Хозяйственное процессуальное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 02:46, курс лекций

Описание

Хозяйственное процессуальное право как отрасль права – это совокупность правовых норм, которые регулируют организацию и деятельность хозяйственных судов, а также деятельность лиц, которые принимают участие при рассмотрении хозяйственных споров с целью защиты нарушенных прав и интересов субъектов ведения хозяйства.

Работа состоит из  1 файл

тезисы лекций на рус.docx

— 735.34 Кб (Скачать документ)

О результатах  рассмотрения претензии уведомляется письменно, согласно ст.8ХПКУ:

- В ответе  указывается полное наименование должника, его реквизиты, дата и номер ответа на претензию.

- дата и  номер претензии, на которую  дается ответ.

- если претензия  признана полностью или частично---признанная  сумма, № и дата платежного  поручения на перечисление этой  суммы либо срок и способ  удовлетворения претензии.

- если претензия  отклонена полностью или частично---мотивы  отклонения со ссылкой на документы  и н\а.

- перечень  приложений и др. доказательства.

Платежные требования-поручения  исполняются банками в порядке, установленном Нацбанком Украины. За необоснованное списание в бесспорном порядке претензионной суммы, виновная сторона уплачивает другой стороне штраф в размере 10% от списанной суммы.

 

    1. Урегулирование разногласий, которые возникают при заключении, изменении, расторжении хозяйственных договоров.

 

Споры, которые  возникают при заключении хозяйственных  договоров, могут быть поданы на разрешение хозяйственного суда.

В предпринимательской  практике следующим шагом после  принятия предложения о заключении хозяйственного договора становится составление и согласование его проекта. Результатом этой работы становятся формулировки отдельных пунктов договора в новой редакции, дополнение, изменение тех или иных его положений. Все эти изменения и дополнения, если стороны не приходят к согласию о  включении их в текст договора, оформляются в протоколе разногласий. Проект договора подписывается в первичном виде, но перед подписью несогласная с отдельными положениями договора сторона указывает, что к договору прикладывается протокол разногласий. Договор и протокол разногласий подписываются руководителем или его заместителем и скрепляются печатью.

Предприятие, которое получило свой договор с протоколом разногласий, оценивает возможность принятия разногласий и включает приемлемые для предприятия условия в текст договора. Если возражения кажутся неприемлемыми, то разногласия, которые остались неурегулированными, при наличии оснований считать любую из сторон обязанной принять условия контрагента, могут быть переданы на разрешение хозяйственному суду.

К числу споров, которые возникают во время заключения договоров и могут быть переданы на разрешение хозяйственному суду, принадлежат, в частности, споры, связанные с заключением договоров о порядке и условиях эксплуатации железнодорожных подъездных путей, подачи и уборки вагонов.

Применение  положений статьи 10 ХПК к решению данной категории споров обусловлено положениями статьи 22 Закона Украины «О железнодорожном транспорте» и статьях 10 Закона Украины «О естественных монополиях», согласно с которыми железные дороги не имеют права отказывать предприятиям в заключении отмеченных договоров. Поэтому, при наличии такого отказа, предприятие имеет право на обращение в хозяйственный суд с иском о побуждении железной дорогой  заключить соответствующий договор.

Порядок разработки и формы таких договоров установлен Правилами обслуживания железнодорожных  подъездных путей.

Предприятие или организация, которые  считают необходимым изменить или  разорвать договор, отмеченный в  части второй статье 5 ХПК, направляют предложения об этом второй стороне по договору.

Предприятие, организация, которые получили предложение об изменении или расторжении договора, должны ответить на него не позже 20 дней после получения предложения. Если предприятия и организации не достигли согласия относительно изменения или расторжения договора, а также в случае не получения ответа в установленный срок с учетом времени почтового обращения, заинтересованная сторона имеет право передать спор на разрешение хозяйственного суда.

Если несоответствие законодательству отдельных условий договора устанавливается уже в процессе выполнения договора, то любая из сторон может обратиться к контрагенту с предложением изменить или расторгнуть договор.

Предприятие, которое получило предложение об изменении или расторжении договора, должно ответить на него не позже 20 дней (без учета времени почтового пробега) после получения. До окончания этого срока оно обязано определиться относительно данного договора и принять или отклонить полученное предложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 4. Подведомственность и подсудность дел хозяйственным  судам Украины (р.3 ст.12-17).

 

План:

 

  1. Подведомственность хозяйственных споров хозяйственным судам Украины. Критерии ее разграничения (ст.12 ХПКУ).
  2. Подсудность дел хозяйственным судам Украины, виды подсудности и признака ее разграничения. Передача дел за подсудностью (ст.13-17ХПКУ).

 

1. Подведомственность хозяйственных споров хозяйственным судам Украины. Критерии ее разграничения. (ст.12ХПКУ)

 

 

 

Подведомственность  – это установленная законом совокупность полномочий хозяйственных судов по рассмотрению и разрешению дел, отнесенных к их компетенции. Согласно статье 124 Конституции Украины компетенция судов распределяется на компетенцию общих судов и судов общей юрисдикции.

Подведомственность  хозяйственных споров хозяйственным  судам и отграничения ее от подведомственности других юрисдикционных органов определяют на основании определенных признаков, о которых подробнее будет идти речь дальше.

Значение  подведомственности заключается в том, что определенная законом категория споров может рассматриваться исключительно хозяйственными судами Украины и никакими другими органами власти или их должностными лицами.

Правильное  определение подсудности дает возможность  быстро, квалифицированно решить спор, защитить нарушенные права и охраняемые законом интересы субъекта, который обратился за такой защитой.

Критерием разграничения подведомственности хозяйственных споров хозяйственным судам Украины есть деление по субъектному составу участников спора и характером спорного правоотношения.

Субъективный  состав участников спора:

  1. юридические лица, которые имеют обособленное имущество;
  2. граждане Украины, которые занимаются предпринимательской деятельностью без создания юридического лица;
  3. в случаях, предусмотренных законодательством Украины, в хозяйственный суд имеют право обращаться государственные и другие органы, граждане, которые не являются субъектами предпринимательства;
  4. государство, когда она выступает участником хозяйственных отношений;
  5. государственные органы, органы местного самоуправления, прокурор, когда ему предоставлено право быть участником хозяйственного процесса с целью защиты имущественных интересов государства и органов власти;
  6. иностранные организации, организации с иностранными инвестициями, международные организации, иностранцы, лица без гражданства, которые занимаются предпринимательством.

Статья 12 хозяйственного процессуального  кодекса определяет, что делами подведомственными  хозяйственным судам есть:

  1. дела в спорах, которые возникают при заключении, изменении, расторжении и выполнении хозяйственных договоров и из других оснований. Кроме споров, которые возникают при согласовании стандартов и технических условий, споров об установлении цен на продукцию, а также тарифов на услуги или выполнения работ, если эти цены и тарифы в соответствии с законодательством не могут быть установлены по соглашению сторон, других споров, решение которых в соответствии с законами Украины, межгосударственных соглашений, отнесено к ведению других органов;
  2. приватизации имущества, кроме государственного жилищного фонда;
  3. дела о банкротстве;
  4. дела по заявлениям органов Антимонопольного Комитета Украины, Счетной палаты, отнесенных законодательными актами к их компетенции;
  5. дела, которые возникают из корпоративных отношений в спорах между хозобществом и его участниками;
  6. дела по спорам относительно учета прав на ценные бумаги;
  7. дела по спорам, возникающим в земельных правоотношениях между субъектами хозяйствования, кроме дел, отнесенных к компетенции админсудов.

Подведомственный хозяйственный спор может быть передан сторонами на рассмотрение третейскому суду, кроме споров о признании недействительными актов, а также споров, которые возникают при заключении, изменении, расторжении хозяйственных договоров, связанных с удовлетворением государственных потребностей.

Подведомственность регулируется не только ХПК но и другими нормативно правовыми актами (З/н о банкротстве, З/н о банках и банковской деятельности, З/н о третейских судах, Устав ж/д).

 

2. Подсудность дел хозяйственным судам Украины, виды подсудности и признаки ее разграничения. Передача дел по подсудности. (ст.13-17ХПКУ)

 

Подсудность – отнесение подведомственного хозяйственным судам дела к ведению определенного хозяйственного суда.

Критерием разграничения подсудности  хозяйственных споров хозяйственным  судам Украины есть деление по признаку территориальности.

Относительно территории, на которую распространяется подсудность (юрисдикция) данного хозяйственного суда, она разделяется на:

    1. общую;
    2. альтернативную;
    3. договорную;
    4. исключительную;
    5. по связи дел.

Общая подсудность определяется местонахождением ответчика, если спор возникает в  связи с заключением, изменением, расторжением, исполнением договоров, признания их недействительными, то дело рассматривается за местонахождением стороны, к которой подан иск.

Альтернативная подсудность имеет  место, если в споре принимают  участие несколько ответчиков, то право выбора места рассмотрения дела принадлежит истцу.

Исключительная подсудность имеет место, когда четко определен хозяйственный суд, который исключает возможность рассмотрения дела в любых других хозяйственных судах. Это споры:

- которые возникают из договора перевозки, – дело рассматривается за местом нахождения транспортного органа;

-дела о праве собственности на имущество, или истребование имущества из чужого незаконного владения или устранение преград для пользования имуществом – по месту нахождения имущества;

-дела по спорам о нарушении  имущественных прав интеллектуальной собственности – по месту совершения правонарушения;

- дела, в которых ответчиком является высший центральный орган исполнительной власти, Нацбанк Украины, Счетная палата, ВР АР Крым, Совет министров АР Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские госадминистрации, а также дела, которые содержат государственную тайну, рассматриваются хозяйственным судом г. Киева;

-дела по корпоративным спорам  рассматриваются по местонахождению  общества согласно Единого госреестра юрлиц и физлиц-предпринимателей;

-дела по спорам об учете  прав на ценные бумаги - по местонахождению  эмитента;

-дела по спорам по земле - по местонахождению объекта земельных отношений или основной ее части.

Договорная подсудность устанавливается  по договоренности сторон.

Подсудность по связи дел – когда в дело вступает третье лицо, которое заявляет самостоятельные требования на предмет спора.

Высший Хозяйственный суд Украины может принять к делопроизводству любое дело.

      Исковое заявление подается в хозяйственный суд в определенном, регламентированном ХПК, порядке, подписывается уполномоченным лицом и в бюджет платится государственная пошлина. К исковому заявлению прилагаются документы, которые подтверждают исковые требования, а также доказательства направления (вручения) второй стороне копии искового заявления. Если хозяйственный суд установил, что дело не подсудно данному хозяйственному суду, то последний не позже пяти дневного срока с момента, когда поступило заявление,  должен переслать это дело другому суду, которому подсуден этот спор.

Споры о подсудности, которые возникают  между хозяйственными судами, рассматриваются  Высшим хозяйственным судом, в который направляются исковые материалы с мотивированным выводом.

Высший хозяйственный суд имеет  право определить подсудность спора и передать его на рассмотрение соответствующему хозяйственному суду.

Если исковые заявления, материалы  пересылаются в другой хозяйственный суд для рассмотрения их по существу, определение о прекращении судопроизводства по делу выносить нельзя.

Определение о передаче дела может быть пересмотрено в апелляционном порядке.

Передача исковых материалов по делу хозяйственным судом в орган, который рассматривает хозяйственные споры в другом государстве, осуществляется в порядке, предусмотренном законодательными актами Украины, межгосударственными договорами и соглашениями.

 

 

 

 

 

Тема 5. Участники судебного процесса (р.4 статьи 18-31 ХПКУ)

 

План:

 

  1. Понятие и состав участников хозяйственного процесса.
  2. Процессуальное положение судьи хозяйственного суда.
  3. Стороны в хозяйственном процессе. Права и обязанности.
  4. Третьи лица в хозяйственном процессе.
  5. Участие прокурора в хозяйственном процессе.
  6. Правовое положение других участников хозяйственного процесса.
  7. Представительство и правопреемство в хозяйственном процессе.

Информация о работе Хозяйственное процессуальное право