Лекции по "Экологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:49, курс лекций

Описание

2. Цель, основные задачи и принципы обеспечения экологической безопасности
2.1. Цель экологической безопасности

Работа состоит из  1 файл

ЭП СРС.doc

— 151.00 Кб (Скачать документ)

Кроме того, для  реализации указанных законов требуется  большое количество подзаконных  нормативных документов.

В этой связи  дальнейшее реформирование законодательства Республики Казахстан необходимо направить  не на увеличение экологических законодательных  норм, а на их систематизацию и повышение  действенности. Именно эту задачу может  решить кодификация экологического законодательства Республики Казахстан, т.е. обобщение, систематизация и конкретизация норм по сохранению окружающей среды и природных ресурсов.

Большинство положений, имеющих прямое действие без отсылки  к подзаконным нормативным правовым документам, планируется отразить в кодексе об охране окружающей среды.

Процесс кодификации  законодательства Республики Казахстан  в области охраны окружающей среды  должен быть завершен до 2006 года.

4.3. Экологизация  общества

Экологизация  общества - это процесс формирования системы взглядов общества, направленных на достижение гармонии человека с природой. Его осуществление производится путем развития экологического образования и воспитания, научного обеспечения, экологической пропаганды и участия общественности.

4.3.1. Экологическое  образование и воспитание

Для развития экологического образования как основы формирования экологической культуры общества необходимо:

формирование  системы непрерывного экологического образования путем внедрения  вопросов экологии и устойчивого развития в учебные программы всех уровней образования;

подготовка специалистов, переподготовка и повышение квалификации кадров в области экологии для  всех уровней системы обязательного  и дополнительного образования;

государственная поддержка экологического образования.

4.3.2. Научное  обеспечение экологической безопасности

Научное обеспечение  экологической безопасности предусматривает  формирование теоретических и технологических  основ перехода к устойчивому  развитию и включает следующий комплекс фундаментальных и прикладных научных исследований:

определение экологической  емкости природных систем и пределов их устойчивости;

разработку экологически чистых и ресурсосберегающих технологий, производств, видов сырья, материалов, продукции и оборудования, в том числе в сельском хозяйстве;

изучение проблем  сохранения биологического разнообразия, научных основ биобезопасности;

исследование  возможного глобального и регионального  изменения климата и его последствий  для природной среды;

разработку научных основ определения экологических рисков;

разработку средств  и методов предупреждения и ликвидации загрязнений, реабилитации окружающей среды и утилизации опасных отходов;

изучение связи  между заболеваниями людей и  изменениями качества окружающей среды;

систематизацию  накопленных знаний и координацию  научных исследований в области  охраны окружающей среды.

Научные исследования в области экологической безопасности будут проводиться научными учреждениями по государственному заказу через бюджетные  программы и международные гранты.

4.3.3. Экологическая  пропаганда и участие общественности

Распространение экологической информации среди  населения имеет большую просветительно-пропагандистскую значимость в решении вопросов обеспечения  экологической безопасности. В этой работе должны быть задействованы центральные, областные и районные средства массовой информации.

Вместе с тем  необходимо принять меры по повышению  качества, оперативности и актуальности представляемых материалов. Государственные  органы должны освещать в средствах массовой информации актуальные экологические проблемы с публикацией официальных материалов по ним. Для этого необходимо создавать экологические сайты в Интернете и размещать там официальную информацию, продолжать публикацию научных статей, монографий, издание экологических газет и журналов.

Учитывая эффективность  участия всех заинтересованных граждан  в решении экологических проблем, государственные органы должны обеспечить соответствующий доступ к экологической  информации, принятию решений в области охраны окружающей среды. Данный механизм будет обеспечен предоставлением запрашиваемой информации и проведением общественных слушаний по крупным хозяйственным проектам, которые могут оказать существенное влияние на окружающую среду.

Особую роль в экологической пропаганде и просвещении необходимо уделять пропаганде здорового образа жизни в гармонии с природой, развитию экологического туризма.

В соответствии с обязательствами по международным  конвенциям потенциал экологических  неправительственных организаций необходимо направить на решение экологических проблем посредством активизации общественного контроля, проведения общественной экологической экспертизы, участия в формировании общественного мнения по вопросам улучшения качества окружающей среды.

4.4. Расширение международного сотрудничества

Являясь полноправным членом ООН, Казахстан на основе глобального  партнерства должен использовать международное  сотрудничество в качестве ключа  к эффективному проведению государственной  экологической политики.

Принципы устойчивого развития, заложенные в 1992 году в Рио-де-Жанейро и подтвержденные на Всемирном саммите в г. Йоханнесбурге в 2002 году, должны стать основой политики сотрудничества и партнерства в международных отношениях, учитывая то, что Казахстан получает все большее признание в мировом сообществе.

Основные направления  данной политики:

практическая  реализация положений международных  соглашений;

выработка общих  подходов, методик, критериев и процедур оценки качества и контроля состояния  окружающей природной среды;

проведение скоординированных  фундаментальных и прикладных экологических  исследований;

использование международного опыта в решении  проблем экологической безопасности;

активизация привлечения  средств международных организаций  на решение конкретных программ и проектов в области охраны окружающей среды и устойчивого развития страны.

Практическая  реализация такой политики должна способствовать привлечению в Казахстан прогрессивной  поддержки для гармонизации его  развития и общественного устройства с развитыми демократическими государствами.

Для обеспечения  более широкого участия республики в важнейших международных экологических  конвенциях и в природоохранной  деятельности на международном уровне во всех разрабатываемых программах в области охраны окружающей среды должны устанавливаться приоритеты международного сотрудничества и планироваться соответствующие мероприятия по их реализации.

Получение технической  и иной помощи должно сопровождаться анализом ее эффективного использования. Следует привлекать местных экспертов и учреждения к участию в совместных проектах не только для обеспечения достаточного объема информации и более глубокого понимания местных условий, но и для того, чтобы они вырабатывали навыки по управлению природоохранной деятельностью.

5. Ожидаемые результаты от реализации Концепции экологической безопасности

Реализация положений  настоящего документа предполагает разработку планов мероприятий на республиканском  уровне, а также разработку и реализацию мер государственной поддержки  и регулирования в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Конкретизация положений настоящего документа  применительна к отдельным сферам деятельности общества и государства  и особенностям проведения государственной  политики в области экологии может быть осуществлена при разработке государственных, региональных и отраслевых программ Республики Казахстан.

На первом этапе (2004-2007 годы) будет принята и реализована  программа охраны окружающей среды  на 2005-2007 годы, разработаны законодательные  акты, направленные на регулирование вопросов охраны окружающей среды, экологического страхования, отходов производства и потребления, экологического аудита, создана единая система мониторинга окружающей среды и природных ресурсов.

Кроме того, планируется  реализация следующих программ:

развития государственной  системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2004-2010 годы;

по снижению выбросов парниковых газов в Республике Казахстан до 2015 года;

по водосбережению;

действий по борьбе с опустыниванием;

внутренней миграции населения и хозяйственного использования  территорий зон экологического бедствия;

по ликвидации исторических загрязнений;

по совершенствованию  управления промышленными и бытовыми отходами;

по мониторингу  экологического состояния территорий полигонов военно-космического и испытательного комплексов.

Все это позволит уже на первом этапе сохранить  на стабильном уровне выбросы и сбросы в окружающую среду и накопление отходов производства и потребления.

На втором этапе (2008-2010 годы) путем реализации программы охраны окружающей среды на 2008-2010 годы должен быть полностью завершен процесс создания системы охраны окружающей среды, соответствующей принципам устойчивого развития и обеспечивающей с началом третьего этапа качественное улучшение состояния окружающей среды.

На третьем  этапе (2011-2015 годы) в результате завершения всех намеченных программ должны быть достигнуты нормативные показатели качества объектов окружающей среды  и благоприятный уровень экологически устойчивого развития общества, обеспечено снижение воздействия на окружающую среду, сформирована система управления качеством окружающей среды.

Информация о работе Лекции по "Экологии"