предпринимательской деятельности конкурента, в соответствии со ст. 5-7 Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции». Если из перечня препятствующих предпринимательской деятельности действий, как они определены в абз. втором п. 4 ст. 14-2 Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» исключить действия, отнесенные к недобросовестной конкуренции во всех других пунктах и абзацах данного закона, то под действие абз. второго п. 4 ст. 14-2 подпадет определенная часть уголовно наказуемых деяний.
Не секрет, что в предпринимательской деятельности применяются разнообразные недозволенные приемы конкурентной борьбы, вплоть до уголовных преступлений. Запугивание, умышленное уничтожение имущества, даже физическое устранение конкурента в целях недопущения или вытеснения его с рынка – явления известные, в том числе и через средства массовой информации. Но такие действия не просто противоречат требованиям добросовестности и разумности, а посягают на основные права и свободы граждан или нарушают их [9, С.288].
Таким образом, перечень приведенных в ст. 14-2 Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» действий, признаваемых актами недобросовестной конкуренции, является примерным, поскольку предусмотреть в законе все возможные варианты недобросовестного поведения участников рыночных отношений невозможно. Невозможно определить в законе, что допустимо в деловом обороте, а что нет. Решение вопроса о том, противоречит то или иное действие требованиям добросовестности и разумности, должен в каждом конкретном случае принимать суд.
Не случайно в странах романо-германской системы права, где активно применяется право на защиту от недобросовестной конкуренции, последнее состоит из огромного множества отдельных решении и стало напоминать «прецедентное право».
Также следует отметить, что в частности в определении недобросовестной конкуренции потребители не названы в числе лиц, которым предоставляется защита от данного правонарушения, однако норма ст. 14-1 Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» содержит запрет на осуществление любых действий, нарушающих права и законные интересы потребителей, налицо коллизия права.
Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 17.04.2006 № 61 утверждена Инструкция о рассмотрении заявлений (обращений) о нарушении антимонопольного законодательства в части осуществления недобросовестной конкуренции, устанавливающая порядок и сроки рассмотрения Департаментом ценовой политики и комитетами экономики заявлений (обращений) о нарушении антимонопольного законодательства в части осуществления недобросовестной конкуренции и принятия по ним решений.
В целях изменения порядка обращений в антимонопольные органы с заявлениями о фактах недобросовестной конкуренции на товарных рынках Министерством экономики принято и 2 августа 2011 года вступило в силу постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 30 июня 2011 г. № 99 «О внесении изменений и дополнения в Инструкцию о рассмотрении заявлений (обращений) о нарушении антимонопольного законодательства в части осуществления недобросовестной конкуренции» [8].
Практика применения Инструкции о рассмотрении заявлений (обращений) о нарушении антимонопольного законодательства в части осуществления недобросовестной конкуренции, утвержденной постановлением Министерства экономики от 17 апреля 2006 г. № 61, показала, что основной объем дел по факту недобросовестной конкуренции был рассмотрен республиканским органом государственного управления - Министерством экономики (Департаментом ценовой политики), в то время как основными задачами данного органа являются выработка предложений об основах государственной политики в области антимонопольного регулирования, разработка методов и средств, направленных на проведение единой государственной антимонопольной политики и др.
Одновременно, при рассмотрении вопросов недобросовестной конкуренции определяющую роль играют не столько географические границы товарных рынков, а действия, предпринимаемые субъектами хозяйствования в отношении своих конкурентов и противоречащие антимонопольному законодательству.
При возникновении права хозяйствующего субъекта на обращение в антимонопольный орган по факту недобросовестной конкуренции, следует говорить в первую очередь о защите прав отдельных хозяйствующих субъектов на осуществление предпринимательской деятельности в условиях конкуренции. При этом не всегда можно говорить о влиянии сложившейся ситуации на конкуренцию на республиканских товарных рынках.
С принятием постановления № 99 критерием рассмотрения заявлений о недобросовестной конкуренции, что и закреплено постановление от 30.06.2011 № 99, становится место нахождения субъекта хозяйствования, в действиях которого имеются признаки недобросовестной конкуренции.
Указанное изменение позволит управлениям оперативно принимать меры по пресечению нарушений антимонопольного законодательства в части осуществления недобросовестной конкуренции, Департаменту – осуществлять координирующие функции, а также методологическую и консультационную помощь управлениям.
Таким образом, заявления по фактам недобросовестной конкуренции, по общему правилу, необходимо подавать в управление антимонопольной и ценовой политики соответствующей области (г. Минска). Рассмотрение Департаментом будет осуществляться только при подаче заявления (обращения) в отношении нескольких хозяйствующих субъектов, местом нахождения которых являются различные административно-
Так, по итогам рассмотрения заявлений о нарушении антимонопольного законодательства, в части осуществления недобросовестной конкуренции, в 2010 году коллегией Департамента ценовой политики Министерства экономики приняты решения [16]:
1) о признании 9 фактов недобросовестной конкуренции (нарушения статьи 14-2 Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции») в действиях:
-УП «Мир красоты – холдинг», связанных с регистрацией товарных знаков «-ibd-», «EzFlow/Nail Systems», в отношении товаров 03 и 35 классов МКТУ (по заявлению ООО «Владлен де люкс»);
-гражданина Бабука А.И., должностного лица ОДО «Золотая Середина», связанных с регистрацией графического товарного знака (свидетельство №28868), в отношении товаров 09 класса МКТУ (по заявлению ОДО «АТЛАС ИНВЕСТ»);
-ИООО «Бримстон-Бел», связанных с регистрацией товарных знаков «ДЕСНА», «ДВИНА», «СВИТЯЗЬ», «НАРОЧЬ», «НЕМАН» (свидетельства № 30752, 30756, 30757, 30758, 30759 соответственно) на товары 11 класса МКТУ – оборудование, установки и аппараты холодильные, шкафы холодильные;
-ИООО «Бримстон-Бел» по распространению утверждений при осуществлении предпринимательской деятельности, способных дискредитировать СООО «ИНТЭКО-МАСТЕР», в письме от 09.12.2009 № 2754 в адрес кредитного отдела, службы безопасности ОАО «Приорбанк» и Reiffeisen International Bank-Holding AG;