Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 21:54, курсовая работа
Конституция Республики Беларусь (ст. 42) гарантирует каждому гражданину право на выбор рода занятий в соответствии с призванием, способностями и с учетом общественных потребностей. Ограничение этого права, как и других прав граждан, допускается только в случаях, предусмотренных законом (ст. 23 Конституции).
В Республике Беларусь каждый вправе свободно осуществлять предпринимательскую деятельность. Единственным обязательным требованием является требование государственной регистрации предпринимателя либо юридического лица.
Введение……………………………………………………………………….
3
1.
Понятие и необходимость лицензирования
6
2.
Порядок получения лицензии на ведение хозяйственной деятельности в Республике Беларусь
14
3.
Контроль лицензирующих органов за соблюдением законодательства
30
Заключение……………………………………………………………………
38
Источники……………………………………………………………………..
40
Лицензия аннулируется по решению суда в случае:
Суд направляет в лицензирующий орган решение об аннулировании лицензии не позднее 5 дней после вступления его в силу.
В случае повторного (два
и более раза в течение 12 месяцев
подряд) нарушения лицензиатом установл
Решение об аннулировании лицензии должно содержать указание на дату аннулирования лицензии, которая не должна наступить ранее даты принятия такого решения, за исключением решения об аннулировании лицензии, принятого в случаях, предусмотренных в абзацах втором и третьем части первой и в абзаце втором части второй пункта 34 Положения о лицензировании, в соответствии с которым лицензия считается аннулированной со дня начала срока ее действия.
Лицензирующий орган в течение 5 дней со дня принятия решения об аннулировании лицензии письменно уведомляет об этом лицензиата, который в 5-дневный срок со дня получения уведомления обязан возвратить лицензию (ее дубликат) в соответствующий лицензирующий орган.
Суд либо лицензирующий орган могут принять решение о прекращении действия лицензии по одному или нескольким обособленным подразделениям (филиалам), в отношении одной или нескольких составляющих работ и (или) услуг. При этом действие лицензии сохраняется в непрекращенной части.
В случае принятия решения о прекращении действия лицензии по одному или нескольким обособленным подразделениям (филиалам), в отношении одной или нескольких составляющих работ и (или) услуг при условии сохранения действия лицензии в непрекращенной части лицензиат обязан внести в лицензию соответствующие изменения и (или) дополнения в порядке, определенном Положением о лицензировании.
Решение о выдаче (отказе в выдаче) лицензии, внесении в нее изменений и (или) дополнений, продлении, приостановлении, возобновлении, прекращении срока ее действия и аннулировании лицензии принимается коллегиальным органом лицензирующего органа в установленном порядке.
За выдачу лицензии на осуществление юридическими и физическими лицами, иностранными организациями отдельных видов деятельности, внесение в нее изменений и (или) дополнений, за исключением случаев внесения их в связи с изменением законодательных актов и постановлений Совета Министров Республики Беларусь, регламентирующих лицензируемую деятельность, продление срока действия лицензии, выдачу ее дубликата взимается государственная пошлина в порядке и размерах, установленных законодательными актами.
Возмещение лицензирующим
органам расходов, связанных с
лицензированием, осуществляется за счет
средств, предусмотренных в
Лицензирующие органы формируют и ведут реестры лицензий.
В реестре лицензий должны быть указаны:
Информация, содержащаяся в реестре лицензий, является открытой, если иное не установлено законодательными актами. Такая информация предоставляется в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.
Лицензирующие и другие государственные органы в пределах своей компетенции контролируют осуществление лицензиатами лицензируемого вида деятельности.
Решения, принимаемые лицензирующими органами при осуществлении лицензирования, могут быть обжалованы соискателями лицензий или лицензиатами в судебном порядке в месячный срок со дня их принятия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цель лицензирования в любом государстве – защита прав и законных интересов граждан, их нравственности и здоровья, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Однако сфера применения лицензирования и ограничения, вводимые законодательством, должны быть адекватными защищаемым общественным интересам.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим порядок предоставления лицензий и прекращения их действия, является Положение о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 14.07.2003 N 17 с последующими изменениями (далее - Положение). Названный документ достаточно подробно определяет порядок выдачи лицензий и требования к соискателям и лицензиатам.
Несмотря на неоднократные изменения и дополнения Декрета N 17, он все равно еще требует доработки с учетом практики его применения.
Так, например, в процессе применения норм Декрета N 17 возникает вопрос о том, с какого момента соискатель лицензии становится лицензиатом? Буквальное толкование термина "лицензиат" позволяет утверждать, что именно момент выдачи лицензии является основанием для начала осуществления соответствующего вида деятельности. Однако Положение, в частности п. 34, дает возможность сделать другой вывод. В соответствии с данным пунктом, лицензия может быть аннулирована по решению лицензирующего органа в случае, если лицензиат не обращался за получением лицензии в течение шести месяцев со дня принятия решения о ее выдаче.
Далее, единственным критерием для признания вида деятельности лицензируемым является включение его в перечень. Представляется необходимым определить термин "лицензируемый вид деятельности".
В настоящее время на практике возникает вопрос о возможности передачи лицензии на осуществление деятельности в составе предприятия как имущественного комплекса.
В соответствии с п. 3 ст. 530 Гражданского кодекса Республики Беларусь, касающейся договора купли-продажи предприятия, права продавца, полученные им на основании разрешения (лицензии) на занятие соответствующей деятельностью, не подлежат передаче покупателю предприятия, если иное не установлено законодательством. В то же время в соответствии с п. 17 Положения в случае смены собственника, изменения наименования (фирменного наименования), места нахождения юридического лица, фамилии, имени, отчества, места жительства физического лица, получившего лицензию, изменения законодательства, в соответствии с которым требуется внесение изменений и (или) дополнений в лицензию, иных сведений, указанных в лицензии, лицензиат обязан в месячный срок обратиться в лицензирующий орган для внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в лицензию, выдачи ее копии в порядке, установленном Положением. Необходимо признать возможности передачи лицензии в составе предприятия при условии внесения соответствующих изменений в лицензию в установленный срок.
Необходимость совершенствования правового регулирования лицензирования предполагает необходимость разработки проекта Закона «О лицензировании в Республике Беларусь», в котором будут определены виды деятельности, подлежащие лицензированию, перечень органов, выдающих лицензии, процедура получения лицензии и др.
ИСТОЧНИКИ
Нормативные акты
Литература:
1 Юридическая энциклопедия. М., 1997. 682 с.
2 Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. М., 1995. 644 с.
3 Современный словарь иностранных слов. СПб., 1999. 345 с.
4 Спектор Е.П. Разрешение и лицензия в законодательстве о лицензировании // Законодательство и экономика. – 2000. - N 8. – С. 21-29.
5 Круглова Н.Ю. Хозяйственное право. М., 1997. 301 с.
6 Паращенко В.Н. Хозяйственное (предпринимательское) право Республики Беларусь. Особенная часть. Практическое пособие – Мн.: «МНО», 2001 – 130с.
7 Ионова Ж.А. Правовые проблемы легитимации предпринимательства // Государство и право. – 1997. – N 1. – С. 26-35
8 Государственное управление: проблемы теории, истории, практики, преподавания. Ростов-на-Дону, 1993. 163 с.
9 Олейник О.С. Правовые основы лицензирования хозяйственной деятельности // Закон. – 1994. – N 6. – С. 17-22.
10Бельский К.С., Елисеев Б.П., Кучеров И.И. О системе специальных методов полицейской деятельности // Государство и право. – 2003. – N 4. – С. 16-23.
11 Братусь С.Н. Субъекты гражданского права. М., 1950. 156 с.
12Тотьев К.Ю. Лицензирование по новым правилам: необходимость и перспектива реформ // Хозяйство и право. – 2001. – N 12. – С. 5-19.
13 Ершова И.В., Иванова Т.М. Предпринимательское право: учеб. пособие. М., 1999. 335 с.
14 Олейник О.С. Правовые основы лицензирования хозяйственной деятельности // Закон. – 1994. – N 6. – С. 17-22.
15 Олейник О.С. Правовые основы лицензирования хозяйственной деятельности // Закон. – 1994. – N 6. – С. 17-22.
16 п. 3 в ред. Декрета Президента Республики Беларусь от 26.11.2007 N 7
17 Вабищевич С.С. Хозяйственное право / С.С.Вабищевич, И.А.Маньковский. – Мн.: Молодежное, 2009.-27с.
Информация о работе Порядок лицензирования хозяйственной деятельности