Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 18:11, реферат
Экологическое право является самостоятельной отраслью российского права, которая входит в систему публичного права.
Изучение данной отрасли права обусловлено всё более возрастающим воздействием человеческой цивилизации на окружающую среду, и в связи с этим возросшей необходимостью регулирования отношений в обществе по поводу охраны окружающей среды от антропогенного¹ влияния, а также по поводу рационального её использования, обеспечения экологической безопасности и экологического правопорядка.
- обязательность
проведения в соответствии с законодательством
Российской Федерации проверки объектов
и иной документации, обобсновывающих
хозяйственную и иную деятельность, которая
может оказать негативное воздействие
на окружающую среду, создать угрозу жизни,
здоровью и имуществу граждан, на соответствие
требований технических регламентов в
области охраны окружающей среды;
____________________________
См. : Федеральный
закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ (ред от 23.07.2008
г.) «Об охране окружающей среды» // «Собрание
законодательства РФ», 14.01.2002 г. № 2 ст.
133
-3-
- учёт
природных и социально-
- приоритет
сохранения естественных
- допустимость влияния хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;
- обеспечение
снижения негативного
- обязательность
участи в деятельности по
- сохранение биологического разнообразия;
- обеспечение
интегрированного и
- запрещение
хозяйственной или иной
-
соблюдение права каждого на
получение достоверной
ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;
участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды;
международное
сотрудничество Российской Федерации
в области охраны окружающей среды.
4.
Система экологического
права
Экологическое право как одна из отраслей российского права представляет собой систему норм экологического права, принципах и особенностях правового регулирования экологических отношений, основных институтах экологического права, государственном регулировании экологических отношений, праве собственности на природные ресурсы, юридической ответственности за экологические правонарушения и др. Экологическое право как наука - это система научных знаний об экологическом праве как отрасли права, его предмете, методе, принципах правового регулирования экологических отношений, истории развития, его основных институтах, сравнительно-правовой анализ зарубежных стран.
Экологическое право как учебная дисциплина представляет собой систему знаний о правовом регулировании взаимодействия человека и общества с окружающей средой, обязательных к изучению в соответствующих учебных заведениях, в первую очередь, юридических.
Рассмотренные три системы экологического права как отрасли права, как науки и как учебной дисциплины совпадают. Она делится на общую, особенную и специальную части.
В
общей части экологического права содержатся
такие институты и положения, которые
имеют значение для всего экологического
права. Это предмет и методы в экологическом
праве, источники экологического права,
экологические правоотношения, право
собственности и иные права на природные
ресурсы, право природопользования, государственное
регулирование
-4-
природопользования и охраны окружающей среды, экологическая экспертиза, экономико-правовой механизм природопользования и охраны окружающей среды, юридическая ответственность за нарушение экологического законодательства.
К особенной части относится правовое регулирование использования и охраны земель, вод, атмосферного воздуха, недр, лесов, животного мира, особо охраняемых природных территорий и объектов, правовое регулирование обращения с опасными радиоактивными веществами и твердыми отходами, особо охраняемых территорий, лесного фонда, водного фонда и др.
Специальная часть экологического права
посвящается основным чертам международной
правовой охраны окружающей природной
среды, сравнительно-правовой анализ отечественного
и зарубежного экологического права.
5.
Источники экологического
права
Под источниками права вообще понимается особая форма выражения правил поведения, делающая их общеобязательными.
Нормативные правовые акты являются одним из источников права в науке юриспруденции наряду с другими источниками (правовые обычаи, судебные прецеденты). Нормативные акты подразделяются на две основные группы: законы и подзаконные акты. Источниками права являются: на федеральном уровне - Конституция РФ, международные документы; федеральные конституционные законы; федеральные законы; акты Президента РФ (указы, распоряжения); акты Правительства РФ (постановления, распоряжения); нормативные правовые акты федеральных министерств, служб и агентств. На уровне субъектов РФ - законодательство субъектов РФ: конституции, уставы субъектов РФ; законы субъектов РФ; акты глав субъектов РФ; акты органов исполнительной власти субъектов РФ; на муниципальном уровне - акты местного самоуправления.
Большинство норм экологического права содержится в кодифицированных законодательных актах - земельном, лесном, водном кодексах, в Федеральном законе «Об охране окружающей среды», а также в международных нормативных правовых актах. Причем согласно ст.15 Конституции РФ международные нормативные правовые акты являются составной частью нашей правовой системы и имеют приоритетное значение. Если международным договором установлены иные правила, отличные от предусмотренных внутренних законодательством, то применяются правила международного договора.
Под источниками экологического права понимаются формы его внешнего выражения – нормативные акты, принятые уполномоченными на то органами государственной власти и органами местного самоуправления, регулирующие общественные отношения в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности.
Конституция
РФ - основной источник экологического
права. В ней определены основы конституционного
строя, права и свободы человека
и гражданина, федеративное устройство
государства, органы государственной
власти, их компетенция и др. Главное
для экологического права то, что
в Конституции содержатся основополагающие
принципы, определяющие цели, порядок,
методы и нормы правового
В ст. 2 Конституции РФ определено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый, согласно ст. 42, имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Земля
и другие природные ресурсы, как
это предусмотрено ст. 9 Конституции,
используются и охраняются в Российской
Федерации как основа жизни и
деятельности народов, проживающих
на соответствующей территории, при
этом указанные природные объекты
могут находиться в частной, государственной,
муниципальной и иных формах собственности.
Владение,
-5-
пользование и распоряжение землей и другими природным ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Предусмотрено также (ст. 36), что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Важное значение для правового регулирования экологических отношений имеют и конституционные положения, касающиеся разграничения компетенции федеральных органов государственной власти и субъектов Российской Федерации. Так, в п. «д» статьи 72 предусмотрено, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся природопользование,
охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры. Установлено также, что по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Поэтому субъекты Российской Федерации вправе устанавливать собственное правовое регулирование (ст. 76 Конституции РФ). Но законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. При наличии таких противоречий действует федеральный закон, принятый в полном соответствии с Конституцией Российской Федерации. В случае же противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным по вопросам вне пределов ведения Российской Федерации или совместного ведения РФ и ее субъектов, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.
Ряд субъектов Российской Федерации воспользовались этим правом и приняли свои законы, например, Республики: Адыгея, Башкортостан, Татарстан, Карелия, Марий Эл, Северная Осетия, Тува, Хакасия, Чувашия, Саха (Якутия); области: Брянская, Омская, Орловская, Оренбургская, Ростовская, Свердловская; Приморский край и др.
Таким
образом, нормы Конституции
Большую роль в
регулировании экологических
6.
Экологические обязанности
граждан
Определяя эколого-правовой
7.
Общественные экологические
объединения: понятие,
порядок создания, полномочия
Общественное
управление охраной окружающей среды
и природопользованием – проявление демократизации
экологического права. Масштабы и эффективность
осуществления данного вида управления
свидетельствуют, с одной стороны, об уровне
самосознания граждан, с другой– о степени
демократизации власти в государстве.
Данный вид управления осуществляется
общественными формированиями и гражданами.
Участие общественных формирований и
граждан