Ответственность за нарушения законодательства об охране окружающей природной среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 03:13, контрольная работа

Описание

Охрана окружающей природной среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного влияния на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство. За последние годы загрязнение природной среды достигло невиданных масштабов.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Экологические правонарушения и виды ущерба .. . . . . . . . . . . . . 4
Виды ответственности за экологические правонарушения. . . . . . 6
Природоохранная деятельность прокуратуры. . . . . . . . . . . . . . . . . 8
Современное развитие природоохранного законодательства
в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
Заключение. . . . . . . . . . . . . … . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Список использованных источников. . . . . . . . .

Работа состоит из  1 файл

Охрана окружающей природной среды.doc

— 141.00 Кб (Скачать документ)

    Ко  всему прочему прокуроры обязаны  осуществлять контроль за реализацией (исполнением) внесенных ими актов прокурорского надзора, добиваться, чтобы содержащиеся в них требования исполнялись своевременно и в полном объеме. При необходимости им следует проводить контрольные проверки фактического устранения нарушений природоохранительного законодательства.

    Законом о прокуратуре РФ предусмотрена  ответственность за неисполнение требований прокурора.

    В настоящее время эта проблема решается следующим образом. Если требования прокурора, содержащиеся в акте реагирования, не выполняются, им ставится вопрос о привлечении виновных к дисциплинарной или административной ответственности.

    К задачам органов прокуратуры  следует также отнести необходимость  широкого разъяснения ими природоохранительного  законодательства. Вся деятельность прокуратуры должна проводиться в условиях гласности.

    Наиболее  активной реакции органов прокуратуры  в настоящее время требует  проблема радиоактивного загрязнения. Опасность представляют аварии, захоронение  радиоактивных отходов, нарушение  правил эксплуатации объектов и приборов с радиоактивными веществами, их хранения, перевозки и т.п.

    Особой  задачей прокуратуры является систематическая  проверка исполнения законодательства об экологических фондах, поскольку  имеется множество фактов нецелевого расходования средств из этих фондов. А они, как известно, созданы для решения неотложных природоохранных задач.

    Исключительно важной задачей прокуратуры является надзор за исполнением международных  обязательств, принятых в целях решения  глобальных экологических проблем. Генеральная прокуратура РФ в пределах своей компетенции осуществляет на основании ст. 2 Закона о прокуратуре РФ прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров, в т.ч. и по вопросам экологической безопасности.

    Решение всех перечисленных выше задач было бы невозможно без постоянного совершенствования  работы по руководству нижестоящими прокурорами. Генеральный прокурор РФ обязывает вышестоящих прокуроров оказывать практическую помощь городским и иным прокурорам в организации надзора за исполнением законов об охране природы.

    Проверки  исполнения законов проводятся, как  сказано в Законе о прокуратуре РФ, на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурором. Под информацией принято понимать сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления

    В рамках единой системы органов прокуратуры  России наряду с территориальными прокуратурами, сложились и функционируют специализированные природоохранные прокуратуры. 

    4 Современное развитие природоохранного законодательства в России

    В настоящее время Комитет Государственной  Думы Федерального Собрания Российской Федерации по природным ресурсам, природопользованию и экологии ведет  работу над проектами федеральных  законов № 111730-5 "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности" и № 111741-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения энергетической и экологической эффективности российской экономики", которые были приняты в первом чтении 21 ноября 2008 года. 
Принятие законопроектов будет способствовать решению задач, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 года N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики" - снижение к 2020 году энергоемкости валового внутреннего продукта Российской Федерации не менее чем на 40 процентов по сравнению с 2007 годом, обеспечение рационального и экологически ответственного использования энергии и энергетических ресурсов. Следует отметить, что законопроекты направлены на регулирование правоотношений, обеспечивающих энергосбережение, энергетическую эффективность процессов и устройств, рациональное использование природных ресурсов и снижение негативного воздействия на окружающую среду.  
        Еще одним из приоритетных направлений является работа над проектом Федерального закона N 66299-5 "Об охоте". В настоящее время в сфере охоты и ведения охотничьего хозяйства действует несколько сотен подзаконных актов, изданных еще органами государственной власти СССР и РСФСР с 1932 года. Указанные акты не систематизированы. Отсутствие специального закона вынуждает субъекты Российской Федерации принимать собственные нормативные правовые акты, нормы которых нередко противоречат федеральному законодательству, затрагивают вопросы исключительного ведения Российской Федерации, что не позволяет создать стабильную правоприменительную практику в данной сфере. Законопроект "Об охоте", принятый Государственной Думой в первом чтении в июле 2008 года, отражает специфику общественных отношений, фактически сложившихся в настоящее время в сфере охоты и ведения охотничьего хозяйства и призван создать законодательные основы ведения охотничьего хозяйства на территории Российской Федерации. 
28 января 2009 года в первом чтении принят проект Технического регламента "Пищевая продукция из водных биоресурсов". В настоящий момент в Комитете ведется работа по его подготовке ко второму чтению. Указанный законопроект направлен на обеспечение безопасности пищевой продукции из водных биоресурсов при производстве, хранении, перевозке, реализации и утилизации.

    Источники выбросов загрязняющих веществ в  атмосферный воздух выявляются в  ходе проведения государственного экологического контроля, проводимого федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также при проведении государственного экологического мониторинга. В соответствии со статьей 65 Федерального закона "Об охране окружающей среды" государственные инспектора в области охраны окружающей среды имеют право в установленном порядке: посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, в том числе объекты, подлежащие государственной охране, оборонные объекты, объекты гражданской обороны, знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления государственного экологического контроля материалами; проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды. При выявлении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды государственные инспектора имеют право предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля, а также привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение. Отношения в области организации и проведения государственного контроля над охраной атмосферного воздуха регулируются также Федеральным законом "Об охране атмосферного воздуха". В соответствии со статьей 24 указанного закона государственный контроль над охраной атмосферного воздуха должен обеспечить соблюдение: условий, установленных разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на него; стандартов, нормативов, правил и иных требований охраны атмосферного воздуха, в том числе проведения производственного контроля над охраной атмосферного воздуха; режима санитарно-защитных зон объектов, имеющих стационарные источники выбросов вредных веществ в атмосферный воздух; выполнения федеральных целевых программ охраны атмосферного воздуха, программ субъектов Российской Федерации охраны атмосферного воздуха и выполнения мероприятий по его охране.

    Ведется статистика по делам о правонарушениях и преступлениях в сфере природопользования. Еще в 2005 году в планово-аналитическом отделе Управления по надзору в сфере недропользования Федеральной службы по надзору в сфере природопользования организована работа по обобщению и учету данных о постановлениях об административных правонарушениях в сфере природопользования, выдаваемых государственными инспекторами Росприроднадзора и его территориальных органов.

    Введение  специальной главы об ответственности  за экологические преступления является одной из новшеств нового УК РФ. В прежнем УК было более десятка норм об охране природы, но содержались они в различных главах, в основном среди норм о хозяйственных преступлениях. Ныне в рассматриваемой главе семнадцать статей. Предусмотрена ответственность за экоцид (ст. 358 УК), уничтожение или повреждение природных комплексов или объектов, взятых под охрану государства (ст.243 УК), сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо окружающей среды (ст.237 УК). Эти составы преступлений размещены в других главах УК, но они устанавливают ответственность за деяния также сопряженные с причинением вреда природной среде. Таким образом, появилось, наконец, четкое определение в законе круга экологических преступлений, позволяющее выстроить их в систему, и узаконено само название этих посягательств, прежде вызывавшее споры. Суть, однако, не в этом. Главное - изменился подход к общественной и правовой гонке экологических правонарушений и преступлений.

    Прежнее уголовное экологическое законодательство в основном было ориентировано на то, чтобы пресечь расхищение природных ресурсов. Оно рассматривало природную среду как своеобразную "кладовку" природных богатств, отражало безнадежно устаревшую концепцию приоритета экономических интересов перед экологическими и интересами охраны прав человека на жизнь в благоприятных природных условиях. Игнорировало оно и особую важность защиты здоровья человека, экологического благополучия населения при решении хозяйственных, военных, научных и иных проблем.

    В УК РФ содержание главы "Экологические  преступления", как и других, приводится в соответствие с иерархией социальных ценностей, принятых в правовом демократическом  государстве (личность, общество, государство), общепринятыми международными нормами  и требованиями борьбы с современными формами и видами экологической преступности. УК ориентирован на признание окружающей природной среды биологической основой жизни, здоровья, деятельности человека. С этих позиций экологические преступления есть по сути преступления против человека и всего живого на земле путем воздействия на среду обитания. Существенно меняются и представления об общественной опасности данных преступлений, тогда как до сих пор они относились к разряду малозначительных, второстепенных, сил и средств на борьбу с ними выделялось мало, в государственных программах борьбы с преступностью они не значились.

    В связи с изложенным, усиливается  в целом наказуемость экологических  преступлений с одновременной дифференциацией  уголовной ответственности в  зависимости от характера и опасности содеянного, его последствий, личности виновного, наличия смягчающих и отягчающих обстоятельств. Конструкция уголовно-правовых норм, как правило, учитывает характер и тяжесть вреда, причиненного экологическим преступлением здоровью или жизни человека.

    В настоящее время законодательством  Российской Федерации предусмотрены  различные виды ответственности  за нарушение природоохранного законодательства. Такая ответственность предусмотрена  как Кодексом Российской Федерации  об административных правонарушениях, так и Уголовным кодексом Российской Федерации. Однако, наказание за совершенное правонарушение и сегодня далеко не всегда адекватно ущербу, наносимому им окружающей среде. Штрафы, которые предусмотрены Кодексом об административных правонарушениях, часто крайне незначительны. Например, для предприятий, имеющих миллионные прибыли, штраф за нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры для юридических лиц, как и для небольшого предприятия, составляет от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей. За нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него юридическими лицами предусмотрен штраф от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

    Как видно, такой штраф не может стимулировать промышленный гигант внедрять дорогие современные технологии. Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии принимает меры по приведению нормативной базы в соответствие с требованиями обеспечения охраны окружающей среды. Так, в соответствии с принятым в декабре 2008 года Федеральным законом N 309-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", повышены размеры штрафов за нарушение законодательства в области обращения с отходами производства и потребления. В частности, административный штраф за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления, сумма которого составляла от десяти тысяч до ста тысяч рублей, в настоящее время составляет от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей. Однако наказание не должно являться основным стимулом соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды.

Информация о работе Ответственность за нарушения законодательства об охране окружающей природной среды