Контрольная работа по "Хозяйственному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 20:56, контрольная работа

Описание

Вопрос 1. Правовое регулирование договорных отношений хозяйственной деятельности организации.
Вопрос 2. Транспортные договора.
Гражданский Кодекс Российской Федерации (ГК РФ) устанавливает правовые основы для регулирования перевозок, транспортно-экспедиторской деятельности, фрахтования транспортных средств, страхования и т.д.

Работа состоит из  1 файл

правовое обеспечение.docx

— 71.82 Кб (Скачать документ)

Одним из важнейших источников являются также правила перевозок  на отдельных видах транспорта, которые  утверждаются соответствующими транспортными  министерствами. Данные правила содержат положения общего характера (порядок  предъявления грузов к перевозке  и их выдачи, оформление транспортной документации), а также специальные  правила о перевозках отдельных  видов грузов (скоропортящихся, опасных, в контейнерах и т. д.).

 В гл.40 нет упоминаний  о перевозках грузов и пассажиров  в сообщениях с другими государствами  (международных перевозках). Такие  перевозки осуществляются на  основании международных договоров  (транспортных конвенций), которые  РФ имеет со многими государствами.  Нормы таких транспортных конвенций,  как международные договоры, имеют  приоритет перед нормами Российского  законодательства (п. 2 ст.7 ГК). Однако  при пробелах транспортных конвенций  возможно применение к международным  перевозкам норм ГК и транспортных  уставов и кодексов.

ГК расширил возможности  сторон по установлению условий договора перевозки и ответственности  за его нарушение, предоставив право  сторонам определять их своим соглашением. Однако стороны своим соглашением  могут установить условия перевозки только в случаях, когда транспортными кодексами, уставами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное. Нормативные акты, регулирующие отношения, возникающие при перевозке, крайне редко содержат диспозитивные (договорные) нормы, позволяющие сторонам определить условия перевозки в соответствии с их соглашением. Большинство норм данных актов имеют императивный (обязательный) характер, особенно на железнодорожном и воздушном транспорте, что обусловлено технологическими особенностями работы транспорта и требованиями безопасности.

При осуществлении транспортной деятельности возникают различного рода обязательства, опосредующие эту  деятельность. Центральное место, несомненно, занимает обязательство, возникающее  из договора перевозки грузов. Вследствие того, что договор перевозки грузов, по общему правилу, реальный (вступает в силу с момента наступления  договорных отношений), необходимо урегулировать  взаимоотношения отправителя и  перевозчика по предоставлению транспортного  средства для перевозки. Если взаимоотношения  перевозчика и грузовладельца связаны  с осуществлением систематических  перевозок грузов, то между ними могут заключаться долгосрочные договоры об организации перевозок. Но даже при разовой перевозке  требуется урегулировать взаимоотношения  сторон, возникающие в связи с  подачей транспортного средства для перевозки.

В этом случае обязательство  по предоставлению таковых основывается на заявке грузоотправителя, принятой перевозчиком, т. е. также имеет договорный характер. Обязанность по подаче транспортных средств может быть предусмотрена  в консенсуальных договорах перевозки грузов (ст. 787 ГК).

Общее правило об ответственности  за нарушение обязательств, вытекающих из договора перевозки, сформулировано в ГК РФ применительно к перевозкам, осуществляемым всеми видами транспорта и состоит оно в следующем. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон (ст. 793 ГК РФ).

Длительное время основой  нормирования транспортной деятельности являлось планирование. В соответствии с планом перевозок у сторон возникают  права и обязанности, основанные на административном акте - плане перевозок. В транспортных уставах и кодексах устанавливается ответственность  за нарушение плана перевозок. Очевидно, что с переходом к рыночной экономике значение планирования в  транспортной сфере значительно  сократилось, но не утратилось.

В частности, планирование перевозок  предусмотрено Постановлением РФ от 4 декабря 1992 г. Н 936 "О мерах по обеспечению стабильной работы транспорта при перевозках экспортных грузов". Кроме того, возможность планирования перевозок предусматривается и  Законом РФ "О железнодорожном  транспорте в Российской Федерации" от 10 января 2003 г.

2. Виды перевозки грузов

Перевозка, осуществляемая только одним транспортным предприятием, именуется перевозкой в местном  сообщении. Если в перевозке участвуют  несколько транспортных организаций  одного вида транспорта, то перевозку  принято именовать перевозкой в  прямом сообщении. Когда перевозка  производится несколькими транспортными  организациями разных видов транспорта по единому транспортному документу, то имеет место перевозка в  прямом смешанном сообщении (комбинированная  перевозка). В последнем случае возникает  необходимость координировать действия организаций различных видов  транспорта. Для подобной координации  заключаются договоры об организации  работы по обеспечению перевозок  грузов.

Зачастую грузоотправители и грузополучатели для осуществления  услуг, связанных с перевозкой грузов (организации перевозки груза, обеспечение  отправки и получения груза и  др.) заключают договоры транспортной экспедиции, которые являются самостоятельным  видом договора.

Из всех разновидностей транспортных договоров, известных гражданскому праву (договоры перевозки грузов, багажа и пассажиров), к транспортным договорам  в сфере предпринимательской  деятельности следует отнести в  первую очередь договоры перевозки  грузов. В качестве перевозчика на любом виде транспорта может выступать  только предприниматель.

Следует отметить, что Постановление "О лицензировании перевозочной деятельности" указывает, что лицензия на осуществление перевозки автотранспортом  выдается не только предприятиям (в  настоящее время - коммерческим организациям) и индивидуальным предпринимателям, но также организациям и учреждениям. Однако в соответствии с п. 3 ст. 50 ГК некоммерческие организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Вряд ли можно найти такую некоммерческую организацию, для которой перевозка за плату соответствовала бы целям ее создания.

Обычно договор перевозки  грузов находится в сфере предпринимательской  деятельности и других участников обязательства  по перевозке груза: грузоотправителя и грузополучателя, ибо перевозка, как правило, необходима для исполнения поставочных обязательств, связывающих  указанных субъектов. Иной характер имеют договоры перевозки пассажиров и багажа, где другой стороной договора выступают граждане. Они, в отличие  от перевозчика, договор заключают  в потребительских целях.

В тех случаях, когда перевозка  осуществляется коммерческой организацией, такая перевозка признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов или  лицензии, выданной этой организации, вытекает, что эта организация  обязана осуществлять перевозки  грузов, пассажиров и багажа по обращению  любого гражданина или юридического лица. Законом устанавливается, что  перечень таких организаций должен быть опубликован, а договор перевозки  транспортом общего пользования  является публичным договором. Таким  образом, в тех случаях, когда  второй стороной в перевозке является гражданин, отношения сторон будут  регулироваться не только транспортным законодательством, но и Законом  РФ "О защите прав потребителей".

В зависимости от вида перевозки  составляется соответствующий договор  перевозки:

Воздушный чартер - договор  фрахтования воздушных транспортных средств, предусматривающий фрахтование  всей вместимости или части одного или нескольких воздушных судов  на один или несколько рейсов для  перевозки пассажиров, багажа, грузов, почты.

Договор аренды транспортного  средства с экипажем - в РФ - договор  аренды, по которому арендодатель предоставляет  арендатору транспортное средство за плату во временное владение и  пользование и оказывает своими силами услуги по его управлению и  по его технической эксплуатации.

Договор воздушной перевозки - договор между авиационным предприятием и пассажиром или грузовладельцем, по условиям которого:

- авиапредприятие обязуется  доставить пассажира или груз  в обусловленный пункт назначения; а пассажир или грузовладелец  обязуется уплатить установленную  провозную плату. 

Договор воздушной перевозки  пассажира удостоверяется билетом, а сдача багажа - багажной квитанцией.

Договор воздушной перевозки  груза удостоверяется грузовой накладной.

Договор фрахта - договор  морской перевозки, согласно которому судовладелец за определенное вознаграждение принимает на себя обязательство  перевезти принадлежащий фрахтователю груз или предоставить в его распоряжение для этой цели судно или его  часть.

Узловое соглашение - договор, заключаемый между перевозчиками  различных видов транспорта и  содержащий: расписание, объем работы, нормы перегрузочных работ, порядок  взаимного информирования, санкции  и др.

Договор транспортной экспедиции.

 По договору транспортной  экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение  и за счет другой стороны  (клиента - грузоотправителя или  грузополучателя) выполнить или  организовать выполнение определенных  договором экспедиции услуг, связанных  с перевозкой груза. 

3. Особенности перевозки  грузов отдельными видами транспорта

Освоение предъявляемых  перевозок различными видами транспорта зависит от целого ряда факторов, основными  из которых являются следующие:

- характер и уровень  развития материально-технической  базы конкретного вида транспорта, определяющие его возможности  освоения предъявляемых перевозок;

- размещение транспортных  средств и сети видов транспорта  относительно предприятий и населенных  пунктов;

- организация перевозочного  процесса, регулярность перевозок,  сроки доставки грузов и пассажиров.

Каждый вид транспорта обладает характерными, только ему  присущими особенностями в размещении, техническом оснащении, провозных  возможностях, разновидности подвижного состава и т.д. Для определения  сфер экономически целесообразного  использования того или иного  вида транспорта необходимо учитывать  как общехозяйственные, так и  специфические транспортные факторы.

К общехозяйственным факторам относятся:

- размещение и размеры  производства и потребления, определяющие  объемы и направление перевозок  и грузопотоков;

- номенклатура выпускаемой  продукции, определяющая тип подвижного  состава и ритмичность его  работы;

- состояние запасов товарно-материальных  ценностей, которое определяет  срочность доставки грузов и  т.д.

К специфическим транспортным факторам относятся:

- размещение сети путей  сообщения;

- условия эксплуатационной  работы, в том числе сезонность  и ритмичность работы;

- пропускная и провозная  способности;

- техническая вооруженность;

- система организации  транспортного процесса.

При сравнении вариантов  перевозок различными видами транспорта основными показателями являются:

- уровень эксплуатационных  расходов (себестоимость перевозок);

- капитальные вложения;

- скорости движения и  сроки доставки;

- наличие провозной и  пропускной возможностей;

- маневренность в обеспечении  перевозок в различных условиях;

- надежность и бесперебойность  перевозок, их регулярность;

- гарантии сохранности  перевозимых грузов и багажа;

- условия эффективного  использования транспортных средств,  механизации и автоматизации  погрузочно-разгрузочных работ.

Величина этих показателей  на каждом виде транспорта различна. Она  во многом зависит от мощности и  структуры грузопотоков, дальности  перевозок, величины отправок, типа подвижного состава, материально-технической базы вида транспорта и ряда других факторов.

Отметим основные технико-экономические  особенности, характеризующие специфичность  транспортно-логистических систем различных видов транспорта.

Основными технико-экономическими особенностями железнодорожного транспорта являются:

- неразрывная связь с  предприятиями промышленности и  сельского хозяйства, стройками,  торговыми базами, складами и  т.д.

- возможность строительства  железнодорожных сообщений практически  на любой сухопутной территории  страны и обеспечение устойчивых  связей между районами;

- высокая провозная и  пропускная способность железных  дорог.

- возможность осуществления  массовых перевозок грузов в  сочетании с относительно низкой  стоимостью перевозок;

Информация о работе Контрольная работа по "Хозяйственному праву"