Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:49, курс лекций
2. Цель, основные задачи и принципы обеспечения экологической безопасности
2.1. Цель экологической безопасности
4.1. Экологизация экономики
Экологизация
экономики заключается в
Для осуществления экологизации экономики необходимы развитие ресурсосберегающих технологий и снижение доли экологически "грязных" производств, внедрение экологических условий и требований во все разрабатываемые государственные, региональные и отраслевые программы путем совершенствования экономических механизмов природопользования, государственного экологического контроля, экологического мониторинга и статистики, оптимизации разрешительной системы природопользования и экологической экспертизы.
4.1.1. Совершенствование экономических механизмов
природопользования
Новые экономические механизмы природопользования предусматривают включение экологических характеристик в систему ценообразования, совершенствование системы платности природопользования и обязательное экологическое страхование.
Эффективность природоохранной деятельности природопользователей определяется созданием финансовых стимулов, а также внедрением экономических инструментов стимулирования охраны окружающей среды. Стимулирование природопользователей в проведении природоохранных мероприятий и рациональном использовании природных ресурсов должно проводиться с помощью экономического механизма природопользования, предусматривающего систему экологических платежей.
Платежи за загрязнение окружающей среды обеспечивают экономическое стимулирование снижения загрязнения окружающей среды через механизм повышения ставок за сверхнормативное использование ресурсов или сверхнормативные выбросы и сбросы загрязняющих веществ.
В 2004 году будут пересмотрены ставки платы за загрязнение окружающей среды, размер которых должен устанавливаться исходя из объемов и видов загрязняющих веществ. К ставкам платы за загрязнение окружающей среды при нахождении источника загрязнения на особо охраняемых территориях или вблизи них будут применяться повышающие коэффициенты.
Экономические инструменты должны способствовать установлению жестких норм и стандартов на деятельность хозяйствующих субъектов с целью внедрения инноваций и рационального использования природных ресурсов, развитию и внедрению более эффективных и малоотходных технологий.
Ущерб, причиненный природной среде вследствие нарушения природоохранного законодательства, подлежит возмещению в полном объеме с учетом степени загрязнения и причиненного вреда (ущерба), затрат на восстановление, воспроизводство и иных расходов и потерь.
4.1.2. Совершенствование системы государственного контроля
в области охраны окружающей среды и природопользования
Повышение эффективности государственного контроля в области охраны окружающей среды и природопользования предполагает укрепление органов государственного контроля путем исключения дублирования при осуществлении контрольных и правоприменительных функций и создания механизма защиты прав граждан и организаций в процессе такой деятельности.
Органы государственного контроля в области охраны окружающей среды и природопользования должны обладать всеми полномочиями для принятия независимых и объективных решений в отношении любых вопросов, связанных с проведением инспекций или осуществлением правоприменительных действий.
Развитие системы государственного контроля в области охраны окружающей среды и природопользования должно быть направлено на:
создание модели,
которая помогла бы государственным
органам выявить ключевые характеристики
эффективной системы
содействие сотрудничеству и обмену информацией между всеми участниками деятельности по обеспечению соблюдения экологического законодательства, включая государственные органы, промышленные предприятия, неправительственные организации и широкую общественность;
обязательное
осуществление
четкое определение ответственности на всех уровнях деятельности за выполнение природоохранных мероприятий;
предоставление правовых и социальных гарантий должностным лицам, осуществляющим контроль в области охраны окружающей среды и природопользования.
4.1.3. Оптимизация
разрешительной системы
и экологической экспертизы
В развитых странах мира выдача разрешений на загрязнение окружающей среды осуществляется комплексно на основании обязательной оценки воздействия на окружающую среду.
Одним из правовых воплощений данного принципа является порядок оценки воздействия на окружающую среду, введенный в экологическое законодательство многих стран мира. В число таких стран входит и Республика Казахстан.
В Казахстане традиционно, как и в других странах СНГ, наряду с обязательной оценкой воздействия на окружающую среду проводится государственная экологическая экспертиза. Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС), существующая неразрывно с государственной экологической экспертизой, является механизмом предупредительного экологического контроля над хозяйственной деятельностью.
Принцип превентивной охраны окружающей среды или предупреждения негативного антропогенного воздействия на окружающую природную среду пользуется общей поддержкой во многих странах мира.
При этом обеспечивается
научное обоснование
На основании заключений государственной экологической экспертизы предприятия ежегодно получают разрешения на загрязнение окружающей среды. В 2004 году предполагается оптимизировать, используя международный опыт, разрешительную систему посредством пересмотра сроков действия разрешений в сторону их увеличения с учетом возможных изменений проектных условий деятельности природопользователей. Это необходимо для того, чтобы не было формального подхода к проведению анализа поступающей документации, учитывая постоянный рост количества предприятий.
Кроме того, в Казахстане законодательно закреплено проведение общественной экологической экспертизы, которая в новых рыночных условиях должна стать действенным механизмом, позволяющим вовлекать общественность в процесс регулирования природопользования. Для этого необходимо внести изменения и дополнения в Закон Республики Казахстан "Об экологической экспертизе", предусматривающие условия и порядок проведения обязательной общественной экологической экспертизы.
В этих целях необходимо более активно вовлекать неправительственные организации (НПО) в природоохранную деятельность, использовать их научный и творческий потенциал, возможности и ресурсы неправительственных организаций в проведении общественной экологической экспертизы, в том числе при разработке законодательных актов, формировании экологических проектов, проведении научно-исследовательских разработок и мониторинга экологической ситуации.
С учетом принятия
Программы государственной
4.1.4. Совершенствование
системы экологического
В настоящее время уровень развития экологического мониторинга в Республике Казахстан не отвечает современным требованиям.
Государственная сеть пунктов наблюдений составляет лишь 20% от оптимального их количества при оснащенности измерительной аппаратурой от 40 до 80% от необходимого уровня. Изношенность технических средств наблюдений и измерений приводит к снижению объема и достоверности получаемой информации.
Недостаточная
межведомственная координация систем
мониторинга различных
Требуется незамедлительное принятие мер по созданию единой государственной системы экологического мониторинга окружающей среды и природных ресурсов на основе геоинформационных систем с включением в нее всех предприятий и учреждений ведомственного мониторинга, а также систем производственного мониторинга.
Для ее функционирования необходимы создание фонда экологической информации для сбора, систематизации, хранения и распространения информации, модернизация существующей материально-технической базы систем наблюдения и измерения, принятие нормативных правовых актов для организации взаимодействия всех заинтересованных государственных органов.
4.1.5. Экологическая статистика
Экологическая статистика способствует осуществлению контроля за выполнением стратегических и индикативных планов, государственных программ и других программных документов, определению уровня развития Казахстана, его места в мировом сообществе, выделению приоритетных направлений деятельности государственных органов и общественности.
Однако отсутствие системной основы в формировании показателей, а также их малочисленность не позволяют достоверно оценить динамику изменений состояния окружающей среды и природных ресурсов.
В этих целях
необходима разработка научно обоснованной
системы индикаторов и
Система индикаторов
и показателей в области охраны
окружающей среды должна быть внедрена
в практику индикативного социально-
4.2. Экологизация законодательства
Республики Казахстан
Экологизация
законодательства Республики Казахстан
заключается в учете
4.2.1. Совершенствование законодательства
Республики Казахстан
Казахстан обладает
развитым экологическим
В области совершенствования экологического законодательства Республики Казахстан прежде всего взят курс на сближение с экологическим законодательством развитых стран и внедрение международных стандартов.
На первом этапе необходимо внедрить природоохранные нормы во все другие законодательные акты Республики Казахстан, действие которых может сказаться на состоянии окружающей среды.
В 2004 году будут
подготовлены законодательные акты
по внедрению обязательного
4.2.2. Систематизация законодательства Республики
Казахстан в области охраны окружающей среды
Развитость и
разветвленность