Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 11:57, курсовая работа
Акционерное право является одной из юридических форм экономических отношений. Входя в систему частного права, оно не только дает форму базисным явлениям, так как имеет дело с отношениями производства, распределения, обмена и потребления, получающими отражение в волевых отношениях, но и ищет новые формы для этих развивающихся явлений. Оно определяет правовой статус и внутреннюю организационную структуру группы юридических лиц, исторически получившей наибольшее освещение в законодательстве и научной литературе, а также правовой режим объектов регулируемых им отношений.
Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) или единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) и коллегиальным исполнительным органом общества (правлением, дирекцией). Исполнительные органы подотчетны совету директоров (наблюдательному совету) общества и общему собранию акционеров (ст. 69 Федерального закона "Об акционерных обществах")[4].
Коллегиальный исполнительный орган общества (правление, дирекция) действует на основании устава общества, а также утверждаемого общим собранием акционеров внутреннего документа общества (положения, регламента или иного документа), в котором устанавливаются сроки и порядок созыва и проведения его заседаний, а также порядок принятия решений (ст. 70 Федерального закона "Об акционерных обществах").
Акционерное общество может быть реорганизовано или ликвидировано добровольно по решению общего собрания акционеров. Иные основания и порядок реорганизации и ликвидации акционерного общества определяются ГК РФ и другими законами. Акционерное общество вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив, а также в некоммерческую организацию[5].
Состав органов управления акционерного общества аналогичен обществу с ограниченной ответственностью:
1) общее собрание акционеров - высший орган управления. Голосование осуществляется по принципу "одна акция - один голос". По общему правилу решения принимаются простым большинством голосов акционеров - владельцев голосующих акций общества, принимающих участие в собрании, по некоторым вопросам требуется квалифицированное большинство голосов - 3/4;
2) исполнительные органы (коллегиальный и единоличный либо только единоличный), которые осуществляют текущее руководство деятельностью юридического лица и подотчетны общему собранию;
3) совет директоров (наблюдательный совет) в обязательном порядке создается в акционерном обществе с числом акционеров свыше 50[6].
Учитывая вышеизложенное, можно сделать определенные выводы. Преимущество акционерного общества перед другими коммерческими организациями состоит в том, что его участники могут выйти из общества только путем отчуждения принадлежащих им акций. Акционерное общество застраховано от уменьшения имущества в результате выхода участника. Исключение составляют предусмотренные Законом случаи, когда акционеры вправе требовать от общества выкупа акций (например, при принятии решения о реорганизации акционерного общества при условии, что акционер голосовал против или не участвовал в голосовании).
Итак, к преимуществам акционерного общества можно отнести:
- разделение функций собственности и управления;
- повышение эффективности капиталов путем их объединения;
- привлечение инвестиций посредством размещения акций на фондовом рынке;
- свобода отчуждения акций;
- ограниченная ответственность;
- сочетание интересов общества, коллектива, отдельных лиц: собственников, управляющих, наемных работников;
- стабильность организационно-правовой формы.
2. Конкуренция и антимонопольное регулирование
рыночных отношений в РФ
В широком смысле конкуренция - это соревнование между различными лицами в достижении одной и той же цели. В предпринимательской деятельности конкуренция означает состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке[7].
В Гражданском кодексе РФ термин "конкуренция" используется всего два раза. В ст. 10 говорится о недопустимости использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции. В ст. 1033 предусматривается отказ пользователя по договору коммерческой концессии от получения аналогичных прав у конкурентов правообладателя.
Юридическое содержание конкуренции характеризуется рядом признаков. Во-первых, в большинстве случаев она является естественным регулятором цен на рынке, во-вторых, она становится предпосылкой для реализации прав потребителей, в-третьих, она является правомерной деятельностью хозяйствующих субъектов на рынке, целью которой является получение наиболее выгодных условий производства и сбыта товаров законными средствами.
Как экономическая категория, конкуренция по своему содержанию неоднородна и может быть классифицирована на отдельные виды. В литературе, с учетом количества и "удельного веса" на рынке производителей, различают совершенную (свободную) и несовершенную конкуренцию. Основными признаками свободной конкуренции являются: неограниченное число участников конкуренции; абсолютно свободный доступ на рынок и выход из него; продукты определенного назначения, одинаковые по важнейшим свойствам (однородность одноименных продуктов); хозяйствующие субъекты не участвуют в контроле за рыночными ценами, неценовые методы не практикуются; полная информированность каждого участника конкуренции[8].
Рынок несовершенной конкуренции предполагает чистую монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию. Коротко остановимся на их характеристике. Чистая (абсолютная) монополия существует, если одна фирма (отрасль) является единственным производителем продукта. К их числу относятся прежде всего естественные монополии (например, акционерные общества "Газпром", "ЕЭС России").
Монополистическая конкуренция предполагает наличие относительно большего числа хозяйствующих субъектов, которые производят и реализуют дифференцированную продукцию. Причем дифференциация касается прежде всего неценовых факторов продукта или услуги. Каждый производитель (хозяйствующий субъект) обладает в некоторой степени монопольной властью над своим товаром. В частности, он может повышать или понижать цену на него независимо от конкурентов[9]. Именно данный вид конкуренции преобладает на современных рынках.
И, наконец, олигополия означает немногочисленность участников конкуренции. В качестве примера можно привести предприятия металлургического комплекса (когда несколько крупных производителей господствует на рынке). К их числу относятся, например, акционерные общества "Магнитогорский металлургический комбинат", "Нижнетагильский металлургический комбинат", "Мечел".
С учетом методов осуществления различают ценовую и неценовую конкуренцию[10]. При ценовой конкуренции продавцы товаров и услуг влияют на потребителя посредством изменений в цене. Неценовая конкуренция включает: изменение свойств продукции; создание новой продукции для удовлетворения определенных потребностей; совершенствование услуг, сопутствующих товару. Большое значение придается таким показателям, как надежность, производительность, энергоемкость, экологичность и др. В конкурентной борьбе важная роль отводится эстетическим показателям, а также товарным знакам и фирменным наименованиям. В реальной деятельности ценовая и неценовая конкуренция существуют в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга.
У этого вида конкуренции имеется по крайней мере две проблемы. Первая - становление и развитие в России антидемпингового законодательства. Пока что в указанном направлении делаются лишь первые шаги. На практике же предприятия нередко злоупотребляют своим правом, устанавливая либо высокие, либо низкие цены на реализуемую продукцию (услуги). В странах Запада действует антидемпинговое законодательство и осуществляют свою деятельность одноименные органы. Когда нарушаются императивные предписания, к российским предприятиям-экспортерам применяются серьезные меры ответственности.
Вторая проблема связана с определением высокой монопольной и низкой монопольной цены в каждой конкретной ситуации. Действующее законодательство не вносит достаточной четкости в регулирование рассматриваемых вопросов. Нужна методика определения монопольных цен, а также информация о ценообразовании. Кроме того, сейчас на естественные монополии есть рычаги воздействия, однако на хозяйствующие субъекты в других сферах, которые систематически завышают цены независимо от экономической ситуации, таких рычагов нет.
Конкуренция может быть подразделена на добросовестную и недобросовестную. В соответствии с Антимонопольным законом недобросовестная конкуренция - любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим субъектам-конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации. На практике она (конкуренция) выражается в следующих формах: в демпинговых ценах - в продаже товаров по цене ниже себестоимости; злоупотреблении господствующим положением на рынке; установлении дискриминационных цен или коммерческих условий и др.
Антиподом конкуренции выступает монополия. Легального определения монополии в нашем законодательстве нет, в буквальном смысле этот термин означает "продаю один". Монополией принято называть, прежде всего, исключительное положение хозяйствующего субъекта на рынке, при котором он сосредоточивает в своих руках значительную часть производства и сбыта определенного товара. Разновидность монополии - особое поведение господствующего на рынке субъекта и использование им доминирующего положения в своих интересах. Монополией, безусловно, считается исключительное право на определенную деятельность, которое государство предоставляет одному или нескольким субъектам[11].
С экономических позиций можно выделить несколько типов монополии. Когда предприятие впервые предложит потребителям совершенно новую продукцию, оно станет временной монополией. Некоторые виды деятельности традиционно осуществляются только государством в лице его органов и предприятий. Например, в России существует государственная монополия на эмиссию наличных денег, экспорт необработанных алмазов. Особое состояние товарного рынка, когда именно в силу отсутствия конкуренции потребители могут приобретать услуги по более низким ценам, называют естественной монополией.
Участники конкурентных отношений в антимонопольном законодательстве не подчиняются традиционной гражданско-правовой классификации на граждан и юридических лиц. Хозяйствующие субъекты (а именно такая терминология присуща антимонопольному законодательству) определяются, в первую очередь, с позиции ведения ими согласованной экономической политики. Поэтому единым хозяйствующим субъектом могут быть признаны несколько организаций, которые владеют акциями в уставном капитале друг друга, или несколько совершенно независимых компаний, которые заключили между собой договор о сотрудничестве и действуют в едином экономическом интересе, монопольно завышая цены на свои товары.
К хозяйствующим субъектам на товарных рынках относятся индивидуальные предприниматели, некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность (за исключением сельскохозяйственных кооперативов), и, конечно же, российские и иностранные коммерческие организации, а также их объединения. Антимонопольное законодательство признает хозяйствующим субъектом и группу лиц. Это может быть холдинг, финансово-промышленная группа и другие объединения организаций, которые не обладают гражданско-правовой правосубъектностью[12].
Система российского антимонопольного законодательства основана, в первую очередь, на Конституции РФ. Основной Закон государства в ст. 8 гарантирует единство экономического пространства, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. В России запрещается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, вводится запрет на установление юридических и фактических препятствий для осуществления добросовестной конкуренции (ст. ст. 34, 55, 74 Конституции РФ).
Антимонопольное регулирование в России закрепляет ряд правил, ориентиром которых являются поддержка и развитие конкуренции; ограничение монополистической деятельности; запрет соглашений, нарушающих конкуренцию; запрет злоупотребления доминирующим положением на рынке.
Целью антимонопольного регулирования является прежде всего установление и реализация правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений[13].
Фундамент антимонопольного регулирования - правовая база, включающая в себя совокупность норм, направленных на формирование конкурентных отношений и на предупреждение и ограничение правонарушений, связанных с ограничением конкуренции и монополистической деятельности. Четкая и прозрачная юридическая основа антимонопольного регулирования необходима для привлечения частных национальных и иностранных компаний на рынок товаров (услуг). Важно и то, что для любого предпринимателя важна стабильность, которая будет ждать его не в ближайший месяц, а в долгосрочной перспективе. Разумеется, эффективность национальной экономики непосредственно связана с практическим применением норм права, а не только с их законодательным закреплением.
Вполне справедливо причислить к антимонопольному регулированию отношения в сфере естественных монополий, так как они взаимосвязаны с конкурентными рынками. Ярким примером является рынок почтовой связи. На основании ст. 4 Федерального закона "О естественных монополиях" услуги общедоступной почтовой связи являются сферой естественной монополии. Тем не менее доставку почтовой корреспонденции осуществляют и частные компании ("DHL", "Federal Express").
Информация о работе Правовое положение акционерного общества