Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 08:52, контрольная работа
Основным элементом рыночной экономики является конкуренция, учитывающая, прежде всего, интересы потребителя и создающая условия для высокой эффективности производства. Конкуренция возможна в условиях функционирования множества экономически самостоятельных производителей, что в свою очередь, возможно лишь при существовании различных форм собственности. Т.о. переход к новой модели экономики требует трансформации отношений в сфере собственности, а именно, ликвидации доминирующего положения государственной собственности.
Академия управления при Президенте
Республики Беларусь
Кафедра гражданского и хозяйственного права
Специальность «Государственное управление и экономика»
Контрольная работа
по дисциплине «Правоведение»
Раздел 4. «Гражданское и хозяйственное право»
Вариант 3
Выполнил: студент II курса группы ГРВЭДзв-3 |
Чубаков Н.Н. |
Проверил: Преподаватель |
Цырусь И. В. |
Минск 2012
Понятие и значение разгосударствления и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь. Субъекты и объекты приватизации.
Основным элементом рыночной экономики является конкуренция, учитывающая, прежде всего, интересы потребителя и создающая условия для высокой эффективности производства. Конкуренция возможна в условиях функционирования множества экономически самостоятельных производителей, что в свою очередь, возможно лишь при существовании различных форм собственности. Т.о. переход к новой модели экономики требует трансформации отношений в сфере собственности, а именно, ликвидации доминирующего положения государственной собственности. Как показал опыт других стран, такие преобразования могут быть реализованы в процессе разгосударствления и приватизации.
Правовую основу разгосударствления и приватизации составляют:
Закон о приватизации закрепил определения разгосударствления и приватизации в качестве юридических терминов, различая их.
Разгосударствление – это передача от государства физическим лицам и организациям со статусом юридического лица частично либо полностью (в том числе посредством приватизации) функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами. Приватизация – это приобретение физическими лицами и организациями со статусом юридического лица права собственности на объекты, принадлежащие государству.
Отличие между рассматриваемыми процессами состоит в следующем: в результате разгосударствления смены собственника не происходит. Государство лишь передает физическим и юридическим лицам право на участие в управлении субъектами хозяйствования. В результате приватизации собственниками объектов, принадлежащими ранее государству на праве собственности, становятся физические лица и негосударственные организации со статусом юридического лица.
В соответствии с правилами п. 1 Указа № 520 Президентом Республики Беларусь, законами или в порядке, установленном законодательными актами устанавливается порядок проведения и способы приватизации государственной собственности, включая условия совершения сделок с объектами приватизации, а также компетенция государственных органов и иных государственных организаций по принятию решений в этой сфере; осуществляется приватизация имущества, находящегося в республиканской собственности. В настоящее время основными законодательными актами по вопросам приватизации объектов государственной собственности являются Закон о приватизации и Декрет № 3.
Органами государственного управления, уполномоченными осуществлять разгосударствление и приватизацию, в соответствии с нормами ст. 9 Закона о приватизации выступают: в отношении объектов республиканской собственности - орган Совета Министров по управлению государственным имуществом; в отношении объектов коммунальной собственности - органы приватизации местных Советов депутатов.
Выработка государственной политики в сфере управления государственным имуществом и приватизации является согласно подп. 4.4. Положения о Министерстве экономики, утвержденного постановлением Совета Министров от 29 июля 2006 № 967 одной из задач Министерства экономики.
Проведение единой государственной политики по вопросам имущественных отношений, включая приватизацию, входит в компетенцию Госкомимущества, являющегося республиканским органом государственного управления, подчиненным Правительству. Этот орган:
Специальные функции (исполнительные, контрольные, регулирующие и другие) в сфере приватизации имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь, осуществляет согласно подп. 4.44, 4.45, и 4.53Положения о Государственном Комитете по имуществу Республики Беларусь, утвержденного Постановлением Совета Министров от 29 июля 2006г. № 958 Фонд государственного имущества Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь, который является структурным подразделением указанного комитета.
Аналогичные полномочия
в данной сфере предоставлены
исполнительным и распорядительным
органам административно-
Лицами, имеющими право приобретать государственную собственность в процессе приватизации, т.е. субъектами приватизации, являются:
Объектами приватизации являются:
Объектами разгосударствления являются:
Законом от 5 мая 1998 г. «Об объектах, находящихся только в собственности Республики Беларусь» утвержден Перечень объектов, которые могут находиться только в государственной собственности. В целях реализации этого Закона Постановлением Совета Министров от 3 ноября 2006 г. № 1456 утвержден Перечень не подлежащих приватизации организаций, имущество которых находится в республиканской собственности.
Форма приватизации - это организация процесса приватизации, т.е. передачи физическим лицам и организациям со статусом юридического лица права собственности на объекты, принадлежащие государству. Нормы Закона о приватизации предусматривают две формы осуществления приватизации:
1) безвозмездная передача государственной собственности;
2) продажа государственной собственности.
Цель безвозмездной приватизации части государственной собственности только гражданам Республики Беларусь - обеспечение социального равенства (ст. 10 Закона о приватизации). Государственная собственность создавалась трудом всех граждан Республики Беларусь, однако первоначальный капитал для ее приобретения был не у всех. При исключительно возмездной приватизации государственная собственность была бы продана ограниченному кругу лиц, что противоречит принципу социальной справедливости. Поэтому концепция приватизации в Республике Беларусь была основана на принципе сочетания возмездной и безвозмездной передачи государственной собственности.
Доля граждан в
Приватизационный чек - государственная ценная бумага, свидетельствующая о праве ее владельца на долю в приватизируемой государственной собственности и выражающая размер этой доли (ст. 1 Закона об имущественных приватизационных чеках).
После 1 января 2006 г. находятся в обращении и используются в соответствии с нормами права только перерегистрированные чеки «Жилье». Перерегистрация была предусмотрена нормой подп. 1.1 Указа Президента № 6 «Об упорядочении обращения и использования именных и приватизационных чеков «Жилье» от 7 июня 2005 г. и осуществлялась подразделениями ОАО «Сберегательный банк "Беларусбанк"» до 1 января 2007 г. Выдача приватизационных чеков «Жилье» с указанной даты прекращается, за исключением случаев, предусмотренных нормами законодательных актов.
Индексации
Срок обращения именных приватизационных чеков «Имущество» продлен до 30 июня 2013 г. Такое решение принято постановлением Совета Министров №749 от 19 мая 2010 г., которое вступило в силу 1 июля 2010 г. Срок обращения чеков «Жилье» не определен.
Способы разгосударствления и приватизации, т.е. конкретные приемы передачи функций управления либо права собственности на объекты, принадлежащие государству, определены нормами ст. 18(1) Закона о приватизации. Способами разгосударствления являются:
1) преобразование государственных унитарных, основанных на праве хозяйственного ведения, и арендных предприятий в ОАО;
2) внесение государственного
имущества, сданного в аренду,
в уставный фонд ОАО,
В качестве способов приватизации выступают:
1) продажа объектов государственной собственности на аукционе, по конкурсу;
2) продажа акций, принадлежащих государству, в том числе на льготных условиях в соответствии с нормами права.
В соответствии с нормой подп. 1.1 Декрета № 3 преобразование государственных унитарных, основанных на праве хозяйственного ведения, и арендных предприятий в ОАО осуществляется на основании предложений коллективов работников этих предприятий, согласованных: