Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 10:49, курсовая работа
Общество с ограниченной ответственностью является одной из самых распространенных организационно-правовых форм юридического лица. Общество возникло как переходная форма между полным товариществом и АО. При этом ООО заимствовало признаки предшествующих Товариществ и Обществ. Экономической основой деятельности общества является включение в гражданский оборот капитала небольшой группы лиц или части капитала одного лица, при ограничении предпринимательского риска участников и при возможности лично осуществлять и контролировать деятельность общества.
Введение
1. Правовое положение обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью
1.1 Понятие и признаки ООО и ОДО
1.2 Уставный фонд общества с ограниченной ответственностью
1.3 Управление обществом с ограниченной ответственностью
1.4 Особенности взыскания задолженности в порядке субсидиарной ответственности с участников ОДО
2 Порядок регистрации и ликвидации обществ с ограниченной ответственностью
2.1 Регистрация обществ ООО и ОДО
2.2 Реорганизация и ликвидация ООО и ОДО
3 Общество с ограниченной ответственностью в контексте новых решений
Заключение
Список использованных источников
Содержащийся в решении № 1 вывод суда о том, что «исполняющий обязанности директора — это тот же исполнительный орган общества (директор)», нельзя считать бесспорным. Согласно ст. 33 Закона органами хозяйственного общества являются органы управления хозяйственного общества и его контрольные органы. Отметим, что к органам управления относятся общее собрание участников хозяйственного общества, совет директоров (наблюдательный совет), исполнительный орган хозяйственного общества. Указанный перечень закрытый. Контрольным органом является ревизионная комиссия или ревизор хозяйственного общества. При этом общим собранием участников хозяйственного общества могут быть образованы и иные контрольные органы, если это предусмотрено учредительными документами в соответствии с Законом. Следовательно, такой орган хозяйственного общества, как «исполняющий обязанности директора», законодательством о хозяйственных обществах не предусмотрен.
Согласно ст. 33 Закона исполнительный орган хозяйственного общества может быть коллегиальным или единоличным. При этом учредительными документами хозяйственного общества может быть определено наличие одновременно двух исполнительных органов: и единоличного, и коллегиального. Считаем, что термин «единоличный исполнительный орган» является термином гражданского законодательства, которому соответствует термин трудового права «руководитель организации». Единый квалификационный справочник должностей служащих (далее — ЕКСД) предусматривает несколько наименований должности руководителя организации: директор, генеральный директор, председатель, управляющий. Однако применительно к хозяйственному обществу ст. 33 Закона установлено, что для должности руководителя следует устанавливать наименование «директор» или «генеральный директор». В ЕКСД нет такой должности, как «исполняющий обязанности директора».
На основании изложенного полагаем, что исполняющего обязанности директора нельзя определить как орган хозяйственного общества, в том числе и исполнительный.
Вывод суда о том, что исполняющий обязанности директора является исполнительным органом общества, по существу, означает, что назначение временно исполняющего обязанности директора есть образование единоличного исполнительного органа общества. Отметим, что законодательство не содержит определения понятия «образование единоличного исполнительного органа». Анализ норм ГК и Закона позволяет сделать вывод о том, что возможно два значения этого термина:
1) создание в структуре управления организации соответствующего органа, определение его состава, компетенции, иных организационных моментов;
2) процесс формирования этого органа, то есть определение лиц,
осуществляющих его функции, — избрание членов исполнительного органа. Отметим, что ст. 54Закона императивно устанавливает способ формирования исполнительного органа хозяйственного общества — избрание.
Для решения вопроса, о назначении исполняющего обязанности директора общества следует принимать во внимание только второе из приведенных значений понятия «образование исполнительного органа общества». Исходя из соотношения терминов «единоличный исполнительный орган» и «руководитель организации», полагаем возможным установить аналогичное соотношение терминов «образование исполнительного органа» и «заключение трудового договора». На наш взгляд, процесс образования единоличного исполнительного органа завершается заключением трудового договора с лицом, избранным общим собранием участников общества. Такое понимание термина «образование единоличного исполнительного органа» согласуется со сложным юридическим составом как основанием возникновения трудового правоотношения с руководителем юридического лица.
Отметим, что лицо, назначаемое исполняющим обязанности директора, как правило, выбирается из числа штатных работников организации. Данная процедура не сопровождается расторжением трудового договора с руководителем организации. С работником, назначенным временно исполняющим обязанности руководителя организации, не заключается трудовой договор. С ним сохраняется трудовое правоотношение по занимаемой им ранее должности.
Представляется, что отнесение вопроса о назначении исполняющего обязанности директора к компетенции общего собрания участников общества является нецелесообразным. Подготовка к проведению общего собрания участников обычно занимает много времени. Между тем решение по вопросу о назначении исполняющего обязанности директора зачастую должно быть принято достаточно оперативно, поскольку от выполнения функциональных обязанностей руководителя в значительной степени зависит дальнейшая нормальная деятельность организации. Следует также согласиться с мнением, высказанным в юридической литературе, о том, что «общее собрание участников не влияет на оперативную деятельность общества — оно способно лишь к общему руководству делами общества, но не к ведению его текущих дел». Положение руководителя организации позволяет ему принимать подобного рода решения более оперативно.
Круг лиц, которые могут быть назначены исполняющими обязанности директора, стоит определять заранее путем введения в штатное расписание должности заместителя руководителя. Смысл введения в штатное расписание указанной должности — возможность осуществления текущего руководства деятельностью организации во время отсутствия непосредственного начальника. Во избежание споров, считается целесообразным отнести данный вопрос учредительными документами к компетенции соответствующего органа управления хозяйственного общества. [25,стр86]
1.4 Особенности взыскания задолженности в порядке субсидиарной ответственности с участников ОДО
Одним из правовых механизмов, призванных обеспечить удовлетворение требований кредиторов организации при недостаточности у нее имущества, является возможность привлечь ее руководителей, участников (учредителей), иных лиц, которые имеют право давать обязательные для должника указания либо могут иным образом определять его действия, к субсидиарной ответственности по обязательствам организации.
Напомним, что субсидиарная ответственность - один из видов гражданско-правовой ответственности. Она представляет собой дополнительную ответственность лиц, которые наряду с должником отвечают перед кредитором за надлежащее исполнение обязательства в случаях, установленных законом или договором.
При рассмотрении хозяйственным судом дел данной категории возникают проблемные вопросы, обусловленные несовершенством законодательства, формированием новых подходов в регулировании, неоднозначным правоприменительным толкованием. Эти обстоятельства и продиктовали необходимость обобщения судебной практики. Проведенное обобщение свидетельствует, что в большинстве из рассмотренных судом исков о привлечении к субсидиарной ответственности заявлялось требование о взыскании сумм задолженности с участников обществ с дополнительной ответственностью (ОДО) на основании п. 1 ст. 94 Гражданского кодекса Республики Беларусь.
Проанализируем вопросы, с которыми сталкивается хозяйственный суд при рассмотрении таких дел.
Согласно п. 1 ст. 94 ГК участники ОДО солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в пределах, определяемых учредительными документами общества, но не менее размера, установленного законодательными актами. Исходя же из п. 29 Положения о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.03.1999 № 1 в редакции Декрета Президента от 17.12.2002 № 29 (далее - Положение о госрегистрации), участники ОДО несут субсидиарную ответственность по обязательствам общества в пределах, определяемых его учредительными документами, но не менее чем в сумме, эквивалентной 1 200 евро.
При этом в силу п. 1 ст. 370 ГК до предъявления требования к лицу, которое в соответствии с законодательством или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарная ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответа на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
Пример 1
Хозяйственный суд рассмотрел дело по иску инспекции Министерства по налогам и сборам (далее - ИМНС) к учредителям ОДО "Б" - гражданам О. и З. о взыскании солидарно 3 267 600 руб. в порядке привлечения к субсидиарной ответственности в счет погашения задолженности ОДО "Б" перед бюджетом.
Согласно представленным истцом доказательствам по состоянию на 07.09.2006 ОДО "Б" имело задолженность перед бюджетом в сумме 50 415 754 руб. Денежные средства на расчетных счетах ОДО "Б" отсутствуют, имущества не установлено. Исходя из учредительных документов ОДО "Б" учредителями этого общества являются граждане О. и З., обладающие равными долями в уставном фонде общества (по 50 %).
В связи с изложенным истец просил суд взыскать с ответчиков солидарно 3 267 600 руб. в порядке субсидиарной ответственности в соответствии с п. 1 ст. 94 ГК, п. 29 Положения о госрегистрации.
Ответчики отзыв на иск не представили, в добровольном порядке уплатить в бюджет 3 267 600 руб. отказались, в судебном заседании исковые требования не признали, каких-либо доказательств в обоснование своих возражений относительно предъявленного иска суду не представили.
При данных обстоятельствах иск был удовлетворен хозяйственным судом в полном объеме.
Как следует из содержания ст. 304 ГК, при солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга. Кредитор, не получивший полного удовлетворения от одного из субсидиарных должников, имеет право требовать недополученное от остальных субсидиарных должников.
Пример 2
Судом рассмотрено дело по иску ИМНС к учредителю ОДО "Ю" - гражданину Ф. о взыскании 3 047 540 руб. в счет погашения задолженности по платежам в бюджет в порядке привлечения к субсидиарной ответственности по долгам ОДО "Ю". Решением суда требования истца удовлетворены в полном объеме.
Как следует из материалов дела, в числе учредителей ОДО "Ю", помимо ответчика, значится также гражданин З., доля в уставном фонде которого составляла 1%. В то же время в исковом заявлении требование о взыскании с него солидарно суммы субсидиарной ответственности налоговым органом не заявлялось. Причиной явилось добровольное погашение З. задолженности в пределах своего вклада в уставной фонд общества, то есть 12 евро (1% от суммы субсидиарной ответственности).
Пример 3
ИМНС обратилась в хозяйственный суд с иском к гражданину К. - учредителю ОДО "К" - о взыскании 255 359 руб. в счет погашения задолженности по платежам в бюджет в порядке привлечения его к субсидиарной ответственности по долгам ОДО.
Как следует из материалов дела, вторым учредителем ОДО "К", обладающим долей 50 %, является гражданин О., место нахождения которого налоговому органу выяснить не удалось.
Решением суда требования истца удовлетворены в полном объеме. Выдан приказ на взыскание с гражданина К. суммы задолженности.
Вышеуказанный подход представляется правильным. По солидарному обязательству каждый из солидарных должников должен быть готов к тому, чтобы исполнить обязательство полностью. При этом право выбора адресата требования, равно как и определение размера заявляемого требования к каждому из солидарных должников, принадлежит кредитору.
В то же время исполнение одним из солидарных должников заявленного к нему требования в приходящейся на него части долга не прекращает для него солидарную обязанность, поскольку кредитор вправе вновь обратиться к указанному должнику за погашением оставшейся части долга.
В большинстве случаев истцами по рассматриваемой категории споров выступали налоговые органы. С целью выявления денежных средств и имущества, на которое можно обратить взыскание в счет погашения задолженности, налоговыми органами выставлялись платежные требования к расчетному счету должников, а также направлялись соответствующие запросы в иные государственные органы и организации.
Особого внимания заслуживает проблема выявления акций, принадлежащих должнику.
Согласно ч. 1 ст. 65 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, могут быть привлечены хозяйственным судом либо вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного постановления, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, если это постановление может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон.
В силу п. 3 ст. 370 ГК при предъявлении кредитором иска к субсидиарному должнику последний должен привлечь к участию в деле основного должника. При этом, как следует из п. 8 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 27.10.2006 № 11 "О некоторых вопросах применения субсидиарной ответственности", при рассмотрении дел по искам о взыскании задолженности в порядке субсидиарной ответственности исходя из общего правила, предусмотренного п. 1 ст. 370 ГК (в отсутствие специальных условий), такое привлечение в соответствии со ст. 65 ХПК осуществляется по ходатайству субсидиарного должника в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика. Основной должник также может вступить в дело по собственной инициативе путем заявления соответствующего ходатайства или может быть привлечен по инициативе хозяйственного суда. Последствием несоблюдения субсидиарным должником требования по привлечению основного должника к участию в деле является право последнего в случае предъявления к нему регрессного требования со стороны субсидиарного должника выдвигать возражения, которые он имел против кредитора, то есть по существу основного обязательства, в том числе относительно условий, необходимых для наступления ответственности основного должника.