Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 17:15, курсовая работа
Исходя из поставленной цели, задачами настоящей курсовой работы являются:
1. рассмотреть понятие экономической несостоятельности и банкротства.
2. изучить отношения субъектов хозяйствования, связанные с экономической несостоятельностью (банкротством).
3. исследовать порядок рассмотрения дел об экономической несостоятельности (банкротстве).
Конечно, надо согласиться, что в процедуре банкротства должно оставаться минимальное количество неясных положений. Поэтому в актах законодательства должен быть максимально подробно указан перечень субъектов, правомочных участвовать в подготовке и подписании мирового соглашения в деле о банкротстве. Кроме того, такие нормы законодательства должны максимально заинтересовывать всех потенциальных кредиторов заключать мировое соглашение как можно ранее, а не наоборот.
Во-вторых, Президиум ВАС Российской Федерации разъясняет, что если после утверждения мирового соглашения выясняется, что требования одного из кредиторов, голосовавших за заключение мирового соглашения, необоснованны, это не влияет на юридическую силу решения собрания кредиторов при условии, что голосование данного кредитора не могло повлиять на принятие решения.
Надо полагать, что смысл данного разъяснения основывается на простой логике и судебной практике: одна даже отрицательная часть не должна влиять на общее положительное целое, если эта часть не составляет большую долю целого. Практика показывает насколько не просто достичь мирового соглашения в деле о банкротстве, где первым стремлением каждого кредитора является получение причитающейся ему доли. Однако здесь предстоит ответить на вопрос: что же предстоит сделать с такими необоснованными требованиями? Во всяком случае, удовлетворять их нельзя. Похожую ситуацию регулирует норма, содержащаяся в последней части статьи 97 белорусского Закона о банкротстве: даже подложное требование кредитора может быть повторно рассмотрено на собрании кредиторов, а окончательное решение принимает хозяйственный суд. Разумеется, эту проблему следует регламентировать надлежащим образом [17, c. 85].
В-третьих, заключение мирового соглашения и белорусский Закон о банкротстве, и российский Закон о банкротстве допускают на любой стадии дела о банкротстве. Однако Президиум ВАС Российской Федерации уточнил момент начала, т.е. момент, с которого возможно мировое соглашение в процедуре банкротства: «.. .но не ранее проведения первого собрания кредиторов». Здесь усматривается последовательность и логичность. К первому собранию кредиторов должны точно определиться все конкурсные кредиторы и размер их требований. Поэтому до этого момента осуществлять подготовку мирового соглашения было бы неразумным, поскольку такое мировое соглашение нарушало бы права тех кредиторов, которые выявились бы позже.
Применительно к белорусскому Закону о банкротстве такой момент можно увязать с собранием кредиторов по защите требований (статья 97), т.е. мировое соглашение может быть заключено не ранее, чем состоится собрание по признанию требований кредиторов. Но проводить работу по подготовке мирового соглашения можно и ранее.
Также необходимо оговорить момент, когда мировое соглашение в процедуре банкротства уже невозможно или, скорее, нецелесообразно. Например, после утверждения хозяйственным судом отчета управляющего по итогам санации (статья 136 белорусского Закона о банкротстве) или после завершения ликвидационного производства (статья 154 белорусского Закона о банкротстве).
Решение о заключении мирового соглашения принимается большинством голосов не от числа присутствующих на собрании кредиторов, а от общего числа голосов конкурсных кредиторов. Таковы одинаковые требования белорусского Закона о банкротстве и российского Закона о банкротстве, подчеркивая тем самым важность мирового соглашения для дела о банкротстве [8, c. 26].
В-четвертых, вполне обоснованно Президиум ВАС Российской Федерации подчеркнул, что если все требования кредиторов, включенные в реестр, погашены в полном объеме до решения вопроса об утверждении мирового соглашения, то арбитражный суд должен отказать в утверждении мирового соглашения и прекратить производство по делу о банкротстве на основании абзаца седьмого пункта 1 статьи 57 российского Закона о банкротстве. Применительно к белорусскому Закону о банкротстве, хозяйственный суд должен поступить аналогичным образом на основании части первой статьи 47.
В-пятых, Президиум ВАС Российской Федерации указал, что суд не вправе изменять содержание мирового соглашения, принятого на собрании кредиторов и представленного в суд для утверждения. Прямого запрета не содержится ни в российском, ни в белорусском законодательстве. Однако он логичен и нуждается в законодательном закреплении. Следует согласиться с теми авторами, которые указывают на автономию воли сторон при заключении мирового соглашения. «Поскольку согласование условий мирового соглашения возложено на стороны, арбитражный суд не вправе исключать из него какие-либо положения либо утверждать мировое соглашение частично. При отсутствии недостатков, предусмотренных статьей 49 АПК Российской Федерации, арбитражный суд утверждает мировое соглашение целиком». Тоже можно сказать применительно к статье 63 белорусского ХПК. Если это правило применимо к делам искового производства, то тем более - к делам о банкротстве.
Но в этих делах, в особенности, мировое соглашение должно содержать понятные, четкие выражения, формирующие определенность в отношении размера обязательств должника и кредиторов, порядка и сроков их исполнения и других условий. Если мировое соглашение содержит противоположные условия, оно не подлежит утверждению хозяйственным судом как противоречащее требованиям законодательства. Надо учитывать и то обстоятельство, что мировое соглашение по делам о банкротстве основывается не только на воле сторон, но и на императивном предписании закона исходя из необходимости защиты публичного интереса. Об этом будет сказано далее.
В-шестых, мировое соглашение может быть заключено на следующих условиях:
В целом об условиях мирового соглашения по делу о банкротстве следует сказать следующее. Белорусский Закон о банкротстве (как и российский) предъявляет требования не только к форме (она должна быть всегда письменной), но и к содержанию мирового соглашения.
В мировом соглашении предусматриваются две группы условий: обязательные условия (включаемые в мировое соглашение в любом случае под угрозой отказа в его утверждении) и факультативные условия, которые могут включаться по договору сторон мирового соглашения (статья 156 белорусского Закона о банкротстве). К обязательным условиям отнесены следующие:
Кроме обязательных условий мировое соглашение может содержать следующие факультативные условия:
В целом, перед утверждением мирового соглашения хозяйственный суд обязан проверить, не будут ли в результате его заключения поставлены в худшее положение по сравнению с участниками мирового соглашения иные кредиторы должника, на которых не распространяются условия мирового соглашения. Условия мирового соглашения для кредиторов, голосовавших против заключения мирового соглашения, не могут быть хуже, чем для кредиторов, голосовавших за его заключение (статья 156 белорусского Закона о банкротстве) [8, c. 27].
По результатам рассмотрения заявления об утверждении мирового соглашения, заключенного сторонами, хозяйственный суд выносит определение.
Завершая
этот дискуссионный материал, можно сделать
следующие выводы и внести следующие предложения.
Ученые правоведы высказали достаточно
точек зрения на мировое соглашение в
деле о банкротстве. Да и дел о банкротстве
в хозяйственных судах рассматривается
много, в том числе в отношении работающих
предприятий и организаций. Настала необходимость
детально изучить судебную практику применения
этого правового института и принять соответствующее
постановление Президиума или Пленума
Высшего Хозяйственного Суда Республики
Беларусь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью
курсовой работы было осуществление
анализа правового
В основе законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве) лежат следующие принципы:
Экономическая несостоятельность - это неплатежеспособность юридического лица или индивидуального предпринимателя имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда с санацией.
Таким
образом, написав курсовую работу можно
сказать, что экономическая несостоятельность
(банкротство) является институтом, решающим
проблемы кризиса в экономике. Институт
экономической несостоятельности (банкротства)
направлен на защиту прав и законных интересов
кредиторов и пресечение неэффективного
экономического поведения должника.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Правовое регулирование экономической несостоятельности