Хозяйственное процессуальное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 02:46, курс лекций

Описание

Хозяйственное процессуальное право как отрасль права – это совокупность правовых норм, которые регулируют организацию и деятельность хозяйственных судов, а также деятельность лиц, которые принимают участие при рассмотрении хозяйственных споров с целью защиты нарушенных прав и интересов субъектов ведения хозяйства.

Работа состоит из  1 файл

тезисы лекций на рус.docx

— 735.34 Кб (Скачать документ)

Научно- консультативный совет Высшего хозяйственного суда создается для проработки вопросов, связанных с разъяснением законодательства, а также для предоставления выводов относительно проектов законодательных актов, и других вопросов, связанных с необходимостью научного обеспечения деятельности Высшего хозяйственного суда Украины (проекты Постановлений Пленумов).

Полномочия  суда(ст.32 З\на) Пересмотр решений, постановлений и определений нижестоящих судов. Постановления ВХСУ являются обязательными и обжалованию не подлежат(только исключит-е).

 

                                Верховный суд Украины.

 

Полномочия  ВСУ-гл.5 З\на

Состав- 20 судей(ст.39 З\на) по 5 судей от каждой специализации. Председатель из этого состава избирается тайным голосованием.

Структура: Пленум ВСУ(все 20 судей) – научно-консультативный  совет и печатный орган – организационно-технический  отдел.

Требования  к судье общие и стаж работы в суде не менее 15 лет.

 

5. Правовой статус судьи хозяйственного  суда Украины

 

Судопроизводство  в Украине осуществляют профессиональные судьи – граждане Украины, которые  назначены или избраны судьями  и занимают штатную судебную должность  в одном из судов.

Требования  к кандидатам в  судьи: гр.Украины, возраст не менее 25 лет,  высшее юридическое  образование, владение укр.язык, стаж работы в области права не менее 3 лет, а также новые требования – после прохождения специальной подготовки и сдачи квалификационного экзамена.

Глава 2 Закона---назначение на должность судьи:

    1. ВККСУ -на веб-портале объявление о подборке кандидатов в судьи (оф. Издания «Голос Украины» и «Урядовий курьер»).
    2. Заявление в ВККСУ от претендентов.
    3. Проверка соответствующих документов.
    4. Сдача экзамена ВККСУ.
    5. Направление для прохождения специальной подготовки в юридическом вузе 4 степени аккредитации.
    6. Обучение в Национальной школе судей -по 3 мес. Обучения .
    7. Сдача экзамена ВККСУ.
    8. Зачисление в резерв на замещение вакантной должности.
    9. Конкурсный отбор.
    10. Внесение рекомендации в Высший совет юстиции о назначении кандидата  на должность судьи.
    11. Рассмотрение на заседании Высшего совета юстиции вопроса о назначении кандидата и представление Президенту на назначение.
    12. Принятие Президентом решения о назначении кандидата на должность судьи.

Раздел 5. Гл.2 Высшая квалифкомиссия судей.

11 членов: 6 судей, 2 члена от высших  учебных заведений, 1 член рекомендован  Министерством юстиции, 1член от  уполномоченного ВРУ по правам  человека, 1 член рекомендован Председателем  Государственной судебной администрацией.

Ст.91—полномочия.

Ст.99—служба дисциплинарных инспекторов.—анализируют заявления и сообщения о неправомерных  действиях судьи с целью выявления  оснований для открытия дисциплинарного  производства. 

Согласно Закону Украины “О судоустройстве и статусе судей ”, судьями апелляционных специализированных судов  могут быть лица,  которые имеют профессиональную подготовку по вопросам юрисдикции этих судов. В этом случае, на должность судьи специализированного суда, может быть рекомендован Высшей квалификационной комиссией судей гражданин Украины, возраст не младше тридцати лет, который проживает в Украине не менее как десять лет, владеет государственным языком, имеет высшее образование в отрасли знаний, которые охватываются  границами юрисдикции соответствующего специализированного суда, и стаж работы за специальностью не менее пяти лет. Эти судьи отправляют правосудие лишь в составе коллегий судей.

Впервые судья  Хозяйственного суда Украины назначается  Президентом Украины на срок –  пять лет, а затем избираются Верховной Радой Украины бессрочно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 3. Досудебное урегулирование споров (р.2 ст.5-11)

 

План:

 

    1. Основные положения досудебного урегулирования хозяйственных споров.
    2. Понятие претензии. Порядок предъявления и рассмотрения.
    3. Урегулирование разногласий, которые возникают при заключении, изменении, расторжении хозяйственных договоров.

 

 

  1. Основные положения досудебного урегулирования хозяйственных споров (раздел 2 ст.5 ХПКУ).

В процессе ведения хозяйства между  предприятиями, государственными и  другими органами возникают, осуществляются и прекращаются многочисленные хозяйственные  отношения. При этом рыночный механизм, как и любое сложное явление, не может развиваться бесконфликтно, без противоречий между интересами отдельных субъектов хозяйственной деятельности. Для урегулирования отдельных категорий противоречий (хозяйственных споров) между участниками хозяйственных правоотношений законодательством предусмотрен специальный механизм их досудебного урегулирования: (ХПКУ, Устав железной дороги, Кодекс торгового мореплавания, Воздушный кодекс и др.).

Досудебное урегулирование споров – система мер, проводимых для  непосредственного разрешения возникшего конфликта до обращения в хозсуд. В настоящее время институт досудебного урегулирования споров теряет актуальность  (так, Разъяснением Конституционного суда определено, что стороны могут обращаться в суд без досудебного урегулирования).

Статьей 5 ХПКУ предусмотрен обязательный порядок досудебного урегулирования только по договоренности сторон, о чем указывается в самом договоре.

Задачи претензионной  работы:

- Восстановление нарушенных прав  и законных интересов,

- выявление причин и условий,  влекущих невыполнение договорных  обязательств, выпуска продукции  и товаров ненадлежащего качества, хищения имущества и др.,

- улучшение экономических показателей  хозяйственной деятельности,

- возмещение за счет виновных  лиц причиненного ущерба.

  1. Понятие претензии. Порядок предъявления и рассмотрения (ст.6 ХПКУ).

 

Претензия –  это письменное требование стороны, чьи права и законные интересы нарушены другой стороной договора с целью их восстановления.

Претензия один из способов урегулирования спора. Требования к содержанию претензии определены ст.6 ХПКУ:

- Наименование, реквизиты, дата и номер претензии.

- обстоятельства, на основании которых предъявляется  претензия (ссылка на договор,  предмет спора),

- доказательства, расчет претензии,

-требования  с учетом норм действующего  зак-ва,

-перечень  прилагаемых документов.

РАСЧЕТ: сумма  долга*%:365*кол-во просроченных дней.

Ст.625 ГКУ 3% годовых+индекс инфляции, размеры ш/с-ст.231 ХКУ.

Требования  к порядку предъявления:

- срок исковой  давности,

- это субъективное  право,

- обращение  в письменном виде, в случае  необходимости сверяются расчеты,  проводится экспертиза или др. действия,

- прилагаются  документы, подтверждающие требования  заявителя в оригинале или  надлежаще заверенные копии,

- подписывается  уполномоченным лицом, указывается  должность, если подпись другого  представителя и прилагается  доверенность или приказ о  замещении руководителя,

- направляется  адресату рекомендательным письмом  или ценным письмом или вручается  под расписку.

Изложение претензионных  требований в случае, когда претензия  подлежит денежной оценке, должен дополняться обоснованным расчетом претензионных сумм. Расчет в подавляющем большинстве не является сложной работой, за исключением, возможно, достаточно сложных расчетов в спорах о возмещении ущерба. Здесь необходимо привлекать значительное количество документов, осуществлять их обработку, чтобы рассчитать сумму убытков, которые возникли в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением договорных обязательств.

Для обоснования претензии заявитель должен приложить к ней необходимый минимум документов (доказательств), которые подтверждают заявленные требования (в оригинале или в копии).

Относительно  представления документов в оригинале  или в копии общее правило  таково: документы должны подаваться в оригинале, чтобы потом не возникла потребность дополнительно их высылать, когда окажется, что контрагент не в состоянии рассмотреть претензию  по копиям. К претензиям, которые  предъявляются транспортным организациям, обязательно добавляются документы  в оригинале.

Если же претензия  предъявляется нескольким сторонам, то второй и другим сторонам в любом  случае предоставляются должным  образом засвидетельствованные  копии. Но, как показывает практика, чаще случаются случаи, когда в  приобщенных к претензии оригиналах документов вообще нет потребности, поскольку они есть и у другой стороны. В случаях, когда к претензии не прилагаются документы, которые есть у второй стороны, в ней необходимо указать на это обстоятельство.

Претензия посылается рекомендательным или ценным письмом или вручается под расписку лицу, которое имеет соответствующие полномочия. Доказательством выполнения этих требований может быть почтовая квитанция о том, что по адресу второй стороны принято рекомендательным или ценным письмо отправителя. Когда претензия вручается под расписку, то лицо, которое ее принимает, должно оставить на экземпляре заявителя расписку о принятии претензии и закрепить ее печатью предприятия.

Предъявление  претензии является субъективным правом юридических лиц, независимо от их форм собственности и организационно-правовых форм, а также предпринимателей - физических лиц, в то время как  предоставление ответа на полученную претензию в установленном порядке и в установленный срок является их обязанностью.

В процессе рассмотрения претензии нередко возникает  необходимость в совместных усилиях для рассмотрения претензии по существу.

 Речь идет  о сверке фактических данных  и их объективной общей оценке. Например, при расчетах стороны  выставляли друг другу массу  счетов. При этом имели место  ошибки в закрытии одних сумм  другими. В таких случаях необходимо  тщательное исследование выставленных  счетов, соответствия производных  документов первичным и тому  подобное. Для этого нужно, чтобы стороны подготовили  согласованный документ (обычно — акт или протокол сверки взаиморасчетов).

Отличающийся  от общего, порядок урегулирования хозяйственных споров установлен, прежде всего, для хозяйственных споров, связанных с договорами перевозки, согласно Уставу ж\д.

Претензия к  транспортной организации должна быть предъявлена на протяжении 6-месячного  срока, а претензия об оплате штрафа — на протяжении 45 дней. Транспортная организация должна рассмотреть  предъявленную претензию и сообщить заявителю об удовлетворении или отклонении ее на протяжении трех месяцев — по претензиям, которые возникают из перевозок одним видом транспорта; на протяжении 6 месяцев — по претензиям, которые возникают из перевозок в прямом смешанном соединении; на протяжении 45 дней — по претензиям об уплате штрафов. Нарушение этих сроков является основанием для отклонения претензии, а в дальнейшем и иска. Когда ответ на претензию в отмеченные сроки не поступил или она отклонена, заявитель на протяжении 2 месяцев может передать спор на разрешение хозяйственного суда, предъявив соответствующий иск к транспортной организации.

Наиболее  существенные особенности досудебного  урегулирования транспортных споров имеют  споры, связанные с перевозкой грузов железнодорожным транспортом.

Ходатайство истца или ответчика о привлечении  к участию по делу железной дороги может быть удовлетворено лишь при условии применения относительно нее мероприятий досудебного урегулирования спора, за исключением, если такое привлечение к участию процессе будет по инициативе самого суда.

Порядок и  строки рассмотрения претензии, результат (статьи 7 и 8).

       В законе установлены два вида сроков рассмотрения предъявленной претензии: общий срок в один месяц, который исчисляется со дня получения претензии, и срок — два месяца, который исчисляется в том же порядке. Последний применяется в тех случаях, когда обязательными для обеих сторон правилами или договором предусмотрено право перепроверки забракованной продукции (товаров) предприятием-изготовителем и касается претензий, связанных с качеством и комплектностью продукции (товаров).

Обоснованность требований заявителя претензии выясняется на основании приложенных к ней документов. Нужно учитывать, что перечень документов, данный в статье 6 ХПК, не исчерпывающий. Поэтому, другая сторона может попросить заявителя прислать дополнительные документы для рассмотрения претензии по существу. Для предоставления настоящих документов заявителю дается необходимый срок, длительность которого зависит от количества истребованных документов и сложности их подготовки, но не может быть установлен менее пяти дней без учета времени почтового пробега. В этом случае течение срока рассмотрения претензии приостанавливается до получения истребованных документов. Если дополнительные документы в установленный срок не поступили, претензия рассматривается по имеющимся документам. Также случаи приостановления могут быть, когда необходимо провести экспертизу, аудит или сверить расчеты и др.

Информация о работе Хозяйственное процессуальное право