Лекции по "Экологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:49, курс лекций

Описание

2. Цель, основные задачи и принципы обеспечения экологической безопасности
2.1. Цель экологической безопасности

Работа состоит из  1 файл

ЭП СРС.doc

— 151.00 Кб (Скачать документ)

2. Цель, основные задачи  и принципы обеспечения  экологической безопасности

2.1. Цель экологической  безопасности

Целью государственной  политики в области экологической  безопасности является обеспечение  защищенности природных систем, жизненно важных интересов общества и прав личности от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду.

2.2. Основные  задачи экологической безопасности

Для достижения данной цели необходимо решить следующие  задачи:

снижение антропогенного воздействия, ведущего к изменению климата и разрушению озонового слоя Земли;

сохранение биоразнообразия  и предотвращение опустынивания  и деградации земель;

реабилитация  зон экологического бедствия, полигонов  военно-космического и испытательного комплексов;

предупреждение  загрязнения шельфа Каспийского  моря;

предупреждение  истощения и загрязнения водных ресурсов;

ликвидация и  предотвращение исторических загрязнений, загрязнения воздушного бассейна, радиоактивного, бактериологического и химического  загрязнений, в том числе трансграничного;

сокращение объемов  накопления промышленных и бытовых  отходов;

предупреждение  чрезвычайных ситуаций природного и  техногенного характера.

Решение поставленных задач достигается путем:

совершенствования и систематизации законодательства Республики Казахстан, экономических механизмов природопользования, государственного экологического контроля и экологического мониторинга;

оптимизации разрешительной системы природопользования и экологической  экспертизы;

развития научно-исследовательских работ в области охраны окружающей среды, экологической статистики, экологического образования, экологической пропаганды и участия общественности;

расширения международного сотрудничества.

2.3. Основные  принципы обеспечения экологической

безопасности

Экологически  безопасное развитие государства базируется на следующих принципах:

экосистемный  подход к регулированию всех общественных отношений для устойчивого развития государства путем внедрения  научно обоснованного комплекса  ограничений, нормативов и правил ведения хозяйственной и иной деятельности, определяющих экологически допустимые пределы использования природных ресурсов и обеспечивающих сбалансированное управление качеством окружающей среды;

подчиненность региональных и локальных задач  экологической безопасности глобальным и национальным целям предупреждения экологических угроз;

обязательность  компенсации нанесенного ущерба окружающей среде и здоровью человека (платят природопользователи и загрязнители);

эколого-экономическая  сбалансированность развития и размещения производственных сил (принципы экологической емкости и территориального планирования);

обязательность  оценки воздействия хозяйственной  и иной деятельности на окружающую среду с последующими экологической  и санитарно-эпидемиологической экспертизами;

обеспечение доступа  населения к экологической информации и его участия в решении  экологических проблем;

партнерство в  международном сотрудничестве и  соблюдение норм международного права.

3. Проблемы экологической  безопасности и  пути их решения

Учитывая принципы Рио-де-Жанейрской декларации по окружающей среде и развитию, проблемы экологической  безопасности Казахстана рассматриваются  в зависимости от значимости и  уровня их решения как глобальные, национальные и локальные.

3.1. Глобальные  экологические проблемы

3.1.1. Изменение  климата

Изменение климата, происходящее за счет "парникового  эффекта", является проблемой общемирового масштаба и представляет серьезную  потенциальную угрозу для состояния  окружающей среды.

Казахстаном в 1995 году ратифицирована Рамочная конвенция ООН по изменению климата, а в 1999 году подписан Киотский протокол к данной Конвенции.

В случае ратификации  указанного Протокола и его вступления в силу Казахстан станет Стороной приложения I с возложением на себя количественных обязательств по сокращению выбросов парниковых газов.

Для определения  целесообразности ратификации Казахстаном  Киотского протокола необходимо в течение 2004 года проведение исследований по вопросам влияния на экономику  Казахстана количественных обязательств по сокращению выбросов парниковых газов.

Кроме неоспоримого экологического эффекта ратификация  Киотского протокола открывает  для нашей страны перспективы  по привлечению международных инвестиций, участию в проектах совместного  осуществления и процессах "чистого развития" в роли инвестора с возможностью вкладывать активы в экономику других стран, применять новые технологии для повышения энергоэффективности производства, аккумулировать углеродные кредиты для защиты экономических интересов страны на внешнем энергетическом рынке, торговать квотами на выбросы парниковых газов.

После ратификации  Киотского протокола будет разработана  программа по снижению выбросов парниковых газов в Республике Казахстан  до 2015 года, предусматривающая реализацию конкретных проектов и мероприятий.

3.1.2. Разрушение  озонового слоя

Разрушение озонового  слоя Земли является потенциальной  угрозой для здоровья человека, животных, растительности и микроорганизмов.

Наблюдения с 1973 года показывают, что толщина  озонового слоя над Казахстаном  уменьшилась на 5-7%.

Меры по регулированию  использования веществ, разрушающих  озоновый слой, принятые в соответствии с Монреальским протоколом, способствовали его уменьшению в мире в 10 раз  по сравнению с уровнем 1986 года.

Наша страна присоединилась к международным соглашениям об охране озонового слоя в 1998 году. В настоящее время в Казахстане проводятся работы по сокращению использования озоноразрушающих веществ (ОРВ) и изъятию их из обращения, внедрению новых технологий с применением веществ, не разрушающих озоновый слой.

Основными путями ликвидации угрозы разрушения озонового  слоя являются: обеспечение скорейшего отказа от использования ОРВ и  их безопасного уничтожения, предотвращение незаконного оборота и проведение постоянного мониторинга концентрации ОРВ в тропосфере для подтверждения успешности предпринимаемых усилий.

Также в течение 2004 года следует принять необходимые  нормативные правовые акты по лицензированию деятельности предприятий, использующих ОРВ, начать обучение специалистов, занимающихся деятельностью с использованием ОРВ, и проведение фундаментальных научных исследований по изучению состояния озонового слоя над Казахстаном, а также продолжить работы по сокращению использования и изъятию ОРВ путем внедрения новых технологий.

В результате проведения данных мероприятий сократится выброс ОРВ, что будет способствовать сохранению озонового слоя Земли.

3.1.3. Сохранение  биоразнообразия

Экосистемы Казахстана отличаются уникальностью биологического разнообразия в Центральной Азии и на континенте в целом.

Исчезновение  видов растений и животных приводит к утрате разнообразия на генетическом уровне и соответствующим изменениям в экосистемах. Основной причиной реальной утраты биоразнообразия являются уничтожение  и деградация местообитаний, главным  образом уничтожение лесов, эрозия почв, загрязнение внутренних и морских водоемов, чрезмерная заготовка видов растений и животных. Не так давно интродукция чужеродных видов растений и животных была также признана в качестве серьезной причины утраты биоразнообразия.

Для сохранения биоразнообразия Республикой Казахстан  в 1994 году ратифицирована Конвенция  по биоразнообразию, разработаны национальная стратегия и план действий по сохранению и сбалансированному использованию  биологического разнообразия.

Наиболее эффективной мерой сохранения биоразнообразия является создание особо охраняемых природных территорий. Площадь особо охраняемых природных территорий республики составляет 13,5 млн. гектаров, или 4,9% от всей территории, что совершенно недостаточно для сохранения экологического баланса биологического разнообразия и ниже мировых стандартов, которые составляют 10%.

Согласно Концепции  развития и размещения особо охраняемых природных территорий Республики Казахстан  до 2030 года предусмотрено увеличить  их площадь до 17,5 млн. гектаров, что будет составлять 6,4% территории республики.

В целях сохранения биологического разнообразия в Казахстане необходима реализация мер по оценке состояния и инвентаризации объектов биоразнообразия, расширению сети особо  охраняемых природных территорий и сохранению природных популяций редких видов с помощью их искусственного воспроизводства и восстановления на нарушенных территориях с учетом современных природных и антропогенных процессов, включению особо охраняемых природных территорий страны в списки Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО и биосферных территорий в рамках программы "Человек и биосфера".

Учитывая особое экологическое, научное, рекреационное, эстетическое и культурное значение всех лесов Казахстана, занимающих всего 4,2% от территории республики, а также их глобальную роль как естественных резерватов биологического разнообразия, следует принять неотложные меры по их переводу в систему особо охраняемых природных территорий. Для этого необходимо до 2006 года разработать программу формирования сети государственных биосферных резерватов.

В последнее  время реальную внешнюю угрозу для  Казахстана представляет завоз широко распространяющихся в мире генетически  измененных организмов и продуктов. Учитывая опасность широкого распространения по всему миру генетически измененных организмов и продуктов, был открыт для подписания Картахенский протокол по биобезопасности Конвенции по биоразнообразию. Подписание Казахстаном Картахенского протокола позволит повысить ответственность стран за осуществление на территории нашей страны деятельности, связанной с трансграничным перемещением генетически измененных организмов и продуктов, принять меры по недопущению их ввоза в страну, обеспечить тесное международное сотрудничество, включая взаимную помощь в деле исследований и научно-технических разработок, а также обмен информацией в области биотехнологий.

Реализация указанных  положений настоящей Концепции  позволит обеспечить охрану объектов окружающей среды, содержание ее на определенном уровне устойчивости, способности к саморегуляции и сохранение многообразия форм живой и неживой природы, в том числе генофонда живых организмов, находящихся на грани исчезновения.

3.1.4. Опустынивание  и деградация земель

Большая часть  Казахстана располагается в засушливой зоне и около 66% ее территории в разной степени подвержено процессам опустынивания. По предварительным расчетам, ущерб от деградации пастбищ, упущенного дохода от эрозии пашни, вторичного засоления и других причин составляет около 300 миллиардов тенге.

Проблема опустынивания  и деградации земель, представляющая реальную внутреннюю угрозу для Казахстана, постепенно может перерасти в  трансграничную проблему в результате возникновения пылесолевых бурь и переноса загрязняющих веществ  воздушными массами на большие расстояния.

Необходимо в  течение 2004 года разработать и утвердить  программу по борьбе с опустыниванием, направленную на предотвращение и сокращение масштабов опустынивания и негативного  воздействия засухи, восстановление деградированных земель и плодородия почв, разработку и внедрение экономических механизмов устойчивого землепользования, обеспечивающих сохранение и/или восстановление ресурсной базы, укрепляющих экологическую безопасность населения, а также информирование и обеспечение участия широких слоев населения в процессе борьбы с опустыниванием.

Основными результатами Программы будут предотвращение процессов опустынивания и сокращение масштабов деградации земель, введение экономических механизмов борьбы с  опустыниванием, повышение продуктивности сельскохозяйственных земель.

3.2. Национальные  экологические проблемы

3.2.1. Зоны экологического  бедствия

Аральский и  Семипалатинский регионы объявлены  зонами экологического бедствия, где  произошли разрушение естественных экологических систем, деградация флоры и фауны и вследствие неблагополучной экологической обстановки нанесен существенный вред здоровью населения. Зоны экологического бедствия представляют собой реальную угрозу внутренней безопасности страны.

В настоящее  время в районах, прилегающих к бывшему Семипалатинскому полигону (85 населенных пунктов с численностью населения 71,9 тыс. человек), отмечается высокий уровень онкологической заболеваемости и смертности населения, болезней системы кровообращения, пороков развития среди новорожденных и эффектов преждевременного старения.

Информация о работе Лекции по "Экологии"