Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:49, курс лекций
2. Цель, основные задачи и принципы обеспечения экологической безопасности
2.1. Цель экологической безопасности
Кроме того, для реализации указанных законов требуется большое количество подзаконных нормативных документов.
В этой связи дальнейшее реформирование законодательства Республики Казахстан необходимо направить не на увеличение экологических законодательных норм, а на их систематизацию и повышение действенности. Именно эту задачу может решить кодификация экологического законодательства Республики Казахстан, т.е. обобщение, систематизация и конкретизация норм по сохранению окружающей среды и природных ресурсов.
Большинство положений,
имеющих прямое действие без отсылки
к подзаконным нормативным
Процесс кодификации законодательства Республики Казахстан в области охраны окружающей среды должен быть завершен до 2006 года.
4.3. Экологизация общества
Экологизация общества - это процесс формирования системы взглядов общества, направленных на достижение гармонии человека с природой. Его осуществление производится путем развития экологического образования и воспитания, научного обеспечения, экологической пропаганды и участия общественности.
4.3.1. Экологическое образование и воспитание
Для развития экологического образования как основы формирования экологической культуры общества необходимо:
формирование системы непрерывного экологического образования путем внедрения вопросов экологии и устойчивого развития в учебные программы всех уровней образования;
подготовка специалистов, переподготовка и повышение квалификации кадров в области экологии для всех уровней системы обязательного и дополнительного образования;
государственная поддержка экологического образования.
4.3.2. Научное
обеспечение экологической
Научное обеспечение
экологической безопасности предусматривает
формирование теоретических и
определение экологической емкости природных систем и пределов их устойчивости;
разработку экологически чистых и ресурсосберегающих технологий, производств, видов сырья, материалов, продукции и оборудования, в том числе в сельском хозяйстве;
изучение проблем сохранения биологического разнообразия, научных основ биобезопасности;
исследование
возможного глобального и регионального
изменения климата и его
разработку научных основ определения экологических рисков;
разработку средств и методов предупреждения и ликвидации загрязнений, реабилитации окружающей среды и утилизации опасных отходов;
изучение связи между заболеваниями людей и изменениями качества окружающей среды;
систематизацию накопленных знаний и координацию научных исследований в области охраны окружающей среды.
Научные исследования
в области экологической
4.3.3. Экологическая
пропаганда и участие
Распространение
экологической информации среди
населения имеет большую
Вместе с тем необходимо принять меры по повышению качества, оперативности и актуальности представляемых материалов. Государственные органы должны освещать в средствах массовой информации актуальные экологические проблемы с публикацией официальных материалов по ним. Для этого необходимо создавать экологические сайты в Интернете и размещать там официальную информацию, продолжать публикацию научных статей, монографий, издание экологических газет и журналов.
Учитывая эффективность
участия всех заинтересованных граждан
в решении экологических
Особую роль в экологической пропаганде и просвещении необходимо уделять пропаганде здорового образа жизни в гармонии с природой, развитию экологического туризма.
В соответствии
с обязательствами по международным
конвенциям потенциал экологических
неправительственных
4.4. Расширение международного сотрудничества
Являясь полноправным членом ООН, Казахстан на основе глобального партнерства должен использовать международное сотрудничество в качестве ключа к эффективному проведению государственной экологической политики.
Принципы устойчивого развития, заложенные в 1992 году в Рио-де-Жанейро и подтвержденные на Всемирном саммите в г. Йоханнесбурге в 2002 году, должны стать основой политики сотрудничества и партнерства в международных отношениях, учитывая то, что Казахстан получает все большее признание в мировом сообществе.
Основные направления данной политики:
практическая реализация положений международных соглашений;
выработка общих подходов, методик, критериев и процедур оценки качества и контроля состояния окружающей природной среды;
проведение скоординированных фундаментальных и прикладных экологических исследований;
использование
международного опыта в решении
проблем экологической
активизация привлечения
средств международных
Практическая
реализация такой политики должна способствовать
привлечению в Казахстан
Для обеспечения
более широкого участия республики
в важнейших международных
Получение технической и иной помощи должно сопровождаться анализом ее эффективного использования. Следует привлекать местных экспертов и учреждения к участию в совместных проектах не только для обеспечения достаточного объема информации и более глубокого понимания местных условий, но и для того, чтобы они вырабатывали навыки по управлению природоохранной деятельностью.
5. Ожидаемые результаты от реализации Концепции экологической безопасности
Реализация положений настоящего документа предполагает разработку планов мероприятий на республиканском уровне, а также разработку и реализацию мер государственной поддержки и регулирования в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования.
Конкретизация
положений настоящего документа
применительна к отдельным
На первом этапе (2004-2007 годы) будет принята и реализована программа охраны окружающей среды на 2005-2007 годы, разработаны законодательные акты, направленные на регулирование вопросов охраны окружающей среды, экологического страхования, отходов производства и потребления, экологического аудита, создана единая система мониторинга окружающей среды и природных ресурсов.
Кроме того, планируется реализация следующих программ:
развития государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2004-2010 годы;
по снижению выбросов парниковых газов в Республике Казахстан до 2015 года;
по водосбережению;
действий по борьбе с опустыниванием;
внутренней миграции населения и хозяйственного использования территорий зон экологического бедствия;
по ликвидации исторических загрязнений;
по совершенствованию управления промышленными и бытовыми отходами;
по мониторингу экологического состояния территорий полигонов военно-космического и испытательного комплексов.
Все это позволит уже на первом этапе сохранить на стабильном уровне выбросы и сбросы в окружающую среду и накопление отходов производства и потребления.
На втором этапе (2008-2010 годы) путем реализации программы охраны окружающей среды на 2008-2010 годы должен быть полностью завершен процесс создания системы охраны окружающей среды, соответствующей принципам устойчивого развития и обеспечивающей с началом третьего этапа качественное улучшение состояния окружающей среды.
На третьем
этапе (2011-2015 годы) в результате завершения
всех намеченных программ должны быть
достигнуты нормативные показатели
качества объектов окружающей среды
и благоприятный уровень