Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 03:13, контрольная работа
Охрана окружающей природной среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного влияния на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство. За последние годы загрязнение природной среды достигло невиданных масштабов.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Экологические правонарушения и виды ущерба .. . . . . . . . . . . . . 4
Виды ответственности за экологические правонарушения. . . . . . 6
Природоохранная деятельность прокуратуры. . . . . . . . . . . . . . . . . 8
Современное развитие природоохранного законодательства
в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
Заключение. . . . . . . . . . . . . … . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Список использованных источников. . . . . . . . .
Законодательством, уставами о дисциплине и иными нормативными актами для отдельных категорий рабочих и служащих могут быть предусмотрены и другие дисциплинарные взыскания.
Уголовная ответственность устанавливается тогда, когда природе причиняется существенный вред (загрязнение рек, озер неочищенными и необезвреженными сточными водами, отбросами и отходами промышленных и коммунальных предприятий и т. д.). Наказание — исправительные работы на срок до одного года.
К уголовной и административной ответственности привлекаются исполнители, не только нарушившие правила охраны природы, но и отдавшие подчиненным распоряжения, выполнение которых привело к причинению вреда природной среде.
Материальная ответственность — это возмещение ущерба, который взыскивается по специальным таксам, например: за срубленное дерево - в зависимости от диаметра пня, за ущерб животному миру — за единицу и т. д. Материальная ответственность заключается в возложении на причинителя вреда обязанности возместить расходы, которые по его вине понесло учреждение, организация, предприятие или иной хозяйствующий субъект, с которым виновный находится в трудовых отношениях. В соответствии с трудовым законодательством причинитель вреда несет ответственность в размере прямого действительного ущерба, но не более своего месячного заработка. Однако виновный полностью возмещает вред, если он причинен в результате преступного деяния; умышленно; когда вред причинен не при исполнении своих трудовых обязанностей; когда он причинен работником, находящимся в нетрезвом состоянии; когда в соответствии с законодательством или договором на работника возложена полная материальная ответственность.
При определении размера ущерба учитывается только прямой действительный ущерб, неполученные доходы не учитываются.
Недопустимо
возложение на работника ответственности
за такой ущерб, который может
быть отнесен к категории нормального
производственного риска.
3 Природоохранная деятельность прокуратуры
Важнейшим звеном в сложном государственном механизме надзора за исполнением экологического законодательства являются органы прокуратуры.
Они призваны вместе со специально уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей природной среды обеспечивать экологический правопорядок.
Надзор за исполнением законодательства об охране окружающей природной среды является одним из главных направлений их деятельности. Он осуществляется в строгом соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", принятом Государственной Думой 18 октября 1995 г. В нем излагаются общие задачи органов прокуратуры. Более конкретные задачи прокурорского надзора за исполнением природоохранительного законодательства нашли свое отражение в других нормативных правовых актах, а также в приказах, распоряжениях, указаниях, информационных письмах и иных документах Генерального прокурора РФ. Все они тесно связаны с основными задачами природоохраны, определяемыми Законом РФ "Об охране окружающей природной среды ".
В соответствии с Законом о прокуратуре РФ, органы прокуратуры осуществляют прокурорский надзор за единообразным и обязательным исполнением природоохранного законодательства органами представительной и исполнительной власти, государственного управления и экологического контроля, юридическими лицами, общественными объединениями, должностными лицами; проверку законности и полноты принимаемых ими мер по устранению выявленных нарушений и привлечению виновных к ответственности, а также защиту конституционных прав граждан на благоприятную окружающую природную среду, достоверную информацию об ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью экологическими правонарушениями.
При этом прокуроры используют преимущества единой централизованной системы органов прокуратуры, независимой от местных органов, чего нет у других природоохранных структур. Органы прокуратуры в условиях нарастания экологических правонарушений активно пытаются закрывать те правовые бреши, которые не всегда могут закрыть существующие природоохранные органы. С этой целью в системе органов прокуратуры для обеспечения законности в экологической сфере созданы и успешно функционируют специализированные природоохранные прокуратуры.
Все
это не означает, что прокуратура
подменяет в этих вопросах соответствующие
контрольные природоохранные
Каждый год прокурорами направляются в суды больше тысячи уголовных дел о варварском использовании природных ресурсов, загрязнении окружающей среды и других экологических преступлениях. За последние годы по протестам прокуроров отменено более трех тысяч незаконных правовых актов органов представительной и исполнительной власти субъектов федерации, местного самоуправления, должностных лиц управленческих и контролирующих органов по вопросам природопользования.
Спектр
допускаемых экологических
В связи с этим первоочередной задачей прокуратуры является дальнейшее повышение эффективности ее деятельности за счет усиления надзора за полным, своевременным и законным применением правомочий, предоставленных органам экологического контроля, и активного требования от этих органов проведения проверок.
Другой
важной задачей прокуратуры следует
считать организацию
При
этом следует исходить из следующего.
Во-первых, природоохранные органы
обладают всеми необходимыми правами
и возможностями по выявлению, пресечению
и устранению нарушений природоохранительного
законодательства и ведомственных актов,
привлечению к ответственности виновных
лиц и принятию мер к возмещению причиненного
материального ущерба. Во-вторых, прокуроры,
как уже отмечалось, не вправе подменять
природоохранные органы, дублировать
их деятельность, выполнять функцию контроля.
В-третьих, прокурорский надзор, обладая
признаками всеобщности и надведомственности,
распространяется и на контрольную деятельность,
осуществляемую природоохранными органами.
А это означает, что прокуроры вправе требовать
от указанных органов совершения определенных
действий: проведения проверок, выделения
специалистов для этого, предъявления
исков в суды и арбитражные суды, представления
в прокуратуру соответствующих материалов
и сведений.
Таким образом, прокуроры, с одной стороны,
правомочны проверять исполнение законов
природоохранными органами и, с другой
— призваны всячески способствовать активизации
и совершенствованию их деятельности
по осуществлению контроля за соблюдением
законодательства об охране природы.
Это положение характеризуется следующими
особенностями.
Прокурорский
надзор может осуществляться всегда,
когда исполняется
Прокуроры
обязаны активно и
Воздействие
в какой-либо форме на прокурора
с целью повлиять на принимаемое
им решение или воспрепятствовать
его деятельности влечет за собой
установленную законом
Прокурор не обязан давать каких-либо объяснений по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Никто не вправе без разрешения прокурора разглашать материалы проверок, проводимых органами прокуратуры, до их завершения.
В
зависимости от характера нарушений
природоохранительного
Протест
приносит прокурор или его заместитель
в соответствии со ст. 23
Закона о прокуратуре РФ на противоречащий
закону правовой акт в орган или должностному
лицу, которые издали этот акт, либо обращается
в суд о превышении полномочий при наложении
административных взысканий, в привлечении
к ответственности при отсутствии или
недоказанности вины, при отсутствии причинной
связи между действиями лица и наступившими
последствиями, наложении взысканий по
истечении сроков их применения, установленных
законом.
Представление
прокурора является наиболее распространенным
средством реагирования на нарушения
природоохранительного
Постановление прокурора выносится, как сказано в ст. 25 Закона о прокуратуре РФ, исходя из характера нарушения закона должностным лицом. Так, к примеру, в случае обнаружения признаков экологического преступления им выносится мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела.
В
тех случаях, когда возникает
необходимость привлечения
Кроме
того, прокуроры обязаны принимать
меры к обеспечению возмещения материального
ущерба, причиненного нарушениями
Вместе с тем нельзя не заметить, что, предъявляя иски в суды и арбитражные суды, прокуроры нередко тем самым подменяют другие органы. Подавляющее число исков, если это не связано с рассмотрением судами уголовных дел, должны в первую очередь предъявляться уполномоченными на то органами: комитетами по охране природы, органами здравоохранения, местными органами власти и другими. Прокурорам же надлежит предъявлять иски преимущественно в случаях, когда это по какой-то причине не в состоянии сделать заинтересованные органы. Они должны всячески способствовать активизации и совершенствованию работы по возмещению материального ущерба этими органами, поддерживать, когда это необходимо, заявленные ими иски в судах и арбитражных судах.
Однако следует иметь в виду, что в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом РФ, исковое заявление в Высший Арбитражный суд РФ вправе направить только Генеральный прокурор РФ или его заместитель, а в арбитражный суд субъекта Российской Федерации — также прокурор или заместитель прокурора субъекта РФ и приравненные к ним прокуроры или их заместители (ст. 41). Это означает, что районные и межрайонные прокуроры не могут непосредственно обращаться в арбитражный суд области. В результате данная оговорка в законе несколько осложняет положение межрайонных природоохранных прокуратур.