Экологическое право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 18:11, реферат

Описание

Экологическое право является самостоятельной отраслью российского права, которая входит в систему публичного права.
Изучение данной отрасли права обусловлено всё более возрастающим воздействием человеческой цивилизации на окружающую среду, и в связи с этим возросшей необходимостью регулирования отношений в обществе по поводу охраны окружающей среды от антропогенного¹ влияния, а также по поводу рационального её использования, обеспечения экологической безопасности и экологического правопорядка.

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа-2-Экологическое право.docx

— 62.70 Кб (Скачать документ)

     Функции государственного управления:

  1. создание системы органов управления и координация их деятельности;
  2. нормотворчество (установление правовых основ регулирования природопользования и охраны окружающей среды для обеспечения экологической безопасности и рационального использования природных ресурсов);
 

-9- 
 

  1. управление  природными ресурсами;
  2. планирование исполнения охраны и улучшения окружающей среды;
  3. экологическое нормирование;
  4. оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС);
  5. экологическая экспертиза;
  6. экологическое лицензирование;
  7. экологическая сертификация;
  8. экологическое аудирование;
  9. экологический мониторинг;
  10. экологический контроль;
  11. экологическое воспитание и образование и др.
 

     Функции производственного управления:

  1. планирование;
  2. учет вредных воздействий на окружающую среду;
  3. координация природоохранной деятельности на предприятии;
  4. экологический контроль;
  5. локальное нормотворчество.

     Функции общественного управления:

  1. участие граждан и общественных объединений в принятии экологически значимых решений;
  2. общественная экологическая экспертиза;
  3. общественный экологический контроль.
 

     Функции отраслевого (ведомственного) управления реализуются следующим образом. Государственные функции управления претворяются через соответствующие отраслевые функции, а эти в свою очередь и производственные могут реализовывать экологические функции управления совместно с общественностью.

     Методы  государственного управления в области охраны окружающей среды:

     административный  или прямой метод (напр., приказ);

     экономический или косвенный метод (создание условий  экономической заинтересованности);

     моральный и материальный (награждение, взыскание, премия и т.п.).

Принципы  государственного экологического управления: законность, комплексность, административно-территориальный принцип организации управления, бассейновый (применительно к территории бассейна морей, рек, озер, рыбному промыслу и др. без учета административно-территориального деления), принцип организации управления смешанный (сочетание бассейнового и административно-территориального принципов), разделение хозяйственно-эксплуатационных и контрольно-надзорных функций. 

9. Система органов  государственного  экологического управления. Органы специальной компетенции 
 

     Обеспечение экологической безопасности и охрана окружающей среды - задачи всего государственного механизма, всех государственных органов. Рассмотрим ныне действующую систему органов государственной власти, уполномоченных осуществлять охрану окружающей среды14.

     До  сих пор действует Постановление  Правительства РФ от 30 декабря 1998 г. N 1594 "О специально уполномоченных государственных органах Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды", в котором  Правительство РФ постановляет: «Установить, что Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды и его территориальные органы являются специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и в пределах своей компетенции координируют деятельность специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и их территориальных органов, осуществляющих эти функции в соответствующих сферах управления: Министерства природных ресурсов Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Государственного земельного комитета Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству, Федеральной службы геодезии и картографии России, Федеральной службы лесного хозяйства России, Федеральной службы России по  

     -10- 

гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной пограничной службы Российской Федерации, а также других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, которые в соответствии с законодательством  Российской Федерации решают вопросы  в области охраны окружающей природной  среды по согласованию или совместно  со специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в  области охраны окружающей природной  среды».

С тех пор  произошли неоднократные изменения  в системе и структуре федеральных  органов исполнительной власти и  большинство указанных в этом Постановлении органы в настоящее время реорганизованы или вовсе ликвидированы.

     Полномочия  и специализация указанных федеральных  органов исполнительной власти в  области охраны окружающей среды  определяются положениями об этих органах.

     Как правило, эту систему делят на органы общей и специальной компетенции.

     К органам общей компетенции на федеральном уровне относятся Президент РФ, Федеральное собрание, Правительство РФ. Они играют ведущую роль в определении политики государства в области обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды, в создании правовых и организационных основ природоохранительной деятельности, осуществляют высший контроль в области экологии.

     Органы  представительной и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации  и органы местного самоуправления, являясь органами общей компетенции, непосредственно или через другие органы организуют и осуществляют контроль на подведомственной им территории за исполнением законодательства об охране окружающей среды всеми предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности и подчинения. Совместно с федеральными специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды осуществляют реализацию государственной  экологической политики. Как отмечалось выше, органы представительной и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации  принимают законы, постановления, отдают распоряжения по вопросам охраны окружающей среды и природопользования, которые  должны соответствовать законодательству Российской Федерации, и организуют их исполнение.

     Федеральные органы специальной компетенции в зависимости от выполняемых функций и решаемых задач систематизируют следующим образом:

     в первую очередь, органы, выполняющие все задачи или блок природоохранительных задач (Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий);

     органы, охватывающие вопросы  охраны и использования  отдельных природных  объектов (Министерство сельского хозяйства РФ, Федеральное агентство по рыболовству и др.);

     органы, выполняющие одну или несколько  родственных функций  в отношении всех природных объектов (Федеральная служба государственной статистики, Министерство внутренних дел РФ, Министерство юстиции РФ, Федеральная таможенная служба и др.).

Каждый  из них осуществляет различные функции  в области охраны окружающей среды. При этом они имеют квалифицированных  специалистов, отраслевые методики проверок состояния окружающей среды, современные  средства измерительного контроля и  аппаратуру по определению состояния  окружающей среды и наделены необходимыми полномочиями. 

 

     10. Компетенция Российской  Федерации, субъектов  Федерации, органов  самоуправления в  области охраны  окружающей природной  среды 

     На  современном этапе развития Российского  государства одной из внутренних функций государства является экологическая. Она стоит в одном ряду с другими важными внутренними функциями, такими, как

     установление  и охрана правового порядка, общественной безопасности, прав собственности, иных прав и свобод граждан;  
 

     -11- 
 

     экономическая; культурная; социальная. 

     В соответствии с Концепцией национальной безопасности Российской Федерации  проблемам экологической безопасности, усилению их правовой регламентации  придается особое государственное  значение.

     Действующая Конституция Российской Федерации  создала легитимную основу российской государственности, заложила новую  систему отношений между центром  и регионами. Согласно ст. 72 Конституции  РФ экологическое законодательство входит в совместную компетенцию  Российской Федерации и ее субъектов. Поэтому субъекты Российской Федерации вправе устанавливать собственное правовое регулирование (ст. 76 Конституции РФ). Но оно не должно противоречить законам Российской Федерации; в противном случае действуют законы Российской Федерации. Ряд субъектов Российской Федерации воспользовались этим правом и приняли свои законы, например республики Адыгея, Башкортостан, Татарстан, Карелия, Марий Эл, Северная Осетия, Тыва, Хакасия, Чувашия, Саха (Якутия); области Брянская, Омская, Орловская, Оренбургская, Ростовская, Свердловская; Приморский край и др.

     В целом, надо иметь в виду следующее: при образовании структур федеральной  власти на территориях прежде всего необходимо исходить из Конституции РФ, закрепляющей предметы ведения РФ и предметы совместного ведения РФ и ее субъектов. По предметам совместного ведения, к которым относится и экологическое законодательство, политикой государственной власти является постепенный, в течение нескольких лет, переход к исполнению федеральных функций органами государственной власти субъектов РФ.

     Государственное управление в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования осуществляется органами исполнительной власти. Высшим органом исполнительной власти является Правительство РФ. Согласно ст. 18 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О  Правительстве Российской Федерации" (в действ. ред.) Правительство Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды:

     обеспечивает  проведение единой государственной  политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической  безопасности;

     принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия;

     организует  деятельность по охране и рациональному  использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации;

     координирует  деятельность по предотвращению стихийных  бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.

     В соответствии со ст. 5 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к  полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:

     обеспечение проведения федеральной политики в  области экологического развития Российской Федерации;

     разработка  и издание федеральных законов  и иных нормативных правовых актов  в области охраны окружающей среды  и контроль за их применением;

     разработка, утверждение и обеспечение реализации федеральных программ в области  экологического развития Российской Федерации;

     объявление  и установление правового статуса  и режима зон экологического бедствия на территории Российской Федерации;

Информация о работе Экологическое право