Понятие и значение разгосударствления и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь. Субъекты и объекты приватизац

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 08:52, контрольная работа

Описание

Основным элементом рыночной экономики является конкуренция, учитывающая, прежде всего, интересы потребителя и создающая условия для высокой эффективности производства. Конкуренция возможна в условиях функционирования множества экономически самостоятельных производителей, что в свою очередь, возможно лишь при существовании различных форм собственности. Т.о. переход к новой модели экономики требует трансформации отношений в сфере собственности, а именно, ликвидации доминирующего положения государственной собственности.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная ХП.doc

— 147.50 Кб (Скачать документ)

Сделка по приобретению приватизируемого объекта оформляется  договором между органом приватизации и новым собственником. В течение  десяти дней после подписания этот договор должен быть зарегистрирован в соответствующем органе приватизации, после чего к новому собственнику переходят права владения и пользования приватизированным объектом. Право распоряжения им появляется с момента выдачи свидетельства тем же органом приватизации. Приватизированное предприятие регистрируется как вновь созданное и относится к негосударственной форме собственности.

Задача № 1

В результате несчастного  случая погиб один из участников геологической  экспедиции. Из-за отдаленности экспедиции от населенных пунктов погибший был  захоронен на месте происшествия. Жена погибшего обратилась в ЗАГС по месту постоянного жительства с просьбой зарегистрировать его смерть, однако получила отказ, т.к. не было предъявлено свидетельство медицинского учреждения о факте смерти. Тогда жена погибшего подала заявление в суд об объявлении мужа умершим, но суд отказал в вынесении соответствующего решения на том основании, что со дня гибели ее мужа прошло менее трех лет. Дело поступило по кассационной жалобе в областной суд.

 

  1. В каких случаях и в каком порядке гражданин может быть объявлен умершим?

 

 Согласно ст. 41 ГК Республики Беларусь гражданин может быть объявлен судом умершим, если по месту его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение трех лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, – в течение шести месяцев.

Военнослужащий или  иной гражданин, пропавший без вести  в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий.

Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения  суда об объявлении его умершим. В  случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели.

Признание гражданина умершим  возможно только на основании судебного решения, вынесенного в порядке особого производства (ст. 361 Гражданского процессуального Кодекса Республики Беларусь) и лишь при наличии юридического состава, включающие следующие юридические факты: 1) отсутствие лица в месте его жительства; 2) отсутствие сведений о месте пребывания лица; 3) истечение установленных законом сроков с момента получения последних сведений о месте пребывания лица.

 

  1. Каковы юридические последствия объявления гражданина умершим?

 

ГК Республики Беларусь не содержит специальных норм, посвященных последствиям объявления гражданина умершим. В целом, они совпадают с теми, которые имеют тесто в случае смерти гражданина (п. 4 ст. 41 ГК Республики Беларусь), а именно:

        1. В отношении имущества гражданина, объявленного умершим, открывается наследство;
        2. Прекращается брак, заключенный с гражданином , объявленным умершим (ч. 1 ст. 34 Кодекс о браке и семье);
        3. Прекращаются любые обязательства, носящий личный характер.

Вместе с тем, в литературе высказывается суждение о том, что  полного тождества последствий смерти гражданина и объявления его умершим нет. Так, факт объявления гражданина умершим не влечет прекращения его правоспособности, поскольку в основе этого лежит только предположение о смерти гражданина. Правоспособность прекращается только в момент фактической смерти лица, а это означает, что если гражданин умер до объявления его умершим, то правоспособность прекратилась в момент смерти, если жив, то не прекратилась.

Факт признания гражданина умершим не прекращает его дееспособности. Гражданская дееспособность по сути представляет собой реализованную правоспособность. Это означает, что если гражданин, признанный судом умершим, не утрачивает способность иметь гражданские права и обязанности, то он не утрачивает и право своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, а также создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Следовательно, если такой гражданин, фактически находясь в живых, совершает какие-либо сделки или иные юридически значимые действия, то они считаются действительными. Объявление гражданина умершим в целом «не влияет на субъективные права гражданина, приобретаемые и осуществляемые в месте его действительного нахождения» (с. 93 Комментария к ГК Республики Беларусь).

 

  1. Какое определение должен вынести областной суд?

 

На основании свидетельских  показаний участников экспедиции, которые  указывают точное место захоронения  погибшего, суд должен назначить  проведение экспертизы, по результатам  которой будет установлена личность погибшего. Т.о. будет установлен факт смерти гражданина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача № 2

Между предприятием А  и предприятием Б был заключен договор поставки сроком на один год. Договором предусматривалась поставка товара в течение срока  действия  договора  отдельными  партиями ежемесячно. В договоре определялась цена товара для первой партии, а также определялись показатели, влекущие изменение цены товара, и способ ее пересмотра.

После истечения срока  договора возник вопрос о продолжении  сотрудничества и заключении нового договора.

Предприятие А (поставщик) направило предприятию Б (покупателю) подписанный проект договора на новый  срок, в котором был изменен  порядок определения цены товара, что повлекло ее повышение по сравнению  с прошлым годом. Не дожидаясь  ответа от покупателя предприятие А произвело отгрузку товара. В товарно-транспортной накладной основанием отгрузки товара назывался неподписанный договор.

Покупатель принял товар  и отправил на реализацию в розничную  сеть, однако от оплаты выставленного  платежного требования отказался частично, указав, что полученный товар согласен оплатить по цене, определяемой в соответствии с прошлогодним договором.

 

  1. Каков порядок заключения договоров?

 

Заключение хозяйственных  договоров осуществляется в соответствии с определенными принципами, выражающими сущность предпринимательской деятельности, осуществляемой субъектами хозяйствования на территории Республики Беларусь. К указанным принципам относятся: принцип юридического равенства участников хозяйственных правоотношений; принцип свободы договора; принцип диспозитивности; принцип добросовестности и разумности участников хозяйственных правоотношений и некоторые другие принципы.

Порядок заключения хозяйственных  договоров урегулирован нормами    стст. 402-419 ГК, в соответствии с которыми договор заключается путем направления предложения заключить договор одной стороной и принятия направленного предложения другой стороной. В соответствии с нормой ст. 402 ГК договор будет считаться заключенным с того момента, когда между его сторонами будет достигнуто облеченное в установленную форму соглашение по всем существенным условиям договора. Таким образом, для заключения хозяйственного договора необходимо достижение соглашения между его сторонами, что и обусловливает необходимость для одной стороны сделать предложение о заключении договора, а для другой - принять данное предложение.

Предложение заключить  договор называется офертой, а лицо, его направившее, оферентом. Процедура принятия условий оферты называется акцептом лицо, принявшее оферту, акцептантом.

 

  1. Какие требования предъявляются ГК к оферте и акцепту?

 

Оферта - это адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, достаточно определенно выражающее намерение направившего, его лица заключить договор и содержащее все существенные условия договора (ст. 405 ГК). Оферта должна отвечать следующие признакам: 1) оферта должна быть адресована одному или нескольким конкретным лицам; 2) в оферте намерение пославшего ее лица заключить договор должно быть выражено достаточно определенно в форме, доступной для восприятия другими лицами; 3) оферта должна содержать все существенные условия договора.

В случае отсутствия в  предложении о заключении договора хотя бы одного из указанных признаков, оно не может быть признано офертой, и не будет иметь для направившего указанное предложение лица юридических последствий.

Оферта может направляться акцептанту в форме письменного  предложения, содержащего все существенные условия договора, посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, электронной  и иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от надлежащей стороны по договору (ст. 404 ГК, ст. 405 ГК). Следовательно, применительно к реальным условиям хозяйственного оборота, наиболее часто встречается оферта в виде счета-фактуры, направленной акцептанту при помощи телефакса или иным способом.

Направление оферты имеет  для направившего ее лица юридические  последствия, выражающиеся в том, что  оферта связывает оферента обязательством (ст. 405 ГК) и не может быть им отозвана в течение срока, установленного для ее акцепта (ст. 406 ГК). Однако в самой оферте может быть закреплена возможность ее досрочного отзыва. Возможность досрочного отзыва оферты может также следовать из существа предложения или обстановки, в которой оно было сделано (ст. 406 ГК). Досрочный отзыв направленной оферты возможен и в том случае, если он придет к предполагаемому контрагенту до получения им оферты или одновременно с ней. В таком случае оферта согласно норме п. 2 ст. 405 ГК считается неполученной. Данное правило не распространяется на случаи, когда оферта сделана в устной форме.

Действие оферты прекращается с момента ее акцепта субъектом, которому она была адресована.

Акцепт - ответ лица, которому адресована оферта, о ее полном и безоговорочном принятии или совершение данным лицом действий, направленных на выполнение условий договора, указанных в оферте, которое допускается в случае, если иное не установлено правовыми нормами или не указано в оферте (ст. 408 ГК). Следовательно, в случае согласия принять предложение, сделанное в оферте, акцептант должен принимать его в полном объеме (воля оферента и акцептанта должны полностью совпадать).

Акцепт должен быть направлен  оференту в срок, указанный в оферте или в правовых нормах, а если такой срок не указан, то в разумный для ответа срок. В данном случае необходимо учитывать следующие обстоятельства: способ пересылки оферты, расстояние между контрагентами, а также время, необходимое для ознакомление с офертой. Если же оферта без указания срока для ее акцепта сделана устно, то договор будет считаться заключенным, если вторая сторона немедленно заявит об акцепте поступившего ей предложения.

Наиболее часто встречающимся  ответом на оферту, сделанную в  виде счета-фактуры, является уплата указанной в ней суммы денег посредством их перечисления на расчетный счет оферента в безналичном порядке, что является акцептом согласно норме п. 3 ст. 408 ГК. В этом случае договор будет считаться заключенным с момента получения лицом, направившим оферту, указанной в счете-фактуре денежной суммы на свой расчетный счет. Правовыми нормами предусмотрена возможность отзыва акцепта по тем же основаниям, по которым возможно отозвать оферту, т.е. в тех случаях, когда отзыв акцепта пришел раньше или одновременно с акцептом, последний считается неполученным.

Правовыми нормами могут быть предусмотрены случаи, когда договор заключается только путем составления единого документа, подписанного сторонами, что исключает его заключение путем передачи счета-фактуры. В данном случае сторона, получившая документ установленной формы, содержащий условия договора, в случае согласия заключить договор должна подписать его и отправить второй стороне.

В норме ст. 412 ГК установлено: «в случаях, когда своевременно направленное извещение  об акцепте получено с опозданием, акцепт не считается опоздавшим, если сторона, направившая оферту, немедленно уведомит другую сторону о получении акцепта с опозданием».

Ответ о согласии заключить договор  на иных условиях, чем предложено в  оферте, не является акцептом. Такой  ответ признается отказом от акцепта и в то же время новой офертой. (ст. 413 ГК)

 

  1. Был ли заключен договор поставки в данном случае?

 В данном случае  договор считается заключенным,  т.к. покупатель принял партию  товара (ст. ч.2 ст 403 ГК).

 

  1. Правомерен ли отказ покупателя оплатить товар по новой цене?

 

Отказ покупателя оплатить товар по новой цене неправомерен. Продавец вправе требовать от покупателя возмещение суммы товара через суд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нормативные правовые акты и литература:

 

  1. Гражданский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 7 дек. 1998 г., № 218-З: принят Палатой представителей 28 окт. 1998г.: одобр. Советом Респ. 19 нояб. 1998 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 28.12.2009г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.
  2. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск : Амалфея, 2005. – 48 с.
  3. О Государственной программе приватизации: постановление Верховного Совета Респ. Беларусь, 16 июня 1993 г., № 2421-XII: в ред. Закона Респ. Беларусь от 21.06.1999 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.
  4. О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства): Указ Президента Респ. Беларусь, 12 нояб. 2003 г., № 508: в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 06.04.2009 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.
  5. О приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 16 апр. 1992 г., № 1593-XII: в ред. Закона Респ. Беларусь от 15.07.2008 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.
  6. О применении норм Гражданского кодекса Республики Беларусь, регулирующих заключение, изменение и расторжение договоров: постановление Пленума Высш. Хоз. Суда Респ. Беларусь, 16 дек. 1999 г., № 16: в ред. постановления Пленума Высш. Хоз. Суда Респ. Беларусь от 26.09.2008 г.// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.
  7. О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь: Декрет Президента Респ. Беларусь, 20 марта 1998 г., № 3: в ред. Декрета Президента Респ. Беларусь от 26.06.2009 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.
  8. О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 19 янв. 1993 г., № 2103-XII: в ред. Закона Респ. Беларусь от 05.01.2008 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.
  9. О судебной практике по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение: постановление Пленума Верховн. Суда Респ. Беларусь, 18 марта 1994 г., № 1: в ред. постановления Пленума Верховн. Суда Респ. Беларусь от 28.09.2006 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.
  10. Об упорядочении обращения и использования именных приватизационных чеков «Жилье»: Декрет Президента Респ. Беларусь, 07 июня 2005 г., № 6: в ред. Декрета Президента Респ. Беларусь от 29.10.2007 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2010.
  11. Об экономической несостоятельности (банкротстве): Закон Респ. Беларусь, 18 июля 2000 г., № 423-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 31.12.2009 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.
  12. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 15 дек. 1998 г., № 219-З: принят Палатой представителей 11 нояб. 1998 г.: одобр. Советом Респ. 26 нояб. 1998 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 15.06.2009 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.

Информация о работе Понятие и значение разгосударствления и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь. Субъекты и объекты приватизац