Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 21:54, курсовая работа
Конституция Республики Беларусь (ст. 42) гарантирует каждому гражданину право на выбор рода занятий в соответствии с призванием, способностями и с учетом общественных потребностей. Ограничение этого права, как и других прав граждан, допускается только в случаях, предусмотренных законом (ст. 23 Конституции).
В Республике Беларусь каждый вправе свободно осуществлять предпринимательскую деятельность. Единственным обязательным требованием является требование государственной регистрации предпринимателя либо юридического лица.
Введение……………………………………………………………………….
3
1.
Понятие и необходимость лицензирования
6
2.
Порядок получения лицензии на ведение хозяйственной деятельности в Республике Беларусь
14
3.
Контроль лицензирующих органов за соблюдением законодательства
30
Заключение……………………………………………………………………
38
Источники……………………………………………………………………..
40
Соискатель лицензии обязательно вступает в административные отношения с компетентным органом. Для этих отношений в отличие от гражданско-правовых характерно неравенство их субъектов.
Действительно, некоторые юристы лицензионное право рассматривают как институт административного права, представляющий собой совокупность норм права, регулирующих определенную обособленную группу общественных отношений, возникающих в связи с применением лицензирования как формы государственного административного воздействия на экономические процессы с целью приведения их в соответствие с интересами общественной и государственной пользы. Иными словами, лицензионное право - это совокупность норм права, регулирующих общественные отношения по лицензированию различных видов деятельности в рамках административного права. Приведенное определение в части отнесения института лицензирования к отрасли административного права является небесспорным.
Так, предпринимательское (хозяйственное) право относит лицензирование к своей сфере регулирования. Обосновывается такая позиция тем, что помимо предпринимательских отношений и отношений по государственному регулированию хозяйствования в целях обеспечения интересов государства и общества, предпринимательское право включает в себя совокупность норм права, регулирующих тесно связанные с предпринимательскими "иные" отношения, в том числе некоммерческого характера. К последним (т.е. "иным" отношениям) наряду с отношениями по регистрации, ликвидации хозяйствующих субъектов, сертификации продукции и т.д. отнесено и лицензирование, которое, по мнению И.В. Ершовой и Т.М. Ивановой, хотя и носит некоммерческий характер, но создает основу, является необходимым условием, предпосылкой будущей предпринимательской деятельности13. В то же время О.М. Олейник указывает, что "в масштабах гражданского права конструирование института лицензирования теоретически и практически невозможно, поскольку предмет регулирования и его метод явно выходят за рамки указанных принципов (свобода воли, равенство сторон и диспозитивность). Вполне обоснованным представляется лицензирование хозяйственной деятельности рассматривать как самостоятельный институт хозяйственного права"14. С последним рассуждением трудно не согласиться.
В противовес хотелось бы отметить, что административное право как отрасль права объединяет в себе нормы, регулирующие властные отношения, одним из субъектов которых является государство в лице своих органов или должностных лиц. Нельзя отрицать, что именно такой характер - характер властеотношений - носят отношения по лицензированию, возникающие между лицензирующим органом и субъектом лицензируемого вида деятельности. Более того, только с точки зрения административно-правового подхода к изучению лицензирования можно определить его правовую природу и выработать системный подход к совершенствованию совокупности норм права, регулирующих отношения по лицензированию.
Необходимо определить объекты правоотношений института лицензирования.
В юридической литературе под объектами правоотношений понимаются материальные, духовные и иные социальные блага, которые служат удовлетворению интересов и потребностей граждан и организаций и по поводу которых субъекты права вступают в правоотношения и осуществляют свои субъективные права.
Исходя из такого понимания объектов правоотношений, следует согласиться с позицией О. Олейник, которая к объектам лицензирования относит:
1) собственно хозяйственную деятельность, которая не ограничена количественными критериями и носит длящийся характер (лицензирование видов деятельности);
2) отдельные хозяйственные
операции, исчерпывающиеся однократным
действием и имеющие
В результате лицензирования хозяйственной деятельности легитимируется правоспособность субъектов правоотношений в области действия локального запрета при общем дозволении (к примеру, лицензирование лизинговой деятельности) либо же субъекты правоотношений наделяются специальной правоспособностью на осуществление лицензируемых видов деятельности в сфере действия общего запрета (внешнеторговая деятельность в сфере военно - технического сотрудничества).
Результатом лицензирования
отдельных хозяйственных
Субъектами правоотношений лицензирования являются:
1) управомоченные органы
управления, которые своей
2) хозяйствующие субъекты,
экономическая деятельность
Принципами института
лицензионного права
Отметим наиболее распространенные:
- обеспечение единства экономического пространства ;
- установление единого перечня
лицензируемых видов
- установление единого порядка лицензирования;
- установление лицензионных
- гласность и открытость
- соблюдение законности при осуществлении лицензирования.
Таким образом, все перечисленные выше подходы к определению сущности лицензирования имеют право на существование, поскольку характеризуют данное правовое явление с различных сторон и позволяют углубится в тот или иной аспект его содержания. Комплексный подход к изучению природы лицензирования дает возможность сделать вывод о том, что лицензирование отдельных видов деятельности является сложным социально-правовым явлением, составляющим основу правового регулирования предпринимательской деятельности.
2. ПОРЯДОК ПОЛУЧЕНИЯ
ЛИЦЕНЗИИ НА ВЕДЕНИЕ
14 июля 2003 г. был принят Декрет Президента Республики Беларусь N 17 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее – Декрет N 17), который заменил ранее существовавшую систему регулирования лицензирования видов деятельности в Республике Беларусь. Тем самым уровень нормативного регулирования лицензирования отдельных видов деятельности был изменен: если раньше общие вопросы лицензирования находились в компетенции Правительства Республики Беларусь, а именно данные отношения регулировались постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 октября 1991 г. N 386 "О порядке выдачи субъектам хозяйствования специальных разрешений (лицензий) на осуществление отдельных видов деятельности и государственной регистрации предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица" и постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 21 августа 1995 г. N 456 "О перечне видов деятельности, на осуществление которых требуется специальное разрешение (лицензия), и органов, выдающих эти разрешения", а отдельные - в основном в ведении лицензирующих органов, то с принятием Декрета Президента Республики Беларусь N 17 общие вопросы лицензирования перешли в ведение Президента Республики Беларусь.
В Декрете Президента Республики Беларусь от 14.07.2003 N 17 наконец дано легальное определение лицензирования как комплекса реализуемых государством мер, связанных с выдачей лицензий, их дубликатов, внесением изменений и (или) дополнений в лицензии, приостановлением, возобновлением, продлением срока действия лицензий, прекращением их действия, контролем за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий". Сама лицензия согласно Декрету представляет собой специальное разрешение на осуществление вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом соискателю лицензии или лицензиату"
Пункт 1 Декрета определяет субъектный состав правоотношений по поводу лицензирования через цели, которые поставлены самим Декретом N 17. В числе таких целей - защита национальной безопасности, общественного порядка, прав и свобод, а также нравственности и здоровья населения.
Таким образом, все юридические лица (независимо от формы собственности) и индивидуальные предприниматели могут заниматься определенными видами деятельности, а именно теми, которые сопряжены с защитой национальной безопасности, общественного порядка, прав и свобод, нравственности и здоровья населения, лишь при получении лицензии.
Нормы Декрет N 17 не касается вопросов лицензирования:
Президентом Республики Беларусь могут быть определены иные, кроме лицензирующих, органы, наделенные полномочиями на приостановление, прекращение действия лицензий и аннулирование лицензий на отдельные виды деятельности, а также установлены особенности осуществления этих действий.
Положение, утвержденное Декретом N 17 регулирует отношения по лицензированию отдельных видов деятельности, указанных в перечне видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций.
Право на получение лицензии имеют:
Лицензия выдается на конкретный вид деятельности (с указанием работ и услуг, составляющих этот вид деятельности) и действует на всей территории Республики Беларусь или ее части в соответствии с законодательством.
Осуществление лицензиатом не указанных в лицензии работ и услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, является незаконным и запрещается.
Совет Министров Республики Беларусь в пределах своей компетенции утверждает положения о лицензировании видов деятельности, которые должны включать:
В положении о лицензировании вида деятельности, осуществляемого на основании лицензии, запрещается предусматривать необходимость предоставления соискателем лицензии тех документов, которые могут быть истребованы лицензирующим органом самостоятельно у иных государственных органов и других организаций.
В нормативных правовых актах, не регулирующих вопросы лицензирования в целом, как правило, не должны содержаться нормы, определяющие его порядок и условия.
Лицензирующие органы не имеют права требовать от соискателей лицензий и лицензиатов обращения в коммерческие и некоммерческие организации для оказания им услуг, связанных с подготовкой и оформлением документов, другими работами по лицензированию, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами.
Информация о работе Порядок лицензирования хозяйственной деятельности