Понятие и значение разгосударствления и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь. Субъекты и объекты приватизац

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 08:52, контрольная работа

Описание

Основным элементом рыночной экономики является конкуренция, учитывающая, прежде всего, интересы потребителя и создающая условия для высокой эффективности производства. Конкуренция возможна в условиях функционирования множества экономически самостоятельных производителей, что в свою очередь, возможно лишь при существовании различных форм собственности. Т.о. переход к новой модели экономики требует трансформации отношений в сфере собственности, а именно, ликвидации доминирующего положения государственной собственности.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная ХП.doc

— 147.50 Кб (Скачать документ)

- по объектам, находящимся в республиканской собственности, - с соответствующими республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, Национальным банком, Администрацией Президента Республики Беларусь, Управлением делами Президента Республики Беларусь, другими государственными органами и иными государственными организациями, подчиненными Президенту Республики Беларусь, Национальной академией наук Беларуси, а также с областными (Минским городским) исполнительными комитетами;

- по объектам, находящимся  в коммунальной собственности, - с соответствующими местными  исполнительными и распорядительными  органами.

Решение о подаче предложений  по преобразованию государственных  унитарных и арендных предприятий  в ОАО и об образовании организации со статусом юридического лица принимаются на общих собраниях или конференциях работников данных предприятий простым большинством голосов. Организация проведения собрания (конференции) возлагается на руководителя предприятия и на орган, уполномоченный представлять интересы работников предприятия.

Если предприятие нуждается  в финансовом оздоровлении и коллектив  работников не ходатайствует о его  преобразовании в ОАО, то инициатором  такого преобразования может выступать  Совет Министров - в отношении предприятий, находящихся в республиканской собственности (при этом следует иметь в виду, что Постановлением верховного Совета Республики Беларусь от ), и 16 июня 1993 г. № 2414-XII «О предприятиях (объединениях), организациях и видах имущества, не подлежащих разгосударствлению и приватизации» утвержден перечень объектов, разгосударствление и приватизация которых должны осуществляться только по решению Совета Министров. Процедура принятия решения о приватизации объектов республиканской собственности, включенных в указанный Перечень, определена нормами Положения о разгосударствлении и приватизации объектов республиканской собственности, осуществляемых по решению Совета Министров, утвержденного постановлением Министерства экономики от 13 августа 2002 г. № 185) соответствующий местный исполнительный и распорядительный орган - в отношении предприятий, находящихся в коммунальной собственности.

Разногласия между коллективами работников предприятий, находящихся  в республиканской собственности, или субъектами приватизации, органами государственного управления и иными государственными организациями, а также областными (Минским городским) исполнительными комитетами по вопросам целесообразности разгосударствления и приватизации конкретных объектов рассматриваются:

    • по предприятиям с численностью работающих свыше 4 тыс. человек - Президентом Республики Беларусь;
    • по предприятиям с численностью работающих от 2 до 4 тыс. человек - Советом Министров;
    • по предприятиям с численностью работающих до 2 тыс. человек - Министерством экономики (подп. 1.3. Декрета № 3).

В случае разногласий  между коллективами работников предприятий, находящихся в коммунальной собственности, или субъектами приватизации и местными исполнительными и распорядительными органами по вопросам целесообразности разгосударствления и приватизации данных предприятий решения принимаются этими органами в порядке, установленном местными Советами депутатов (подп. 1.4. Декрета № 3).

В соответствии с подп. 1.5. Декрета № 3 учредителями ОАО, создаваемых  в процессе разгосударствления и приватизации объектов, находящихся в республиканской собственности, от имени государства выступают Министерство экономики или его территориальные органы, объектов, находящихся в коммунальной собственности, - местные исполнительные и распорядительные органы в порядке, определенном местными Советами депутатов. Кроме указанных органов учредителями таких акционерных обществ могут быть организации со статусом юридического лица и физические лица, в том числе иностранные, внесшие принадлежащие им денежные средства или имущество в уставные фонды данных обществ. Выбор других, кроме государства, учредителей ОАО осуществляется на этапе проведения подготовительных работ по объектам республиканской собственности Министерством экономики совместно с органами государственного управления и иными государственными организациями, а по объектам коммунальной собственности - соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами.

Предложение о приватизации объекта государственной собственности рассматривается соответствующим органом приватизации в течение одного месяца со дня его поступления. Решение органа приватизации в недельный срок после его принятия в письменной форме сообщается субъекту, подавшему предложение. Если принято положительное решение, в нем указываются сроки и условия проведения приватизации. Если же принимается решение об отказе в проведении приватизации, в нем должны быть указаны причины отказа. Ими могут быть только установленные нормами права ограничения или запрет на приватизацию (ст. 15 Закона о приватизации).

Порядок проведения работ  по преобразованию государственных  унитарных и арендных предприятий  в ОАО, порядок разработки, оформления и примерная форма проекта  создания ОАО в процессе разгосударствления и приватизации государственной собственности утверждены специальными нормативными правовыми актами.

Согласно норме п. 3 Положения о порядке создания ОАО от 19 июня 1998 г. в процессе разгосударствления и приватизации государственной собственности, проведение работ по созданию ОАО в процессе разгосударствления и приватизации государственной собственности осуществляется комиссией по преобразованию предприятия в ОАО, отраслевой комиссией и комиссией по приватизации, создаваемыми органом приватизации.

Каждая из указанных  комиссий имеет свою компетенцию и круг полномочий для ее реализации, определенных стст. 15 (1),15 (2),16 Закона о приватизации.

Окончательное решение  о приватизации объекта государственной  собственности принимается органом  приватизации на основании заключения комиссии по приватизации. Одним из принципов приватизации является обеспечение широкой гласности приватизации. Поэтому в соответствии с правилом ст. 18 Закона о приватизации не позднее, чем за один месяц до продажи объекта или приватизации предприятия в республиканском или местном периодическом печатном издании должно быть опубликовано информационное сообщение о приватизируемом объекте. Сообщение должно содержать сведения об объекте и условия его продажи.

Лица, желающие приобрести приватизируемые объекты, должны подать заявление в соответствующий орган приватизации в сроки, указанные в информационном сообщении.

В процессе преобразования государственных  унитарных и арендных предприятий  в ОАО уставный фонд последнего формируется  в соответствии с правилами Инструкции о порядке определения размера уставного фонда ОАО, создаваемого в процессе приватизации объектов, находящихся в республиканской собственности, утвержденной Постановлением Госкомимущества от 29 января 2008 г. № 9.

Процесс разгосударствления предприятия считается завершенным в момент государственной регистрации ОАО, созданного в его результате.

 

Порядок проведения аукционов и конкурсов, права и обязанности их участников регулируются специальными нормативными правовыми актами. Продажа объектов государственной собственности на аукционе представляет собой приобретение такого объекта физическим лицом или организацией со статусом юридического лица в собственность на открытых торгах, когда от покупателя не требуется выполнения каких-либо условий (аукцион без условий) или когда от покупателя требуется выполнение определенных условий (аукцион с условиями), устанавливаемых органом приватизации. При продаже объекта государственной собственности на аукционе с условиями от покупателя требуется выполнение каких-либо из следующих условий:

  • сохранение назначения или профиля объекта приватизации (под сохранением назначения объекта приватизации понимается сохранение объекта как объекта торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, другого назначения, под сохранением профиля - сохранение производства (реализации) конкретных видов товаров (работ, услуг) с учетом имеющегося спроса.),
  • сохранение или создание рабочих мест,
  • выполнение инвестиционных программ,
  • сохранение исторического характера объекта приватизации, являющегося историко- культурной ценностью (ч. 4 ст. 18(1) Закона о приватизации).

Предъявление иных условий  не допускается. Победителем аукциона признается участник, предложивший в  ходе торгов максимальную цену.

Продажей объекта государственной  собственности по конкурсу является его приобретение физическим лицом или организацией со статусом юридического лица в собственность, когда от покупателя требуется выполнение определенных условий, устанавливаемых органом приватизации. Победителем конкурса признается участник, предложение которого наилучшим образом соответствует установленному критерию. При прочих равных условиях победителем конкурса признается участник, предложивший наивысшую цену.

Законодательство о  разгосударствлении и приватизации, в частности Государственная программа, а также Декрет № 3 содержат правило, согласно которому при продаже на аукционе с условиями и (или) по конкурсу предприятий как имущественных комплексов с наличием до 100 рабочих мест, у которых задолженность по финансовым обязательствам равна активной части баланса или превышает ее, начальная цена на такой объект устанавливается в размере одной базовой величины. Собственник приватизированного таким образом объекта обязан в установленном порядке погасить задолженность перед государством и иными кредиторами, сохранить определенное число рабочих мест, обеспечить производственно-хозяйственную деятельность предприятия и выполнить другие условия договора купли-продажи этого объекта (подп. 1.16 Декрета № 3).

Предприятия как имущественные комплексы убыточных государственных организаций (к таковым относятся республиканские и коммунальные унитарные предприятия, которые являются устойчиво неплатежеспособными и финансовое состояние и результаты хозяйственной деятельности которых характеризуются тем, что в течение последних трех и более лет имеется отрицательный финансовый результат от реализации продукции, товаров (работ, услуг) или образуется чистый убыток) в соответствии с нормами Указа Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2008 г. № 113 «О порядке и условиях продажи юридическим лицам предприятий как имущественных комплексов убыточных государственных организаций» могут быть проданы по конкурсу организациям со статусом юридического лица.

Принятие решения об отчуждении предприятия, находящегося в республиканской собственности, относится к компетенции Президента Республики Беларусь (подп. 1.1 Указа Президента Республики Беларусь от 14 сентября 2006 г. № 575 «О порядке распоряжения государственным имуществом»). Подготовка соответствующего проекта решения Президента осуществляется Госкомимуществом, он же организует работу по определению оценочной стоимости имущественного комплекса, условий и сроков его продажи по конкурсу.

Предмет аукциона составляют предприятие как имущественный  комплекс и право заключения договора аренды земельного участка.

Начальная цена продажи  предприятия как имущественного комплекса определяется в размере 20% от его оценочной стоимости на 1 января текущего года. Если же оценочная стоимость предприятия равна нулю или имеет отрицательный результат, начальная цена продажи устанавливается в 1 базовую величину. Дополнительно к этой цене на основании кадастровой стоимости земельного участка с применением соответствующих коэффициентов, установленных Советом Министров, определяется плата за право заключения договора аренды земельного участка. После проведения результативного конкурса с победителем конкурсных торгов заключаются два договора: купли-продажи убыточного предприятия и аренды земельного участка. Указ № 113 закрепляет перечень обязательных условий, при выполнении которых организация-покупатель может приобрести имущественный комплекс убыточной организации. В то же время в соответствии с правилами подп. 1.13 Указа таким покупателям предоставляется ряд льгот в части погашения задолженности убыточной организации.

Продажа государственных  объектов на конкурсах и аукционах  осуществляется только за денежные средства.

Продажа акций ОАО, созданных в процессе разгосударствления и приватизации объектов, находящихся в республиканской собственности, осуществляется Госкомимуществом, а объектов, находящихся в коммунальной собственности, - соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами в порядке, определяемом соответствующими Советами депутатов:

  • работникам предприятия и приравненным к ним лицам - в течение пяти месяцев с даты государственной регистрации акций первой эмиссии, но не более восьми месяцев со дня принятия решения о создании ОАО, по цене на 20 % ниже номинальной стоимости и на сумму, не превышающую 100 базовых величин на одного покупателя. Количество акций первой эмиссии, выделенных для этой цели, определяется на основании заявлений членов коллектива работников и приравненных к ним лиц;
  • организациям и физическим лицам - на аукционах;
  • организациям и физическим лицам, представившим инвестиционные проекты по развитию ОАО, - на конкурсах;
  • иными способами, предусмотренными нормами права.

Продажа принадлежащих  Республике Беларусь акций ОАО, созданных в процессе разгосударствления и приватизации объектов, находящихся в государственной собственности, за денежные средства на конкурсах и аукционах осуществляется Госкомимуществом в соответствии с утверждаемым Советом Министров перечнем таких АО, акции которых, принадлежащие Республике Беларусь, подлежат продаже. Решение о продаже принадлежащих Республике Беларусь акций ОАО, созданных в процессе разгосударствления и приватизации объектов, находящихся в государственной собственности, включенных в данный перечень, принимается Президентом Республики Беларусь.

Информация о работе Понятие и значение разгосударствления и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь. Субъекты и объекты приватизац