Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 21:17, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Хозяйственное право".
Во-первых, защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с под-
ведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или
третейский суд.
Для субъектов
Во-вторых, возможна защита гражданских прав в административном порядке, но только в случаях,
прямо предусмотренных законом
В-третьих, ГК РФ
предусматривает возможность самозащиты
гражданских прав (ст. 14).
23.Органы, рассматривающие экономические споры. Особенности рассмотрения споров с иностранными элементами.
Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Рассмотрением споров между хозяйствующими субъектами занимаются суды:
а) суды общей юрисдикции
б) Конституционный суд
в) Арбитражный суд. Арбитражный суд - орган, рассматривающий споры в сфере экономики и предпринимательства:
1) защита нарушенных или оспариваемых прав и интересов организаций и граждан;
2) содействие укреплению законности;
3) содействие предупреждению правонарушений.
ст. 22 АПК РФ - Подведомственность (какие дела какой суд рассматривает) и подсудность (какой суд по первой инстанции рассматривает дело).
Критерии для
определения
а) субъективный (кто является субъектами споров); б) характер спора
Критерии определения подсудности: а) уровень арбитражного суда б) территория.
Система арбитражных судов
1. Арбитражные суды субъектов РФ - рассматривают дщела в первой инстанции и аппеляционные жалобы по рещшениям суда, не вступившим в законную силу.
2. Арбитражные суда федеральных округов (10 штук) - рассматривают кассационные жалобы по решениям, вступившим в законную силу. Для рассмотрения споров в округах образуется две комиссии.
3. Высший Арбитражный суд РФ - высший орган по рассмотрению экономических споров; осуществляет надзор и дает разъяснения по вопросамсудебной практики; рассматривает дела о при знаниии недействительными актов Президента, Правительства, Совета Федерации, ГосДумы; рассматривает споры между субъектами РФ.
Участниками споров могут выступать юридические лица, индивидуальные предприниматели, иностранные граждане-предприниматели, международные организации, а также лица без гражданства.
В п.2 ст. 22 АПК РФ дается перечень видов споров:
- о разногласиях по договору, заключение которого предусмотрено законом;
- о изменении условий или расторжении договоров;
- о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств.
Арбитражные
суды обладают специальной
Суды общей юрисдикции
Им подведомственны все дела, кроме тех, которыми занимаются арбитражные суды.
Они рассматривают споры:
а) возникающие из гражданских правоотношений, где одной из сторон выступает физическое лицо (потребительские отношения);
б) возникающих из трудовых отношений - между работодателем (организацией) и работником (физическим лицом)
в) возникающие из административных правоотношений в случаях, когда граждане оспаривают в судебном порядке действия организаций, нарушающих их права и свободы
г) споры с участием иностранных организаций, аппатридов, есл международным договором эти дела отнесены к подведомственности судов общей юрисдикции.
В систему судов общей юрисдикции входят:
а) районные суды;
б) Верховные суды республик (субъектов
РФ); в) Верховный суд РФ, а
также военные
Третейские суды
Это особый правовой институт; не является органом судебной власти; осуществляет рассмотрение споров, возникающих в процессе предпринимательской деятельности, во внутренних правоотношениях, вытекающих только из гражданских правоотношений (о имущественных потребностях).
Существует два вида третейских судов:
1) рассмотрение какого-то одного конкретного спора (пример, спор о банковской операции)
2) постоянно действующие суды - часто создаются при Торговой палате, ассоциациях, финансово-промышленных группах; не являются юридическим лицом, хотя могут существовать в виде автономной некоммерческой организации.
Спор может
быть рассмотрен третейским судом только
при наличии письменного
Деятельность третейского суда регулируется Уставом и Регламентом:
а) спорящие стороны сами выбирают суде; каждая сторона назначает своего судью, последние выбирают 3-го - председателя (по соглашению сторон им может быть одна из сторон)
б) стороны предоставляют доказательства; от них зависит обоснованность их требований.
в) решение третейского суда подлежит добровольному исполнению немедленно или в порядке и сроке, указанных в решении.
Международный экономический арбитраж
Это третейские
суды, рассматривающие внешне-
Существуют следующие международные экономич. арбитражи:
1) Лондонский международный третейский суд;
2) Международный арбитражный суд международной торговой палаты в Париже;
3) Арбитражный институт торговой палаты в Стокгольме;
4) Международный
коммерческий арбитражный суд при торгово-промышленной
палате РФ.
24.Понятие, задачи и юридические последствия введения процедуры банкротства.
Несостоятельность
(банкротство)— признанная уполномоченным
государственным органом
Закон
выделяет следующие основные процедуры
банкротства:
наблюдение; финансовое
оздоровление; внешнее
управление; конкурсное
производство; мировое
соглашение.
Наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.
При этом руководитель предприятия-должника и иные органы управления продолжают свою работу, но ряд сделок они могут совершать только с письменного согласия временного управляющего. Кроме того, в период наблюдения они не могут принимать ряд решений (о реорганизации, ликвидации юридического лица, создании филиалов и представительств и др.).
Финансовое оздоровление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности перед всеми кредиторами в соответствии с утвержденным арбитражным судом графиком погашения задолженности.
Процедура финансового оздоровления может быть введена собранием кредиторов либо арбитражным судом по ходатайству учредителей (участников). Максимальный срок финансового оздоровления составляет 2 года. Арбитражным судом назначается административный управляющий, который осуществляет свои полномочия до окончания процедуры финансового оздоровления либо до его отстранения арбитражным судом.
Внешнее управление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности. Эта процедура вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов в случае установления реальной возможности восстановления платежеспособности должника. Максимальный срок внешнего управления также составляет 2 года. С даты введения внешнего управления прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего; вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов. Мораторий распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления. Помимо этого, внешний управляющий вправе заявить отказ от исполнения договоров и иных сделок должника в отношении сделок, не исполненных сторонами полностью или частично, если такие сделки препятствуют восстановлению платежеспособности должника или если исполнение должником таких сделок повлечет за собой убытки для должника. Внешний управляющий может также обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании сделок должника недействительными.
Конкурсное
производство - процедура банкротства,
применяемая к должнику, признанному банкротом,
в целях соразмерного удовлетворения
требований кредиторов. Конкурсное производство
вводится сроком на один год. Срок конкурсного
производства может продлеваться по ходатайству
лица, участвующего в деле, не более чем
на шесть месяцев. С даты принятия арбитражным
судом решения о признании должника банкротом
и об открытии конкурсного производства
срок исполнения возникших до открытия
конкурсного производства денежных обязательств
и уплаты обязательных платежей должника
считается наступившим; прекращается
начисление неустоек (штрафов, пеней),
процентов и иных финансовых санкций по
всем видам задолженности должника; прекращается
исполнение по всем исполнительным документам,
снимаются ранее наложенные аресты на
имущество должника. Все требования кредиторов
по денежным обязательствам могут быть
предъявлены только в ходе конкурсного
производства. Полномочия по управлению
юридическим лицом переходят к конкурсному
управляющему, который осуществляет инвентаризацию
и оценку имущества должника, формирует
конкурсную массу и осуществляет расчеты
с кредиторами в соответствии с установленным
законом порядком очередности.
Мировое
соглашение - процедура банкротства,
применяемая на любой стадии рассмотрения
дела о банкротстве в целях прекращения
производства по делу о банкротстве путем
достижения соглашения между должником
и кредиторами. Мировое соглашение заключается
по решению собрания кредиторов между
конкурсными кредиторами и уполномоченными
органами, с одной стороны, и должником
- с другой, и представляет собой гражданско-правовую
сделку, путем которой стороны на основе
взаимных уступок определяют размер подлежащих
погашению денежных требований и сроки
их погашения.
Мировое соглашение заключается в письменной
форме и может содержать положения о прекращении
обязательств должника путем предоставления
отступного, обмена требований на акции,
облигации, новации обязательства, прощения
долга и т.д. Мировое соглашение утверждается
определением арбитражного суда, после
чего производство по делу о банкротстве
прекращается. Соглашение может быть расторгнуто
арбитражным судом в случае неисполнения
или существенного нарушения должником
его условий.
25. Правовое
регулирование защиты
конкуренции.
Легальное определение термина «конкуренция» содержится
в ст. 4 ФЗ от 22 марта 1991 года «О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных
рынках»: это состязательность
хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные
действия эффективно ограничивают возможность
каждого из них односторонне воздействовать
на общие условия обращения товаров на
соответствующем товарном рынке.
Конкуренция по своему содержанию противоречива.
С одной стороны, она выражает стремление
к свободе и экономической независимости,
с другой – стремление самих конкурентов
обезопасить себя от конкурентной борьбы,
о чем свидетельствует тенденция к объединению
усилий, что ведет к установлению господствующего
положения на рынке, захвату рыночной
власти, образованию монополий.
Монополия – исключительное
право государства, предприятия, организации
на осуществление какой-либо хозяйственной
деятельности.