Понятие и значение разгосударствления и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь. Субъекты и объекты приватизац

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 08:52, контрольная работа

Описание

Основным элементом рыночной экономики является конкуренция, учитывающая, прежде всего, интересы потребителя и создающая условия для высокой эффективности производства. Конкуренция возможна в условиях функционирования множества экономически самостоятельных производителей, что в свою очередь, возможно лишь при существовании различных форм собственности. Т.о. переход к новой модели экономики требует трансформации отношений в сфере собственности, а именно, ликвидации доминирующего положения государственной собственности.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная ХП.doc

— 147.50 Кб (Скачать документ)

Академия управления при Президенте

Республики Беларусь

Институт управленческих кадров
Факультет управления

Кафедра гражданского и  хозяйственного права

Специальность «Государственное управление и экономика»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Правоведение»

Раздел 4. «Гражданское и хозяйственное право»

Вариант 3

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент II курса группы ГРВЭДзв-3

 

Чубаков Н.Н.

 

 

 

 

 

Проверил:

Преподаватель

 

 

 

 

 

 

                                       Цырусь И. В.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2012

  1. Теоретический вопрос:

Понятие и  значение разгосударствления и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь. Субъекты и объекты приватизации.

 

Основным элементом  рыночной экономики является конкуренция, учитывающая, прежде всего, интересы потребителя  и создающая условия для высокой эффективности производства. Конкуренция возможна в условиях функционирования множества экономически самостоятельных производителей, что в свою очередь, возможно лишь при существовании различных форм собственности. Т.о. переход к новой модели экономики требует трансформации отношений в сфере собственности, а именно, ликвидации доминирующего положения государственной собственности. Как показал опыт других стран, такие преобразования могут быть реализованы в процессе разгосударствления и приватизации.

Правовую основу разгосударствления и приватизации составляют:

  • Закон Республики Беларусь от 19 января 1993 г. «О разгосударствлении и приватизации в Республике Беларусь» с последними изменениями и дополнениями;
  • Декрет Президента Республики Беларусь от 20 марта 1998 г. №3 «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь»;
  • Закон Республики Беларусь от 6 июля 1993 г. «Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь» с последними изменениями и дополнениями;
  • Указ Президента Республики Беларусь от 3 ноября 2005 г. № 520 «О совершенствовании правового регулирования отдельных отношений в экономической сфере»;
  • и др.

Закон о приватизации закрепил определения разгосударствления и приватизации в качестве юридических терминов, различая их.

Разгосударствление – это передача от государства физическим лицам и организациям со статусом юридического лица частично либо полностью (в том числе посредством приватизации) функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами. Приватизация – это приобретение физическими лицами и организациями со статусом юридического лица права собственности на объекты, принадлежащие государству.

Отличие между рассматриваемыми процессами состоит в следующем: в результате разгосударствления смены собственника не происходит. Государство лишь передает физическим и юридическим лицам право на участие в управлении субъектами хозяйствования. В результате приватизации собственниками объектов, принадлежащими ранее государству на праве собственности, становятся физические лица и негосударственные организации со статусом юридического лица.

 

В соответствии с правилами  п. 1 Указа № 520 Президентом Республики Беларусь, законами или в порядке, установленном законодательными актами устанавливается порядок проведения и способы приватизации государственной собственности, включая условия совершения сделок с объектами приватизации, а также компетенция государственных органов и иных государственных организаций по принятию решений в этой сфере; осуществляется приватизация имущества, находящегося в республиканской собственности. В настоящее время основными законодательными актами по вопросам приватизации объектов государственной собственности являются Закон о приватизации и Декрет № 3.

Органами государственного управления, уполномоченными осуществлять разгосударствление и приватизацию, в соответствии с нормами ст. 9 Закона о приватизации выступают: в отношении объектов республиканской собственности - орган Совета Министров по управлению государственным имуществом; в отношении объектов коммунальной собственности - органы приватизации местных Советов депутатов.

Выработка государственной  политики в сфере управления государственным имуществом и приватизации является согласно подп. 4.4. Положения о Министерстве экономики, утвержденного постановлением Совета Министров от 29 июля 2006 № 967 одной из задач Министерства экономики.

Проведение единой государственной  политики по вопросам имущественных  отношений, включая приватизацию, входит в компетенцию Госкомимущества, являющегося республиканским органом государственного управления, подчиненным Правительству. Этот орган:

  • запрашивает и рассматривает предложения республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству, о разгосударствлении, приватизации подчиненных им (входящих в их состав) организаций, вносит соответствующие предложения в Совет Министров;
  • в пределах компетенции принимает решения о преобразовании республиканских унитарных предприятий в открытые акционерные общества, приватизации объектов, находящихся в республиканской собственности, выступает в установленном законодательством порядке от имени Республики Беларусь учредителем (участником) хозяйственных обществ и товариществ;
  • осуществляет контроль за реализацией экономических программ, прогнозов и решений по вопросам приватизации и т.д.

Специальные функции (исполнительные, контрольные, регулирующие и другие) в сфере приватизации имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь, осуществляет согласно подп. 4.44, 4.45, и 4.53Положения о Государственном Комитете по имуществу Республики Беларусь, утвержденного Постановлением Совета Министров от 29 июля 2006г. № 958 Фонд государственного имущества Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь, который является структурным подразделением указанного комитета.

Аналогичные полномочия в данной сфере предоставлены  исполнительным и распорядительным органам административно-территориальных  единиц Республики Беларусь.

 

Лицами, имеющими право приобретать государственную собственность в процессе приватизации, т.е. субъектами приватизации, являются:

 

  • граждане Республики Беларусь и Российской Федерации;
  • негосударственные организации со статусом юридического лица, которыми в целях Закона о приватизации признаются организации, у которых доля государственной собственности в уставном фонде составляет менее 50 %;
  • организации со статусом юридического лица Республики Беларусь, созданные не менее чем 50 % членов трудовых коллективов приватизируемых организаций;
  • иностранные инвесторы;
  • лица без гражданства;
  • совхозы и другие государственные сельскохозяйственные организации, в случае преобразования в процессе приватизации предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию и обслуживающих сельское хозяйство, в открытые акционерные общества с участием сельскохозяйственных предприятий - производителей сельскохозяйственной продукции (ст. 4 Закона о приватизации).

 

Объектами приватизации являются:

    • государственное и общественное жилье;
    • государственные предприятия, учреждения, организации, структурные единицы объединений и структурные подразделения предприятий;
    • государственное имущество, сданное в аренду;
    • доли (паи, акции), принадлежащие Республике Беларусь и административно-территориальным единицам, в имуществе субъектов хозяйствования (ст. 3 Закона о приватизации).

 

Объектами разгосударствления являются:

    • государственные предприятия, учреждения, организации, структурные единицы объединений и структурные подразделения предприятий;
    • государственное имущество, сданное в аренду.

 

Законом от 5 мая 1998 г. «Об объектах, находящихся только в собственности Республики Беларусь» утвержден Перечень объектов, которые могут находиться только в государственной собственности. В целях реализации этого Закона Постановлением Совета Министров от 3 ноября 2006 г. № 1456 утвержден Перечень не подлежащих приватизации организаций, имущество которых находится в республиканской собственности.

 

Форма приватизации - это организация процесса приватизации, т.е. передачи физическим лицам и организациям со статусом юридического лица права собственности на объекты, принадлежащие государству. Нормы Закона о приватизации предусматривают две формы осуществления приватизации:

1) безвозмездная передача  государственной собственности;

2) продажа государственной собственности.

Цель безвозмездной приватизации части государственной собственности только гражданам Республики Беларусь - обеспечение социального равенства (ст. 10 Закона о приватизации). Государственная собственность создавалась трудом всех граждан Республики Беларусь, однако первоначальный капитал для ее приобретения был не у всех. При исключительно возмездной приватизации государственная собственность была бы продана ограниченному кругу лиц, что противоречит принципу социальной справедливости. Поэтому концепция приватизации в Республике Беларусь была основана на принципе сочетания возмездной и безвозмездной передачи государственной собственности.

Доля граждан в государственной  собственности, передаваемой безвозмездно, определялась квотами: 1) жилищной (согласно Закону Республики Беларусь от 16 апреля 1992 «О приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь»); 2) на приобретение имущества - в соответствии с нормами Закона о приватизации и Закона об именных приватизационных чеках. Для реализации права использования квот гражданам выдавались на сумму, соответствующую их квоте, приватизационные чеки «Жилье» и «Имущество».

Приватизационный чек - государственная ценная бумага, свидетельствующая о праве ее владельца на долю в приватизируемой государственной собственности и выражающая размер этой доли (ст. 1 Закона об имущественных приватизационных чеках).

После 1 января 2006 г. находятся  в обращении и используются в  соответствии с нормами права  только перерегистрированные чеки «Жилье». Перерегистрация была предусмотрена нормой подп. 1.1 Указа Президента № 6 «Об упорядочении обращения и использования именных и приватизационных чеков «Жилье» от 7 июня 2005 г. и осуществлялась подразделениями ОАО «Сберегательный банк "Беларусбанк"» до 1 января 2007 г. Выдача приватизационных чеков «Жилье» с указанной даты прекращается, за исключением случаев, предусмотренных нормами законодательных актов.

Индексации перерегистрированные в установленном порядке чеки «Жилье» не подлежат, за исключением  случаев использования их гражданами и членами их семей, состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, для уплаты паевого взноса в жилищном или жилищно-строительном кооперативе либо погашения кредита (ссуды), взятого на это строительство, финансирования индивидуального или коллективного жилищного строительства, реконструкции одноквартирных, блокированных жилых домов, долевого участия в жилищном строительстве, приобретения жилья путем покупки, а также для погашения задолженности по кредитам банков и ссудам организаций со статусом юридического лица, взятым и использованным на указанные цели согласно с  подп. 1.13 Указа № 6 (Положение о порядке индексации именных приватизационных чеков «Жилье» утверждено Постановлением Совета Министров, 15 ноября 2006 г. № 1529. Индексация чеков осуществляется путем умножения суммы представленных гражданином (гражданами) для индексации чеков на индекс роста стоимости строительства жилья, действующий по месту его строительства (реконструкции) либо приобретения.). Кроме того, такие чеки запрещено отчуждать, за исключением случаев дарения их по нотариально удостоверенному договору супругу (супруге), родителям, детям, усыновителям, усыновленным, родным братьям и сестрам, деду, бабке, внукам, перехода права собственности по наследству либо по решению суда.

Срок обращения именных приватизационных чеков «Имущество» продлен до 30 июня 2013 г. Такое решение принято постановлением Совета Министров №749 от 19 мая 2010 г., которое вступило в силу 1 июля 2010 г. Срок обращения чеков «Жилье» не определен.

 

Способы разгосударствления и приватизации, т.е. конкретные приемы передачи функций управления либо права собственности на объекты, принадлежащие государству, определены нормами ст. 18(1) Закона о приватизации. Способами разгосударствления являются:

1) преобразование государственных унитарных, основанных на праве хозяйственного ведения, и арендных предприятий в ОАО;

2) внесение государственного  имущества, сданного в аренду, в уставный фонд ОАО, создаваемого  на базе арендного предприятия.

В качестве способов приватизации выступают:

1) продажа объектов  государственной собственности на аукционе, по конкурсу;

2) продажа акций, принадлежащих  государству, в том числе на  льготных условиях в соответствии с нормами права.

 

В соответствии с нормой подп. 1.1 Декрета № 3 преобразование государственных унитарных, основанных на праве хозяйственного ведения, и арендных предприятий в ОАО осуществляется на основании предложений коллективов работников этих предприятий, согласованных:

Информация о работе Понятие и значение разгосударствления и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь. Субъекты и объекты приватизац