Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 12:33, реферат
Основной задачей промышленных предприятий является наиболее полное
обеспечение спроса населения высококачественной продукцией. Темпы роста
объема производственной продукции, повышение ее качества непосредственно
влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия.
Номенклатура – это перечень наименований изделий и их кодов (в
кодификаторе) установленных для соответствующих видов продукции в
общероссийском кодификаторе промышленной продукции (ОКПП) действующем на
территории СНГ.
Ассортимент - перечень наименований продукции с указанием ее объема
выпуска по каждому виду. Ассортимент бывает:
1. Полный;
2. групповой;
3. внутригрупповой.
При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции
предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды
продукции, а с другой – наиболее эффективное использование трудовых,
сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов,
имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в
себя следующие основные моменты:
> определение
текущих и перспективных
> оценку
уровня конкурентоспособности
выпускаемой или планируемой
выпуску продукции;
> изучение жизненного цикла изделий и принятия своевременных мер по
внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из
производственной программы морально устаревших и экономически
неэффективных изделий;
> оценку экономической эффективности и степени риска изменений в
ассортименте продукции.
Основными причинами влияющими на невыполнение плана по ассортименту
продукции являются:
> Внутренние причины:
- недостатки в организации производства;
- плохое
техническое состояние
- простои;
- аварии;
- недостаток средств;
- недостатки
в системе управления и
> Внешние причины:
- конъюнктура рынка;
- изменение спроса на отдельные виды продукции;
- состояние
материально-технического
- несвоевременный
ввод в действие
по независимым от него
Оценка выполнения плана по ассортименту продукции обычно производится
с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления
общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по
ассортименту, на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная
сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение
плана по ассортименту).
Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и
сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры,
т.е. соотношения отдельных изделий в общем их выпуске. Выполнить план по
структуре производства – значит сохранить в фактическом выпуске продукции
запланированные соотношения отдельных ее видов.
Изменение структуры
все экономические показатели:
> объем выпуска в стоимостной оценке;
> материалоемкость;
> себестоимость товарной продукции;
> прибыль;
> рентабельность.
Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее
выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с
размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и
соответственно при уменьшении доли низко рентабельной продукции.
Расчет влияния структуры
показателей можно произвести способом цепной подстановки, который позволяет
абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции:
ВПпл = V пл ( УД пл ( Ц пл
ВП усл1 = V ф ( УД пл ( Ц пл
ВП усл2 = V ф ( УД ф ( Ц пл
ВП ф = V ф ( УД ф ( Ц ф
( ВП ( V = ВП усл1 – ВП пл
( ВП ( УД = ВП усл2 – ВП усл1
( ВП ( Ц = ВП ф – ВП усл2
( ВП = ( ВП (V + ( ВП (УД + (ВП (Ц = ВП ф – ВП пл
Также расчет можно произвести способом абсолютных разниц:
ВП = V ( УД ( Ц
( ВП (V = ( V ( УД ( Ц пл
( ВП (УД = Vф ( ( УД ( Ц пл
( ВП (Ц = V ф ( УДф ( (Ц
( ВП (V + ( ВП (УД + ( ВП (Ц = ( ВП,
где ( ВП – изменение валовой продукции,
( V – изменение объема
(Ц – изменение цены на
Расчет влияния структурного фактора на изменение выпуска
продукции в стоимостном выражении можно произвести с помощью
средневзвешенных цен (если продукция однородная). Для этого сначала
определяется средневзвешенная цена при фактической структуре продукции, а
затем при плановой и разность между ними умножается на фактический объем
производства продукции
в условно-натуральном
Косвенным показателем качества продукции является брак. Он делится на
исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний
(выявленный потребителями). Выпуск брака ведет к повышению себестоимости
продукции, уменьшению объема товарной и реализованной продукции, снижению
прибыли и рентабельности. В процессе анализа изучают динамику брака по
абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске товарной продукции,
определяют потери от брака.
Затем изучаются причины
продукции по местам их возникновения и центрам ответственности и
разрабатываются мероприятия по их устранению. Основными причинами понижения
качества продукции являются плохое качество сырья, низкий уровень
технологии и организации производства, квалификация рабочих, аритмичность
производства и др.
1.4 Методика анализа
качества произведенной
Важным показателем деятельности промышленных предприятий
является качество продукции. Его повышение – одна из форм конкурентной
борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества
продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы
прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.
Качество продукции – понятие, которое характеризует
параметрические, эксплутационные, потребительские, технологические,
дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации,
надежность и долговечность. Различают обобщающие, индивидуальные и
косвенные показатели качества продукции.
Обобщающие показатели характеризуют качество всей
произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:
> удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;
> удельный вес продукции высшей категории качества;
> средневзвешенный балл продукции;
> средний коэффициент сортности;
> удельный вес
аттестованной и
> удельный вес сертифицированной продукции;
> удельный вес
продукции, соответствующей
> удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые
промышленные страны.
Индивидуальные (единичные) показатели - качества продукции характеризуют
одно из ее свойств:
> полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде,
содержание белка в продуктах питания);
> надежность (долговечность, безотказность в работе);
> технологичность,
т.е. эффективность
решений (трудоемкость, энергоемкость);
> эстетичность изделий.
Косвенные показатели – это штрафы за некачественную продукцию, объем и
удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной
продукции, потери от брака и др.
Одна из задач анализа – изучить динамику перечисленных
показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать
оценку выполнения плана по уровню качества продукции.
По продукции, качество которой характеризуется сортом или
кондицией, рассчитываются доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем,
объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена
изделия в сопоставимых условиях. При оценке выполнения плана по первому
показателю фактическую долю каждого сорта в общем, объеме продукции
сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества – с данными прошлых
периодов.
Средний коэффициент сортности
можно определить двумя
отношением количества продукции I сорта к общему количеству; отношением
стоимости продукции
всех сортов к возможной стоимости
продукции I сорта.
Еще одной задачей анализа является определение влияния качества на
стоимостные показатели работы предприятия: выпуск товарной продукции ((ТП),
выручку от реализации продукции ((В) и прибыль ((П):
(ТП = (Ц1 – Ц0) ( К1,
(В = (Ц1 – Ц0) ( VРП,
(П = [(Ц1 – Ц0) ( VРП1] – [(С1 – С0) ( VРП1],
где Ц0 и Ц1 – соответственно цена изделия до и после изменения качества;
С0 и С1 – соответственно уровень себестоимости изделия до и после
изменения качества;
К1 – количество произведенной продукции повышенного
качества;
VРП1 - объем реализации продукции повышенного качества.
Если предприятие выпускает продукцию по сортам, и произошло