Порядок лицензирования хозяйственной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 21:54, курсовая работа

Описание

Конституция Республики Беларусь (ст. 42) гарантирует каждому гражданину право на выбор рода занятий в соответствии с призванием, способностями и с учетом общественных потребностей. Ограничение этого права, как и других прав граждан, допускается только в случаях, предусмотренных законом (ст. 23 Конституции).
В Республике Беларусь каждый вправе свободно осуществлять предпринимательскую деятельность. Единственным обязательным требованием является требование государственной регистрации предпринимателя либо юридического лица.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
3
1.
Понятие и необходимость лицензирования
6
2.
Порядок получения лицензии на ведение хозяйственной деятельности в Республике Беларусь
14
3.
Контроль лицензирующих органов за соблюдением законодательства
30
Заключение……………………………………………………………………
38
Источники……………………………………………………………………..
40

Работа состоит из  1 файл

Курсовая .doc

— 191.00 Кб (Скачать документ)

Соискатель лицензии обязательно вступает в административные отношения с компетентным органом. Для этих отношений в отличие  от гражданско-правовых характерно неравенство их субъектов.

Действительно, некоторые  юристы лицензионное право рассматривают  как институт административного  права, представляющий собой совокупность норм права, регулирующих определенную обособленную группу общественных отношений, возникающих в связи с применением лицензирования как формы государственного административного воздействия на экономические процессы с целью приведения их в соответствие с интересами общественной и государственной пользы. Иными словами, лицензионное право  - это совокупность норм права, регулирующих общественные отношения по лицензированию различных видов деятельности в рамках административного права. Приведенное определение в части отнесения института лицензирования к отрасли административного права является небесспорным.

Так, предпринимательское (хозяйственное) право относит лицензирование к своей сфере регулирования. Обосновывается такая позиция тем, что помимо предпринимательских  отношений и отношений по государственному регулированию хозяйствования в  целях обеспечения интересов государства и общества, предпринимательское право включает в себя совокупность норм права, регулирующих тесно связанные с предпринимательскими "иные" отношения, в том числе некоммерческого характера. К последним (т.е. "иным" отношениям) наряду с отношениями по регистрации, ликвидации хозяйствующих субъектов, сертификации продукции и т.д. отнесено и лицензирование, которое, по мнению И.В. Ершовой и Т.М. Ивановой, хотя и носит некоммерческий характер, но создает основу, является необходимым условием, предпосылкой будущей предпринимательской деятельности13. В то же время О.М. Олейник указывает, что "в масштабах гражданского права конструирование института лицензирования теоретически и практически невозможно, поскольку предмет регулирования и его метод явно выходят за рамки указанных принципов (свобода воли, равенство сторон и диспозитивность). Вполне обоснованным представляется лицензирование хозяйственной деятельности рассматривать как самостоятельный институт хозяйственного права"14. С последним рассуждением трудно не согласиться.

В противовес хотелось бы отметить, что административное право  как отрасль права объединяет в себе нормы, регулирующие властные отношения, одним из субъектов которых  является государство в лице своих  органов или должностных лиц. Нельзя отрицать, что именно такой характер - характер властеотношений - носят отношения по лицензированию, возникающие между лицензирующим органом и субъектом лицензируемого вида деятельности. Более того, только с точки зрения административно-правового подхода к изучению лицензирования можно определить его правовую природу и выработать системный подход к совершенствованию совокупности норм права, регулирующих отношения по лицензированию.

Необходимо определить объекты правоотношений института лицензирования.

В юридической литературе под объектами правоотношений понимаются материальные, духовные и иные социальные блага, которые служат удовлетворению интересов и потребностей граждан  и организаций и по поводу которых  субъекты права вступают в правоотношения и осуществляют свои субъективные права.

Исходя из такого понимания  объектов правоотношений, следует согласиться  с позицией О. Олейник, которая к  объектам лицензирования относит:

1) собственно хозяйственную  деятельность, которая не ограничена количественными критериями и носит длящийся характер (лицензирование видов деятельности);

2) отдельные хозяйственные  операции, исчерпывающиеся однократным  действием и имеющие количественные  признаки15.

В результате лицензирования хозяйственной деятельности легитимируется правоспособность субъектов правоотношений в области действия локального запрета при общем дозволении (к примеру, лицензирование лизинговой деятельности) либо же субъекты правоотношений наделяются специальной правоспособностью на осуществление лицензируемых видов деятельности в сфере действия общего запрета (внешнеторговая деятельность в сфере военно - технического сотрудничества).

Результатом лицензирования отдельных хозяйственных операций является субъективное право на реализацию уже имеющейся специальной правоспособности, характеризующееся строго определенным перечнем конкретных дозволений, записанных в лицензии, и разовым характером осуществления этих действий, требующих каждый раз принятия нового правового акта управомоченного органа для совершения аналогичных, но имеющих другое содержание, действий субъектов правоотношений.

Субъектами правоотношений лицензирования являются:

1) управомоченные органы  управления, которые своей правореализующей  деятельностью выражают публичные  интересы государства в конкретно определенных сферах общественных отношений.

2) хозяйствующие субъекты, экономическая деятельность которых  является объектом государственного  внимания и подлежит контролю.

Принципами института  лицензионного права предлагается считать те общие, основополагающие положения, на основе которых происходит становление, а также применение норм лицензионного права. На современном этапе мы не имеем четко сформулированного перечня принципов лицензирования.

Отметим наиболее распространенные:

- обеспечение единства экономического пространства ;

- установление единого перечня  лицензируемых видов деятельности;

- установление единого порядка  лицензирования;

- установление лицензионных требований  и условий положениями о лицензировании  конкретных видов деятельности;

- гласность и открытость лицензирования;

- соблюдение законности при  осуществлении лицензирования.

Таким образом, все перечисленные  выше подходы к определению сущности лицензирования имеют право на существование, поскольку характеризуют данное правовое явление с различных сторон и позволяют углубится в тот или иной аспект его содержания. Комплексный подход к изучению природы лицензирования дает возможность сделать вывод о том, что лицензирование отдельных видов деятельности является сложным социально-правовым явлением, составляющим основу правового регулирования предпринимательской деятельности.

 

2. ПОРЯДОК ПОЛУЧЕНИЯ  ЛИЦЕНЗИИ НА ВЕДЕНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 

 

14 июля 2003 г. был принят  Декрет Президента Республики  Беларусь N 17 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее – Декрет N 17), который заменил ранее существовавшую систему регулирования лицензирования видов деятельности в Республике Беларусь. Тем самым уровень нормативного регулирования лицензирования отдельных видов деятельности был изменен: если раньше общие вопросы лицензирования находились в компетенции Правительства Республики Беларусь, а именно данные отношения регулировались постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 октября 1991 г. N 386 "О порядке выдачи субъектам хозяйствования специальных разрешений (лицензий) на осуществление отдельных видов деятельности и государственной регистрации предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица" и постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 21 августа 1995 г. N 456 "О перечне видов деятельности, на осуществление которых требуется специальное разрешение (лицензия), и органов, выдающих эти разрешения", а отдельные - в основном  в ведении лицензирующих органов, то с принятием Декрета Президента Республики Беларусь N 17 общие вопросы лицензирования перешли в ведение Президента Республики Беларусь.

В Декрете Президента Республики Беларусь от 14.07.2003 N 17 наконец дано легальное определение лицензирования как комплекса реализуемых государством мер, связанных с выдачей лицензий, их дубликатов, внесением изменений и (или) дополнений в лицензии, приостановлением, возобновлением, продлением срока действия лицензий, прекращением их действия, контролем за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий". Сама лицензия согласно Декрету представляет собой специальное разрешение на осуществление вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом соискателю лицензии или лицензиату"

Пункт 1 Декрета определяет субъектный состав  правоотношений по поводу лицензирования  через  цели, которые поставлены самим Декретом N 17. В числе таких целей - защита национальной безопасности, общественного порядка, прав и свобод, а также нравственности и здоровья населения.

Таким образом, все юридические  лица (независимо от формы собственности) и индивидуальные предприниматели  могут заниматься определенными видами деятельности, а именно теми, которые сопряжены с защитой национальной безопасности, общественного порядка, прав и свобод, нравственности и здоровья населения, лишь при получении лицензии.

Нормы Декрет N 17 не касается вопросов лицензирования:

  1. деятельности, связанной со специфическими товарами (работами, услугами);
  2. внешнеэкономической деятельности по ввозу и (или) вывозу отдельных товаров;
  3. деятельности, осуществляемой государственными органами в пределах их компетенции, определенной в установленном порядке, воинскими частями (учреждениями) Вооруженных Сил и другими воинскими формированиями, органами внутренних дел, органами и подразделениями по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь в соответствии с задачами, возложенными на них законодательством;
  4. деятельности, лицензируемой Национальным банком.

Президентом Республики Беларусь могут быть определены иные, кроме лицензирующих, органы, наделенные полномочиями на приостановление, прекращение  действия лицензий и аннулирование  лицензий на отдельные виды деятельности, а также установлены особенности осуществления этих действий.

Положение, утвержденное Декретом N 17 регулирует отношения по лицензированию отдельных видов деятельности, указанных в перечне видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций.

Право на получение  лицензии имеют:

  1. юридические лица Республики Беларусь;
  2. индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь (если законодательными актами не установлено, что право на осуществление лицензируемых видов деятельности, а также отдельных работ и услуг, составляющих соответствующий вид деятельности, имеют только юридические лица);
  3. иностранные юридические лица и иностранные организации, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, при наличии открытого в установленном порядке представительства на территории Республики Беларусь (далее - иностранные организации) (если законодательными актами не установлено, что право на осуществление лицензируемых видов деятельности, а также отдельных работ и услуг, составляющих соответствующий вид деятельности, имеют только юридические лица Республики Беларусь и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь);
  4. физические лица - граждане Республики Беларусь, ходатайствующие о предоставлении им права занятия адвокатской или частной нотариальной деятельностью16.

Лицензия выдается на конкретный вид деятельности (с указанием работ и услуг, составляющих этот вид деятельности) и действует на всей территории Республики Беларусь или ее части в соответствии с законодательством.

Осуществление лицензиатом  не указанных в лицензии работ  и услуг, составляющих лицензируемый  вид деятельности, является незаконным и запрещается.

Совет Министров Республики Беларусь в пределах своей компетенции  утверждает положения о лицензировании видов деятельности, которые должны включать:

  1. указание вида деятельности, работ и услуг, составляющих этот вид деятельности;
  2. указание срока действия лицензии;
  3. перечень лицензионных требований и условий, предъявляемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, осуществляющим адвокатскую или частную нотариальную деятельность;
  4. перечень грубых нарушений лицензиатом, его обособленным подразделением (филиалом) законодательства о лицензировании или установленных требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности;
  5. исчерпывающий перечень документов, представляемых соискателем лицензии для ее получения, а также истребуемых лицензирующим органом у иных государственных органов и других организаций самостоятельно, и требования по содержанию данных документов;
  6. полномочия лицензирующих органов и порядок контроля за соблюдением законодательства об осуществлении вида деятельности, лицензионных требований и условий;
  7. порядок проведения в необходимых случаях проверки и (или) экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям, и иные особенности выдачи лицензий на отдельный вид деятельности.

В положении о лицензировании вида деятельности, осуществляемого  на основании лицензии, запрещается  предусматривать необходимость  предоставления соискателем лицензии тех документов, которые могут  быть истребованы лицензирующим органом самостоятельно у иных государственных органов и других организаций.

В нормативных правовых актах, не регулирующих вопросы лицензирования в целом, как правило, не должны содержаться  нормы, определяющие его порядок  и условия.

Лицензирующие органы не имеют права требовать от соискателей лицензий и лицензиатов обращения в коммерческие и некоммерческие организации для оказания им услуг, связанных с подготовкой и оформлением документов, другими работами по лицензированию, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами.

Информация о работе Порядок лицензирования хозяйственной деятельности