Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 18:11, реферат
Экологическое право является самостоятельной отраслью российского права, которая входит в систему публичного права.
Изучение данной отрасли права обусловлено всё более возрастающим воздействием человеческой цивилизации на окружающую среду, и в связи с этим возросшей необходимостью регулирования отношений в обществе по поводу охраны окружающей среды от антропогенного¹ влияния, а также по поводу рационального её использования, обеспечения экологической безопасности и экологического правопорядка.
Функции государственного управления:
-9-
Функции производственного управления:
Функции общественного управления:
Функции отраслевого (ведомственного) управления реализуются следующим образом. Государственные функции управления претворяются через соответствующие отраслевые функции, а эти в свою очередь и производственные могут реализовывать экологические функции управления совместно с общественностью.
Методы государственного управления в области охраны окружающей среды:
административный или прямой метод (напр., приказ);
экономический
или косвенный метод (создание условий
экономической
моральный и материальный (награждение, взыскание, премия и т.п.).
Принципы
государственного экологического
управления: законность, комплексность,
административно-
9.
Система органов
государственного
экологического управления.
Органы специальной
компетенции
Обеспечение экологической безопасности и охрана окружающей среды - задачи всего государственного механизма, всех государственных органов. Рассмотрим ныне действующую систему органов государственной власти, уполномоченных осуществлять охрану окружающей среды14.
До
сих пор действует
-10-
гидрометеорологии
и мониторингу окружающей среды,
Федеральной пограничной службы
Российской Федерации, а также других
федеральных органов
С тех пор
произошли неоднократные
Полномочия
и специализация указанных
Как
правило, эту систему делят на
органы общей и специальной
К органам общей компетенции на федеральном уровне относятся Президент РФ, Федеральное собрание, Правительство РФ. Они играют ведущую роль в определении политики государства в области обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды, в создании правовых и организационных основ природоохранительной деятельности, осуществляют высший контроль в области экологии.
Органы
представительной и исполнительной
власти в субъектах Российской Федерации
и органы местного самоуправления,
являясь органами общей компетенции,
непосредственно или через
Федеральные органы специальной компетенции в зависимости от выполняемых функций и решаемых задач систематизируют следующим образом:
в первую очередь, органы, выполняющие все задачи или блок природоохранительных задач (Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий);
органы, охватывающие вопросы охраны и использования отдельных природных объектов (Министерство сельского хозяйства РФ, Федеральное агентство по рыболовству и др.);
органы, выполняющие одну или несколько родственных функций в отношении всех природных объектов (Федеральная служба государственной статистики, Министерство внутренних дел РФ, Министерство юстиции РФ, Федеральная таможенная служба и др.).
Каждый
из них осуществляет различные функции
в области охраны окружающей среды.
При этом они имеют квалифицированных
специалистов, отраслевые методики проверок
состояния окружающей среды, современные
средства измерительного контроля и
аппаратуру по определению состояния
окружающей среды и наделены необходимыми
полномочиями.
10.
Компетенция Российской
Федерации, субъектов
Федерации, органов
самоуправления в
области охраны
окружающей природной
среды
На современном этапе развития Российского государства одной из внутренних функций государства является экологическая. Она стоит в одном ряду с другими важными внутренними функциями, такими, как
установление
и охрана правового порядка, общественной
безопасности, прав собственности, иных
прав и свобод граждан;
-11-
экономическая;
культурная; социальная.
В
соответствии с Концепцией национальной
безопасности Российской Федерации
проблемам экологической
Действующая
Конституция Российской Федерации
создала легитимную основу российской
государственности, заложила новую
систему отношений между
В целом, надо иметь в виду следующее: при образовании структур федеральной власти на территориях прежде всего необходимо исходить из Конституции РФ, закрепляющей предметы ведения РФ и предметы совместного ведения РФ и ее субъектов. По предметам совместного ведения, к которым относится и экологическое законодательство, политикой государственной власти является постепенный, в течение нескольких лет, переход к исполнению федеральных функций органами государственной власти субъектов РФ.
Государственное
управление в сфере охраны окружающей
среды и рационального
обеспечивает
проведение единой государственной
политики в области охраны окружающей
среды и обеспечения
принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия;
организует
деятельность по охране и рациональному
использованию природных
координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:
обеспечение проведения федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации;
разработка и издание федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и контроль за их применением;
разработка,
утверждение и обеспечение
объявление и установление правового статуса и режима зон экологического бедствия на территории Российской Федерации;